Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 16+
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Этика публикаций
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Этика публикаций
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 16+
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Этика публикаций
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ

    ТЕКУЩИЙ НОМЕР

    СДО - 2023. - №5
    • SDO Practice
    • Телеграм СДО
    • Science Index
    • Library ru

    Новости

    29 Ноября 2023
    Гатчина принимает делегатов съезда работников дошкольного образования
    В Гатчине открылся региональный съезд работников дошкольного образования, который собрал 300 представителей профессионального сообщества из 18 муниципальных образований Ленинградской области.
    28 Ноября 2023
    Профессор МГППУ Александр Суворов получил премию «Справедливая помощь» в номинации «Преодоление»
    Международная благотворительная организация «Справедливая помощь доктора Лизы» совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ и при поддержке Центра социальных проектов «Счастливые люди» провела ежегодную церемонию вручения Премии «Справедливая помощь».
    23 Ноября 2023
    Дошкольное детство – стратегическая задача государства
    В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в очно-дистанционном формате состоялся круглый стол «О проекте Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года».
    Все новости
    • Статьи текущего номера
    • Популярные статьи
    Статьи текущего номера
    Солнцева О.В., Езопова С.А., Каганец С.В. Феноменология читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2023. - №5 с. 4–17
    Каганец С.В. , Солнцева О.В. , Езопова С.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    133

    Актуальность статьи определяется вниманием к роли чтения подрастающего поколения со стороны государства, значимостью чтения в передаче культуры от поколения к поколению. Становление читательской компетентности ребенка дошкольного возраста предопределено задачами по развитию интереса к чтению в Федеральной образовательной программе дошкольного образования; является результатом инфраструктуры детского чтения, создаваемой в дошкольной образовательной организации и семье. Читательская компетентность ребенка на разных ступенях образования активно изучается на протяжении ХХI века. Структура читательской компетентности ребенка дошкольного возраста, особенности ее проявления остаются практически неизученными, тогда как ее становление начинается именно в дошкольном возрасте.

    Цель статьи: представить результаты эмпирического изучения особенностей читательской компетентности детей дошкольного возраста в контексте гуманитарной методологии исследования, дать характеристику феномена читательской компетентности старших дошкольников на основе ее рабочей модели.

    Описание хода исследования. На предварительном этапе исследования в группах детей старшего дошкольного возраста была создана инфраструктура детского чтения в соответствии с положениями, которые представлены в нашей предыдущей работе*. На начальном этапе исследования на основе теоретического анализа была создана рабочая модель читательской компетентности детей дошкольного возраста. Далее была разработана методика исследования читательской компетентности старших дошкольников, в которой использованы включенное наблюдение и игровые экспериментальные ситуации. Изучение читательской компетентности проводилось в группах детей в возрасте от 5 до 6,5 лет, в эксперименте приняли участие 52 ребенка и 4 педагога. В ходе исследования изучался феномен читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста и фиксировались его проявления (на основе изучения читательской деятельности как чтения-слушания). Особенности читательской компетентности интерпретировались с позиции гуманитарной методологии исследования как феномен, обладающий рядом характеристик. Описание построено вокруг поиска ответов на вопросы: в чем особенности проявления мотивации к чтению-слушанию у детей старшего дошкольного возраста; существует ли у дошкольников первичная ориентация в мире книг и т.д. При интерпретации результатов исследования анализировались проявления детей, зафиксированные во время наблюдения и экспериментальных ситуаций на основе разработанных индикаторов проявления читательской компетентности.

    Выводы. В старшем дошкольном возрасте фиксируется внутренняя мотивация к чтению, которая обусловлена отношением взрослых к данной деятельности, созданием в группах читательской среды. Дети старшего дошкольного возраста имеют первичную ориентацию в мире книг, появляются предпочтения в выборе содержания книг, любимые авторы. Предпочтения в выборе содержания книг связаны с увлечением определенной тематикой, любимые авторы появляются на основе интереса к 2–3 книгам конкретного писателя. В условиях чтения-общения дети свободно высказывают эмоционально-оценочные суждения по поводу читаемого или прочитанного, задают вопросы о том, что им непонятно, оценивают поступки персонажей и рассуждают об их причинах, пытаются формулировать выводы «для жизни» – о том, как надо поступать, об отношениях между людьми. У детей преобладает наивно-реалистическая интерпретация смысла книги, намечается переход к пониманию внутренних смыслов. Зафиксировано появление нового вида детской деятельности – читательской коммуникации.

    Ключевые слова: детское чтение читательская компетентность инфраструктура детского чтения мотивация к чтению читательские коммуникации чтение-общение
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-4-17
    Павлова О.С. Анализ программ по развитию понимания дошкольниками эмоций
    СДО - 2023. - №5 с. 18–30
    Павлова О.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    159

    Обоснование проводимого исследования. Актуальность исследуемой темы обоснована сензитивностью старшего дошкольного периода детства для развития понимания собственных эмоциональных переживаний. Ввиду этого разработано множество программ, направленных на формирование произвольного выражения эмоций детьми дошкольного возраста с помощью развития понимания эмоций. Однако в таких программах используются разнонаправленные средства развития понимания эмоций. Это позволяет предположить неполноту использования потенциала понимания ребенком эмоций для развития произвольного выражения эмоций в этих программах.

    Цель исследования: теоретический анализ программ, направленных на развитие понимания ребенком эмоций.

    Методы. Методом выступил сравнительный анализ. Предметом анализа стали задачи и содержание программ. Анализ задач проводился относительно их функций для формирования произвольного выражения эмоций. Анализ содержания проводился с позиции развития мотивационной составляющей и с позиции развития произвольного поведения.

    Выборка. Для исследования были выбраны программы, направленные на развитие понимания эмоций. Исследуемые программы представлены в рецензируемых изданиях или соответствуют ФГОС ДО. В общей сложности было проанализировано 12 программ, из них 6 парциальных и 6 комплексных.

    Результаты. В задачах, средствах и мотивационных составляющих анализируемых программ отражаются ценностные ориентиры программы, направленные или на развитие понимания ребенком собственных эмоций, или на развитие понимания эмоций окружающих. Оба представленных ценностных ориентира необходимы для формирования произвольного выражения эмоций. Тема понимания эмоций имеет широкий потенциал для формирования стремления ребенка к произвольному выражению эмоций через развитие внеситуативно-личностного общения. Основными средствами овладения произвольным выражением эмоций являются стратегии поведения и правила поведения. Стратегии поведения как средства формирования произвольного выражения эмоций характеризуются утилитарностью. Правила поведения характеризуются ориентированностью на осознание целостной ситуации.

    Заключение. В статье разработаны рекомендации для формирования произвольного выражения эмоций с помощью развития понимания эмоций.

    Ключевые слова: произвольное поведение регуляторные функции понимание эмоций образовательная программа дошкольный возраст
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-18-30
    Гогоберидзе А.Г., Лазаренко В.П. Проектирование программы просветительской деятельности с учетом актуальных представлений о детстве старших дошкольников и их родителей
    СДО - 2023. - №5 с. 31–41
    Лазаренко В.П. , Гогоберидзе А.Г.
    ПОДРОБНЕЕ
    115

    Актуальность исследования. Изменения, происходящие в обществе и культуре, влияют на трансформацию такого социокультурного феномена, как детство. Получение актуальных знаний о детстве позволяет спрогнозировать особенности будущего общества, взрослое население которого составят современные дети. Получение данных о сходствах и различиях представлений о детстве у детей и взрослых может позволить выстроить эффективную просветительскую работу с родителями. Это поможет взрослым лучше понимать детей, изменить образовательный и воспитательный процесс в соответствии потребностями, ценностями, проблемами современных дошкольников. В статье представлены результаты исследования особенностей представлений о детстве как феномене у детей старшего дошкольного возраста и родителей старших дошкольников и проектирования на этой основе программы просветительской деятельности для родителей.

    Организация исследования. Цель исследования заключалась в разработке методик и проведении сравнительного анализа представлений о детстве у детей и родителей и разработке программы просветительской деятельности с учетом выявленных особенностей. Диагностический исследовательский инст­рументарий включал модификации «мягких» методов (С.Н. Майорова-Щеглова): социографический метод (рисунок на заданную тему «Дети и их детство», анализ изображенного события), метод коллизий (анализ вербально представленной ситуации) и метод комиксов (придумывание ребенком реплик героя в представленных ситуациях). Кроме того, были использованы вспомогательный метод – беседа – для интерпретации детских рисунков и модифицированная методика проективного характера «Лесенка».

    Результаты исследования. В результате исследования получены сравнительные данные о специфике представлений разных поколений о феномене «Детство», выявлены особенности понимания детства современными детьми и современными родителями, на этой основе разработана и апробирована программа просветительской деятельности для родителей. Программа просветительской деятельности: ориентирована на развитие родительской компетенции как интегративной способности решать задачи развития и воспитания детей, что предполагает осуществление комплексной просветительской работы, включающей стимулирование мотивации, становление позиции, обогащение представлений и формирование практических умений; предполагает организацию системы индивидуального сопровождения родителей, разнообразие форм работы, развития родительской рефлексии, стимулирование самостоятельности и осознанности через ведение персонального дневника; практикоориентирована, проиллюстрирована большим количеством примеров и кейсов из реальной практики; предполагает актуализацию существующего опыта родителей, помогает каждому увидеть точки собственного роста.

    Выводы. Программа просветительской деятельности спроектирована на основе полученных данных о специфике представлений о феномене детства старших дошкольников и родителей и ориентирована на актуальные для современных родителей и детей проблемы воспитания ребенка в семье.

    Ключевые слова: детство представления о детстве дети старшего дошкольного возраста родители дошкольников дошкольное образование программа просветительской деятельности
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-31-41
    Дорофеева Е.Е. Развитие детского художественного творчества в детско-родительском взаимодействии
    СДО - 2023. - №5 с. 42–55
    Дорофеева Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    108

    Актуальность. В последнее время актуален вопрос о соотношении творческого развития и художественно-эстетического воспитания. Хотя в советский период были подробно разработаны вопросы художественно-эстетического развития дошкольников, исследователи продолжают говорить о снижении творческой активности современных детей. Статья предлагает один из способов творческого развития детей, основанный на взаимодействии семьи и детского сада.

    Ход исследования. На теоретическом уровне были соединены концепции взаимодействия ребенка со значимым взрослым, единства общения и деятельности, положения диалогического подхода о равном взаимовлиянии субъектов диалога. Эти положения были положены в основу конструирования прогностической модели педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества, выделения ее компонентов и этапов содержательного блока.

    Результаты исследования. В результате исследования была спроектирована прогностическая модель педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества.

    Выводы. Развитие творческой деятельности во взаимодействии с родителем будет наиболее эффективно в дошкольном детстве. Мотивация совместной деятельностью с родителем крайне важна для ребенка, ребенок при этом получает позитивный опыт творчества, а старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования отношения к творчеству и к себе как к творческой личности. Для сглаживания и гармонизации детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности разумно применять педагогическое сопровождение детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности.

    Ключевые слова: детское творчество детско-родительское взаимодействие педагогическое сопровождение работа с семьей детско-взрослое сообщество художественно-эстетическое воспитание
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-42-55
    Тарунтаев П.И. Использование цифровых устройств старшими дошкольниками и уровень развития умственных способностей
    СДО - 2023. - №5 с. 56–67
    Тарунтаев П.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    144

    Актуальность. Старшие дошкольники – активные пользователи современных цифровых устройств, в связи с чем их медиаактивность все чаще становится предметом пристального внимания. Ученые расходятся во мнении, позитивно или негативно гаджеты влияют на развитие психики ребенка, и какие виды медиаактивности положительно сказываются на успешности дошкольников.

    Цель исследования: выявить различия в уровне развития умственных способностей старших дошкольников двух групп: использующих цифровые устройства преимущественно для просмотра мультфильмов и видео и использующих цифровые устройства преимущественно для видеоигр и приложений.

    Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 267 детей старшего дошкольного возраста и их родители. Родители заполняли опросник (Борцова, Некрасов, 2020), направленный на изучение преимущественного способа использования цифровых устройств ребенком и показателей экранного времени. Дети 5–7 лет были разделены на две группы: преимущественно просматривающих видео и мультфильмы (пассивное экранное время), и предпочитающих видеоигры и приложения (активное экранное время). Уровень развития умственных способностей детей изучался с помощью батареи методик, созданных под руководством Л.А. Венгера. По уровню развития воображения дети делились на три группы на основании результатов проведения методики «Дорисовывание» (Дьяченко, 2007). Результаты развития интеллектуальных и творческих способностей двух групп детей сравнивались при помощи t-критерия Стьюдента и однофакторного дисперсионного анализа.

    Результаты исследования. Дети, использующие цифровые устройства преимущественно для видеоигр и приложений, имели более высокий уровень развития умственных способностей по сравнению с группой детей, использующих цифровые устройства преимущественно для просмотра мультфильмов и видео. Дети с низким уровнем развития невербального воображения проводили больше времени перед экранами цифровых устройств, чем дети со средним и высоким уровнем.

    Выводы. Современные компьютерные игры и приложения обладают потенциалом для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. При этом взаимодействие с цифровыми устрой­ствами отрицательно сказывается на развитии воображения.

    Ключевые слова: умственные способности интеллект цифровые устройства экранное время цифровизация дошкольное детство
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67
    Соловьева Ю., Кинтанар Рохас Л., Бальтасар Рамос А.М., Эскотто Кордова Э.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского не является конструктивистской
    СДО - 2023. - №5 с. 68–80
    Соловьева Ю. , Кинтанар Рохас Л. , Бальтасар Рамос А.М. , Эскотто Кордова Э.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    129
    С теоретической и методологической точки зрения мы проводим анализ культурно-исторической психологии, чтобы выявить ее отличия от конструктивизма, а также происхождение психологического развития и использование «культурных» и «социальных» терминов. В статье рассматривается метод, используемый в культурно-историческом психологическом подходе, и его значение для организации учебно-воспитательного процесса. Авторы приходят к выводу о необходимости разграничения подхода Выготского и постмодернистского конструктивизма по концептуальному, методологическому и эпистемологическому признакам.
    Ключевые слова: историко-культурная психология психологические теории конструктивизм характер развития методы анализа в психологии
    Популярные статьи
    Баландин Д.Л., Комарова И.И., Смирнова И.Н. Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы)
    СДО - 2022. - №2 с. 40–51
    Баландин Д.Л. , Смирнова И.Н. , Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    362

    Актуальность. В современном мире в результате бурного развития медицины и возможностей выхаживания детей резко увеличивается количество детей с особыми потребностями в развитии. Это приводит к росту инвалидности, особенно в тех случаях, когда не удается выявить отклонения в развитии в раннем возрасте и начать принимать меры. Этому способствует модель медицинского обслуживания, при которой врач имеет ограниченное время для наблюдения за ребенком. Поэтому в работе с детьми младшего возраста возникает проблема невыявленности отклонений в развитии. С другой стороны, даже при выявлении детей, нуждающихся в создании особых условий, есть проблема недоступности развивающих и образовательных услуг детям с ОВЗ раннего возраста (от рождения до 3-х лет); отсутствие условий для формирования инклюзивной среды в ДОО: большая наполняемость групп (до 30 человек), отсутствие специалистов в ДОО, отсутствие сетевых механизмов взаимодей­ствия с территориальной системой ранней помощи, большое многообразие образовательных кейсов и др., при отсутствии оценки качества этих ресурсов.

    Цель. Разработка автоматизированной системы «Мир ребенка», направленной на раннее выявление отклонений в развитии путем педагогического, родительского и медицинского мониторинга.

    Описание хода исследования. Мониторинг строился на наблюдении педагогов за поведением детей в яслях и детских садах и фиксации в системе результатов наблюдений педагога за детьми. Помимо педагогов за детьми ведут наблюдение медики и родители. Самообучающаяся система корректирует оценки в зависимости от увеличения количества участников системы. На основании полученных в системе данных организуется психолого-педагогическая комиссия в детском саду. В случае необходимости родителям рекомендуют обратиться в ПМПК. Здесь происходит верификация нарушений и делаются рекомендации условий образования ребенка. В детском саду разрабатывается адаптированная программа, наблюдения продолжаются, и ведется их фиксация. Корректировка системы осуществляется не чаще, чем один раз в полгода.

    Результаты. Проект был поддержан Агентством стратегических инициатив, принят как образцовая практика и обсуждался на заседании экспертов АСИ. В декабре 2021 года проект был также представлен на совещании «Цифровая трансформация в дошкольном воспитании» в Аналитическом центре при Правительстве РФ. В настоящее время проект проходит апробацию. Параллельно идет обучение системы искусственного интеллекта.

    Заключение. В результате реализации проекта: разработана Информационная система с гораздо большим функционалом, чем предполагалось, включающая не только педагогический мониторинг, но и медицинский; проведено обучение педагогов трех регионов (г. Клин, Московская область; г. Омск; г. Казань, Республика Татарстан) в пяти учебных комплексах. Проведено обучение педиатров и сестер в пяти медицинских учреждениях. Проведено обучение родителей, чьи дети участвуют в апробации.

    Ключевые слова: дошкольное образование индивидуальное развитие ребенка мониторинг цифровая трансформация информационная система медицинское обслуживание
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51
    Габдулхаков В.Ф., Зиннурова А.Ф., Совина А.В. Методические приемы формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в речи билингвальных детей старшего дошкольного возраста
    СДО - 2023. - №1 с. 12–22
    Совина А.В. , Зиннурова А.Ф. , Габдулхаков В.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    234

    Актуальность тематики статьи обусловлена необходимостью формировать у старших дошкольников грамматический строй на втором для них – русском – языке. Грамматические категории аспектуальности и темпоральности являются важнейшими категориями связной русской речи. Именно эти категории вызывают у детей наибольшие трудности. Мы выдвинули гипотезу о том, что если в рамках литературного образования детей проводить анализ категорий аспектуальности и темпоральности – обращать внимание дошкольников на особенности использования видовременных отношений русского глагола, учить их правильно воспроизводить видовременные отношения в процессе пересказа текста или составления своего рассказа – то эффективность работы по формированию грамматического строя русской речи, качество построения связной русской речи существенно возрастут.

    Цель статьи – показать результаты исследования по использованию методических приемов формирования грамматических категорий аспектуальности и темпоральности в русской речи детей-билингвов.

    Ход исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе детских садов с татарским языком воспитания Республики Татарстан. В этих садах дети осваивают два языка – русский и татарский. При этом татарский язык для них является родным. Эксперимент проходил в 2020–2022 гг. Полученные данные сравнивались с контрольными группами, в которых работа над категориями аспектуальности и темпоральности не проводилась. Общая численность испытуемых составила 334 ребенка старшего дошкольного возраста (161 – в экспериментальных группах, 173 – в контрольных). В педагогическом эксперименте мы попытались акцентировать внимание детей на видовременных особенностях русского глагола, использовать выявленные особенности при построении детьми пересказов услышанного текста или при конструировании своих рассказов на русском языке.

    Результаты исследования оказались положительными: по количеству речевых ошибок в контрольных группах изменений не обнаружено, в экспериментальных группах – существенное снижение (в среднем на 34%). Это доказало эффективность методических приемов работы над категориями аспектуальности и темпоральности.

    Заключение. Результаты исследования убеждают, что работа по развитию у двуязычных детей грамматического строя на русском языке должна учитывать типичные речевые ошибки старших дошкольников: неправильное употребление приставок и суффиксов, передающих видовые оттенки глагола; использование глаголов настоящего времени вместо прошедшего; употребление глаголов прошедшего времени вместо настоящего; неумение передавать действие в будущем времени; неправильное включение глаголов несовершенного вида в содержание повествования о действиях в прошедшем времени. В связи с этим рекомендуется: использовать в работе по развитию речи старших дошкольников специальные методические приемы: прием композиционного расчленения структуры повествования, прием констатации действия в глаголах несовершенного вида, прием констатации действия в глаголах совершенного вида, прием композиционного воспроизведения структуры повествования.

    Ключевые слова: методические приемы грамматические категории аспектуальность темпоральность связная речь билингвизм дети старшего дошкольного возраста
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-12-22
    Шакирова Е.В., Кузьмин С.В. Понимание воспитателями значения электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников: угроза общению или возможность для развития?
    СДО - 2023. - №2 с. 44-53
    Шакирова Е.В. , Кузьмин С.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    184

    Актуальность исследования. Дошкольные образовательные организации активно внедряют в работу различные электронные средства обучения – ноутбуки, интерактивные доски, цифровые лаборатории, 3D-ручки и многое другое. Применение данных средств для обогащения образовательной деятельности ребенка и повышения разнообразия его самостоятельной деятельности – важная задача современного дошкольного образования. Изучение отношения педагогов к применению технических устройств в работе с детьми – актуальная проблема, изучение которой позволит выявить особенности использования воспитателями электронных средств обучения.

    Цель исследования: выявление отношения воспитателей к применению электронных средств обучения в образовательной деятельности дошкольников.

    Методология: индивидуальное структурированное  интервью.

    Описание хода исследования. Выборку составили 50 воспитателей дошкольных образовательных организаций г. Иваново. Педагогам предлагалось ответить на ряд вопросов по использованию электронных устройств в профессиональной деятельности. Тщательно исследовались высказывания, показывающие отношение респондента к применению техники в работе с детьми; возможности для развития ребенка, которые видит педагог в применении современной техники; проблемы и сложности, с которыми встречается в процессе использования электронных устройств.

    Основные результаты. Воспитатели активно применяют технические устройства в работе с детьми. Чаще всего техника используется педагогами для повышения наглядности занятий, а также в качестве сюрпризного момента для привлечения внимания детей. Большинство опрошенных воспитателей не хотели бы применять технические средства на каждом занятии. Они объясняют это тем, что для дошкольника важнее получать опыт живого общения, предметной деятельности и самостоятельной работы с различными материалами. Среди основных проблем педагогов в работе с техническими устройствами можно выделить недоступность или неисправность электронных средств, а также нехватку расходных материалов и сложность освоения компьютерных программ.

    Выводы. Основная проблема в отношении педагогов к современным техническим устройствам состоит в противоречии между широкими возможностями для проведения занятий, которые дает техника воспитателю, и возможным вредом для здоровья и развития ребенка. Педагоги расценивают электронные средства обучения как ресурс для дополнительного аудиовизуального сопровождения занятий и не видят потенциала технических устройств для обогащения самостоятельной деятельности детей на занятиях и в игре. Применяя технические устройства в работе с детьми, педагоги исходят из руководящей позиции взрослого и определяют занятие в качестве ведущей организационной формы работы с дошкольниками.

    Ключевые слова: дошкольное образование электронные средства обучения воспитатели технические устройства детский сад
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-44-53
    Горшкова Е.В., Львова Н.В. Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения
    СДО - 2023. - №3 с. 36–43
    Львова Н.В. , Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    183

    Актуальность тематики статьи. Проблема адаптации младших дошкольников к условиям ДОО – одна из актуальных в связи с важностью поиска эффективных средств ее оптимизации и сокращения периода привыкания к новой социальной ситуации развития.

    Цель статьи – описать экспериментальное исследование и результаты оптимизации адаптации детей 3–4-го года жизни к условиям ДОО при использовании игровых упражнений с элементами невербального общения.

    Описание хода исследования. Согласно гипотезе, игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. В эмпирическом исследовании участвовали 40 детей 3–4-го года жизни, разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующая диагностика, развивающие занятия и контроль. На констатации и контроле для диагностики особенностей эмоционального состояния детей использовались модифицированные карты наблюдения, включающие показатели невербального поведения и общения детей. На развивающих занятиях с детьми ЭГ использовались игровые упражнения с элементами невербального общения, формирующие адресное обращение к партнеру (сверстнику, взрослому). Было проведено 12 занятий (по 15–20 минут) три раза в неделю в течение месяца. Полученные результаты обеих групп сравнивались между собой. При обработке количественных данных психолого-педагогического эксперимента применялись методы математической статистики.

    Результаты исследования. Занятия в ЭГ позволили сократить период адаптации детей 3–4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками.

    Заключение. Результаты подтвердили гипотезу и позволили уточнить информацию о различиях в развитии детей 3–4-го года жизни благодаря воздействию экспериментальных занятий (в ЭГ) и без него (в КГ).

    Ключевые слова: адаптация невербальное общение игровые упражнения эмоционально-двигательная психотехника адресное невербальное сообщение
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-36-43
    Буянов А.А., Лыкова И.А., Майер А.А. Актуализация программы воспитания ДОО: ориентир на традиционные ценности
    СДО - 2023. - №4 с. 75–88
    Майер А.А. , Лыкова И.А. , Буянов А.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    101

    Обоснование проблемы исследования. Авторами представлены основы проектирования программ воспитания в дошкольных образовательных организациях с учетом актуализации содержания и направленности образовательной деятельности в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, включающей Федеральную рабочую программу воспитания.

    В статье обоснована необходимость актуализации программ воспитания ДОО в целях переосмысления педагогами традиционных ценностей как ключевых ориентиров воспитательной работы.

    Задачи и методы исследования. Особое внимание уделено научному обоснованию места и роли воспитания в современном образовании, проектированию программных документов с опорой на ценностные ориентиры воспитательной деятельности. На основе сопоставительного анализа раскрыты термины и описаны основы воспитания – «уклад», «воспитывающая среда», «общности». На основе анализа документов ДОО и продуктов образовательной деятельности приведены примеры описания уклада дошкольной образовательной организации. Представлены варианты моделирования и проектирования воспитательной деятельности в условиях социально-педагогического партнерства образовательной организации и семьи.

    Материалы и результаты исследования. В статье раскрыты цель, смысл и общая философия деятельности образовательной организации, ее миссия, принципы жизни и воспитания в детском саду, образ детского сада, его особенности, символика, имидж. Представлены практические примеры описания уклада и общностей посредством презентации программных материалов, раскрывающих взаимоотношения между детьми и воспитывающими взрослыми (родителями, педагогами и др.), что находит отражение в правилах, традициях и ритуалах, нормах этикета в ДОО. Сделан акцент на презентации развивающей предметно-пространственной среды, отражающей образ и ценности ДОО. Представлены рабочие материалы по описанию социокультурного контекста, определяющего сущность и специфику воспитывающей среды. Приведена новелла научно-методического сопровождения реализации Федеральной рабочей программы воспитания – практическое руководство «Воспитателю о воспитании».

    Заключение. Представленная модель организации воспитательной деятельности в современном дет­ском саду раскрывает взаимосвязанные компоненты: ценности как цель и сущность воспитания; этапы воспитательной работы, содержательные форматы взаимодействия участников воспитательных отношений. Предложенное авторами практическое руководство «Воспитателю о воспитании» ориентирует на реализацию педагогической модели, которая поможет руководителям и воспитателям ДОО компетентно организовать воспитательную работу, направленную на приобщение детей к ценностям российского общества в соответствии с ФОП ДО.

    Ключевые слова: воспитание дошкольное образование практическое руководство «Воспитателю о воспитании» сопровождение воспитательной работы традиционные ценности уклад дошкольной образовательной организации федеральная рабочая программа воспитания
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-75-88
    Йигит Э. Сила качественного контента в детских медиа: содействие устойчивому развитию и экологическому сознанию в развитии детей младшего возраста
    СДО - 2023. - №4 с. 89–96
    Йигит Эврен
    ПОДРОБНЕЕ
    74

    Актуальность. В современном быстроразвивающемся мире, где устойчивость и экологическое сознание стали важнейшими глобальными проблемами, особое внимание необходимо уделять воспитанию детей в раннем возрасте и продвижению устойчивых ценностей. Одним из ключевых инструментов в этом процессе является качественный контент детских медиа.

    Цели исследования. В статье рассматривается важность качественного контента в детских медиа для продвижения устойчивых ценностей и улучшения развития детей в раннем возрасте. Обсуждается необходимость создания качественного контента в медиа для детей младшего возраста, определяется и оценивается качественный контент, а также исследуется, как он может повысить осведомленность и вызвать изменения в социальном поведении.

    Ход исследования. В статье используется подход к изучению конкретных случаев, анализируется «Козалак для дошкольников» – анимационный сериал, созданный автором статьи, который моделирует устойчивые методы и поощряет детей к общению с природой. Сериал был создан в рамках проекта «Повышение качества и доступа к услугам дошкольного образования (ECE)» в Турции и служит примером того, как качественный контент может способствовать устойчивому поведению и поддерживать развитие детей в раннем возрасте.

    Выводы. Качественный контент служит мощным инструментом продвижения устойчивого развития и формирования более оптимистичного будущего. Благодаря интеграции образовательных элементов, позитивному ролевому моделированию, социально-эмоциональному обучению и акценту на экологиче­ское сознание детские медиа могут помочь юным умам стать катализаторами перемен. Воспитывая понимание устойчивого развития и укрепляя приверженность защите окружающей среды, качественный контент в детских медиа может оказать долгосрочное влияние на их развитие и вдохновить стать активными защитниками нашей планеты.

    Ключевые слова: качественный контент детские медиа устойчивость раннее развитие детей «Козалак для дошкольников» мультсериал

    В фокусе

    Дорофеева Е.Е. Развитие детского художественного творчества в детско-родительском взаимодействии
    Дорофеева Е.Е. Развитие детского художественного творчества в детско-родительском взаимодействии

    Актуальность. В последнее время актуален вопрос о соотношении творческого развития и художественно-эстетического воспитания. Хотя в советский период были подробно разработаны вопросы художественно-эстетического развития дошкольников, исследователи продолжают говорить о снижении творческой активности современных детей. Статья предлагает один из способов творческого развития детей, основанный на взаимодействии семьи и детского сада.

    Ход исследования. На теоретическом уровне были соединены концепции взаимодействия ребенка со значимым взрослым, единства общения и деятельности, положения диалогического подхода о равном взаимовлиянии субъектов диалога. Эти положения были положены в основу конструирования прогностической модели педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества, выделения ее компонентов и этапов содержательного блока.

    Результаты исследования. В результате исследования была спроектирована прогностическая модель педагогического сопровождения детско-взрослого взаимодействия в процессе художественного творчества.

    Выводы. Развитие творческой деятельности во взаимодействии с родителем будет наиболее эффективно в дошкольном детстве. Мотивация совместной деятельностью с родителем крайне важна для ребенка, ребенок при этом получает позитивный опыт творчества, а старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования отношения к творчеству и к себе как к творческой личности. Для сглаживания и гармонизации детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности разумно применять педагогическое сопровождение детско-взрослого взаимодействия в творческой деятельности.

    Новости

    29 Ноября 2023
    Гатчина принимает делегатов съезда работников дошкольного образования
    В Гатчине открылся региональный съезд работников дошкольного образования, который собрал 300 представителей профессионального сообщества из 18 муниципальных образований Ленинградской области.
    28 Ноября 2023
    Профессор МГППУ Александр Суворов получил премию «Справедливая помощь» в номинации «Преодоление»
    Международная благотворительная организация «Справедливая помощь доктора Лизы» совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ и при поддержке Центра социальных проектов «Счастливые люди» провела ежегодную церемонию вручения Премии «Справедливая помощь».
    23 Ноября 2023
    Дошкольное детство – стратегическая задача государства
    В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в очно-дистанционном формате состоялся круглый стол «О проекте Концепции развития дошкольного образования на период до 2030 года».
    Все новости

    О ЖУРНАЛЕ

    Журнал «Современное дошкольное образование» издается с 2007 года по инициативе группы экспертов по дошкольному образованию при поддержке Российского психологического общества (РПО). История развития дошкольного образования в нашей стране неразрывно связана с работой ученых с мировым именем, чьи исследования заложили фундамент науки об изучении ребенка – Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и многими другими. Журнал направлен, в первую очередь, на освещение фундаментальных и прикладных исследований в области детства, реализуемых как в логике культурно-исторической теории, теории деятельности, так и других направлений в России и за ее пределами. Издание придерживается принципов открытой науки, поэтому не взимает плату с авторов за публикацию и с читателей – за ознакомление с материалами журнала.


    ЦЕЛИ И МИССИЯ ЖУРНАЛА

    Одна из главных целей журнала – обсуждение тех вопросов, с которыми столкнется современный дошкольник при вхождении в жизнь. Мы привлекаем отечественных и зарубежных специалистов, чтобы составить максимально полное представление о возможных вариантах решения различных проблем детства. В рамках журнала хочется наладить диалог не только с профессионалами в области дошкольного образования, но и с родителями, которые непосредственно сталкиваются со всем многообразием проявлений дошкольного возраста. Именно родители обладают той уникальной информацией, которая передает особенности становления ребенка в условиях современности.


    • Издательский дом Routledge. Taylor & Francis Group
    • Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»
    • Психологический факультет МГУ
    • Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО)
    • Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ)
    • Общественная палата Российской Федерации
    • Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2023. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Пользовательское соглашение
    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью