Новые формы физического воспитания у старших дошкольников в контексте развития интеллектуально-творческой сферы личности
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В период старшего дошкольного возраста у ребенка формируется выраженная произвольность таких психических процессов, как мышление, память, внимание, устанавливается поведение, усложняется эмоциональная сфера, проявляются творческие способности, определяющие степень подготовленности ребенка к усложняющимся требованиям школьного обучения. В связи с требованиями ФГОС ДО к интеграции физического и интеллектуально-творческого развития дошкольников двигательно-творческая деятельность становится ключевым фактором формирования познавательных способностей, воображения и эмоционального интеллекта. Особое внимание уделяется структурным компонентам развития: двигательному воображению, памяти, вниманию и координационным навыкам, однако роль подвижных игр в социализации старших дошкольников остается недостаточно изученной.
Цель. Целью исследования стала разработка содержания и использование новых форм физического воспитания старших дошкольников, преимущественно направленных на развитие интеллектуально-творческой сферы личности детей, обоснование и оценка их эффективности, изучение взаимосвязи развития двигательной и интеллектуально-творческой сферы личности дошкольников в процессе занятий.
Выборка. В эксперименте приняли участие 237 старших дошкольников пяти детских садов Иркутска.
Методы. В ходе исследования применялись различные методы, такие как структурированный анализ подвижных игр, анкетирование, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент и статистическая обработка полученных данных. Эффективность новых форм физкультурной деятельности оценивалась с помощью диагностических методик, основанных на уровневой оценке: «Запоминание двигательного действия» (В.Р. Кузекевич), «Проба на динамический праксис» (А.Р. Лурия), «Солнце в комнате» (В.Б. Синельников, В.Т. Кудрявцев), «Дерево желаний» (В.С. Юркевич).
Результаты. Нами были определены, разработаны и дополнены организационные формы физкультурно-оздоровительных занятий в дошкольных образовательных учреждениях, подкреплены методическим инструментарием и апробированы на практике. Было установлено, что систематическое применение подвижных игр образовательной направленности, полос препятствий, двигательных аттракционов и творческих заданий способствует существенному повышению уровня памяти, воображения и самостоятельного управления движением. Внедрение нестандартного оборудования и игровых сюжетов активизировало познавательную активность детей и стимулировало развитие двигательного творчества.
Выводы. Результаты оценки уровня сформированности интеллектуально-творческой сферы личности старших дошкольников позволяют утверждать, что использование в процессе физического воспитания широкого арсенала новых двигательно-игровых организационных форм позволяет существенно повысить его эффективность в целом. Результаты имеют практическую ценность для разработки программ в ДОУ, сочетающих двигательную активность с когнитивным и творческим развитием.
Литература
Атарова, А.Н. (2021). Развивающий потенциал пространства дошкольной образовательной организации в решении задач развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста. Ученые записки Забайкальского государственного университета, 16(2), 14–20. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2021-16-2-14-20
Аюпов, Б.Б., Пономарева, Л.И. (2020). Подвижные игры как средство совершенствования основных видов движений у детей дошкольного возраста. Образовательный вестник Сознание, 22(3), 5–9. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-3-5-9
Бондаренко, К.К. (2022). Метод развития координационных способностей и пространственного восприятия двигательных действий. В кн.: Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 599–603). Под науч. ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. Москва.
Бутырская, Е.В., Команенкова, Д.П. (2020). Развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста средствами подвижных игр. Аксиологические проблемы педагогики, (11), 23–30.
Веракса, Н.Е. (2024). Взаимодействие с культурой в структуре дошкольного детства как пространства развития. Культурно-историческая психология, 20(2), 4–14.
Газизова, В.К., Хабибуллин, А.Б. (2021). Влияние физической активности на мозг и интеллектуальные способности. Вопросы педагогики, (12-2), 46–48.
Глухова, М.Ю., Михель, О.И. (2022). Подвижные игры как средство развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 11(213), 106–110. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.11.
Гросс, А.Н., Назаренко, Н.Н., Популо, Г.М. (2017). Подвижные игры как средство формирования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 9(151), 61–65.
Грукова, Н.В., Крестьянинова, Т.Ю., Карелин, М.А., Турковский, В.И. (2021). Подвижные игры как индикатор развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста. Право. Экономика. Психология, 1(21), 102–107.
Дворкина, Н.И., Ончукова, Е.И., Абид, С.Х., Андрусенко, Н.В. (2021). Влияние подвижных игр на интенсивность и объем двигательной активности детей 5–6 лет различного пола в зале и на улице. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, (6), 70–71.
Ежкова, Н.С., Игнатова, В.В. (2023). Развитие самостоятельности у старших дошкольников в подвижных играх. Приднепровский научный вестник, 2(1). 73–75.
Ефимова, М.В. (2023). Развитие двигательной активности дошкольников через систему подвижных игр. Вестник Воронежского института развития образования, (11), 65–71.
Иерусалимова, М.В., Казакова, О.А., Ненашева, Е.В., Иванова, Л.А. (2020). Применение «Даров Фребеля» в системе дошкольного образования — инновационная форма совместного сотрудничества дошкольных учреждений. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 3(181), 182–185. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.3
Калинин, А.Д., Комаров, М.Н., Волобуев, А.Л., Климова, Л.Ю., Махотина, Т.П. (2019). Подвижные игры как средство повышения физической подготовленности мальчиков 7–8 лет в условиях прогимназии. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 4(170), 124–128.
Компаниец, Н.В., Джулай, Т.В. (2022). Развитие внимания и моторной памяти с помощью подвижной игры. Инструктор по физической культуре, (1), 20–23.
Кривсун, С.Н., Быкова, Ю.И. (2024). Использование подвижных игр в физическом воспитании дошкольников. В кн.: Физическая культура, спорт, здоровье и долголетие. Материалы 13-й международной научной конференции. Ростов-на-Дону — Таганрог, 44–50.
Кудрявцев, В.Т. (2011). Игра и развитие воображения ребенка: взгляд с позиций культурно-исторической психологии. Современное дошкольное образование. Теория и практика, (1), 32–43.
Кузекевич, В.Р., Русаков, А.А. (2023). Развивающие подвижные игры интеллектуальной направленности: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во «Аспринт».
Лявукова, Е.В. (2023). Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников посредством подвижных игр в ДОУ. Современное дошкольное образование: теория и практика, (8), 2–6.
Майдокина, Л.Г., Майдокин, В.В. (2024). Развитие свойств внимания обучающихся средствами подвижных игр на уроках физической культуры. Физическая культура в школе, (4), 11–14.
Махновская, Н.В., Аристов, И.В. (2021). Развитие когнитивных способностей младших школьников на уроках физической культуры. Вопросы педагогики, (12-2), 140–142.
Миронов, Д.Л., Егоров, В.Н., Рейборак, А.Д. (2023). Влияние подвижных игр и эстафет на динамику скоростных способностей детей младшего школьного возраста. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, (7), 20–26. https://doi.org/10.24412/2305-8404-2023-7-20-26
Мишина, Е.В. (2022). Подвижные игры как средство физического и всестороннего развития дошкольников. Воспитание и обучение детей младшего возраста, (10), 561–565.
Мокиенко, О.А., Черникова, Л.А., Фролов, А.А., Бобров, П.Д. (2013). Воображение движения и его практическое применение. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова, 63(2), 195.
Молодцова, О.О. (2023). Роль подвижной игры в развитии двигательной активности дошкольников. Дошкольная педагогика, 7(192), 20–21.
Нестеренко, А.А. (1999). Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике. Технологии творчества, (3), 15–24.
Обухова, Л.А. (2018). Развитие творческих способностей дошкольников в условиях поддержки детской инициативы. Перспективы науки и образования, 2(32), 143–146.
Пелихова, А.В., Зайцева, К.П. (2021). Коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр. Вопросы педагогики, (5-1), 206–208.
Петрова, М.А., Болдин, А.С., Доронцев, А.В., Климова, Л.Ю. (2023). Подвижные игры в процессе физического воспитания младших школьников. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 4(218), 304–307.
Писарев, Н.Е. (2020). Влияние интерференции памяти на формирование двигательного навыка. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 1(17), 76–85.
Полевой, Г.Г., Егорычева, Э.В., Федоров, А.В., Ardigò, L.P. (2023). Подвижные игры — эффективное средство развития физических качеств младших школьников. Теория и практика физической культуры, (12), 79–81.
Распопова, А.С., Босенко, Ю.М., Берилова, Е.И. (2020). Развитие психомоторики на уроках физической культуры у младших школьников. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 4(182), 575–577.
Русаков, А.А., Кузекевич, В.Р., Кулешова, О.В. (2024). Подвижные игры как средство развития ориентировки в пространстве у младших школьников. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт, (10), 34–40. https://doi.org/10.24412/2305-8404-2024-10-34-40
Русаков, А.А., Кузекевич, В.Р., Рафаэль, А.Ю. (2024). Развитие гибкости у старших дошкольников на основе реализации блочной модели, основанной на использовании игрового метода. Педагогическое образование в России, (3), 133–142.
Сазонова, Н.П., Токарева, М.А. (2022). Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности в дошкольной образовательной организации. В кн.: Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 93–98). Барнаул.
Скромов, А.Ф. (2022). Формирование тактического мышления средствами подвижных игр и игровых упражнений. Физическая культура в школе, (3), 55–59.
Шарагин, В.И., Климова, Л.Ю., Иванов, Д.А., Еремина, О.Н. (2023). Подвижные игры с направленным развитием координационных способностей у детей дошкольного возраста. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 11(225), 478–482.
Guilford, J.P. (1988). Some changes in the Structure of Intellect. Education Psychology Measurement, (48), l–4.
Prasetiyo, R., Synthiawati, N.N., Susanto, N. (2023). Рengembangan model pembelajaran outdoor games activities untuk meningkatkan problem solving skills siswa. Jurnal Obsesi, (7/6), 7362–7370. https://doi.org/10.31004/obsesi.v7i6.5545
Raval, R. N. (2023). The importance of traditional outdoor games in children’s cognitive and social development. Integrated Journal for Research in Arts and Humanities, (3/2), 196–198. https://doi.org/10.55544/ijrah.3.2.33
Balana, V., Shaaob, M. (2014). Study on Improving the Specific Content of Teaching Physical. Education Classes Through Movement Games in Primary School. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (117), 173–178. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.02.197
- Комментарии