Взаимосвязь воспоминаний взрослых о своей игре в детстве с удовлетворенностью жизнью и отношением к игре своих детей
Скачать в формате PDF
Поступила:
27.03.2025
Принята к публикации:
15.05.2025
Дата публикации в журнале:
10.06.2025
DOI:
10.24412/2782-4519-2025-3129-4-13
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Рябкова, И.А., Черная, В.М., Кан, И.А. (2025). Взаимосвязь воспоминаний взрослых о своей игре в детстве с удовлетворенностью жизнью и отношением к игре своих детей. Современное дошкольное образование, 19(3), 4–13. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-3129-4-13
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Ценность детской игры заключается в ее развивающем потенциале, что определяет необходимость ее поддержки взрослыми, особенно родителями. Исследования показывают, что такая поддержка обусловливает лучшее развитие детей. Более того, родители могут сохранять любовь к игре на протяжении всей жизни. Взрослые, склонные к игре, больше удовлетворены своей жизнью и больше вовлечены в нее. Родительская склонность к игре позволяет быть спонтанным и творческим в детско-родительском взаимодействии. Можно предположить, что собственный позитивный опыт детских игр влияет на удовлетворенность жизнью у взрослых людей и на отношение к игре собственных детей.
Цель. Анализ связи удовлетворенности жизнью и отношения к игре своих детей с воспоминаниями об игре в детстве.
Выборка. В исследовании приняли участие 282 человека (229 женщин, 53 мужчины), в возрасте от 21 года до 69 лет.
Методы. Была использована «Шкала удовлетворенности жизнью» (Satisfaction With Life Scale, SWLS) Э. Динера и др. (Diener et al., 1985) в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина (Осин, Леонтьев, 2008; 2020) и авторская анкета для выявления воспоминаний о своей игре и отношения к игре своих детей.
Результаты. Общие баллы по удовлетворенности жизнью оказались не связаны с воспоминаниями о детских играх; обнаружены связи показателей отдельных субшкал опросника удовлетворенности жизнью с воспоминаниями о своей игре. Также обнаружены связи между показателями воспоминаний о своих играх и отношением к игре собственных детей.
Выводы. Люди, имеющие положительный опыт поддержки и игрового взаимодействия со взрослым в детстве, более удовлетворены своей жизнью во взрослом возрасте, воспринимают себя более успешными в важных для них аспектах жизни. Положительный опыт игры в детстве формирует у человека понимание важности игры для детей и в целом влияет на его подход к воспитанию детей. Взрослые, имеющие положительный опыт игры в детстве, становясь родителями, создают необходимые условия для поддержки аналогичного опыта у своих детей.
Литература
Выготский, Л.С. (1966). Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, (6), 62–77.
Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2008). Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс]. Материалы III Всероссийского социологического конгресса. Институт социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf (дата обращения: 08.02.2023)
Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, (1), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
Поддьяков, Н.Н. (2013). Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. Москва: Изд-во «Обруч».
Рябкова, И.А., Львова, Н.В. (2024). От игры к игривости: к вопросу о психологическом благополучии ребенка. Консультативная психология и психотерапия, 32(4), 10–31. https://doi.org/10.17759/cpp.2024320401
Черная, В.М. (2023). Воспоминания взрослых о своей игре в детстве в связи с удовлетворенностью жизнью и отношением к игре своих детей: магистр дисс. психол.-пед. наук. Москва.
Angeles, L. (2010). Children and Life Satisfaction. J. Happiness Stud, 11, 523–538. https://doi.org/10.1007/s10902–009–9168–z
Bauer, G., Brandt, M., Kneip, T. (2023). The Role of Parenthood for Life Satisfaction of Older Women and Men in Europe. J Happiness Stud, 24, 275–307. https://doi.org/10.1007/s10902-022-00600-8
Bergen, D. (2002). The Role of Pretend Play in Children’s Cognitive Development. Early Childhood Research and Practice, 4, 1–12.
Chandler, B.E. (1997). The essence of play: a child’s occupation. American Journal of Occupational Therapy, 53(4), 410–416. https://doi.org/10.5014/ajot.53.4.410a
Colliver, Y., Linda, J.H., Judith, E.B.J.E., Peter, H. (2022). Free play predicts self-regulation years later: Longitudinal evidence from a large Australian sample of toddlers and preschoolers. Early Childhood Research Elsevier, 2(59), 148–161. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2021.11.011
Diener, E., Emmons, R.A., Larsen, R.J., Griffin, S. (1985). The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, 49(1), 71–75.
Farley, A., Kennedy-Behr, A., Brown, T. (2021). An Investigation into the Relationship Between Playfulness and Well-being in Australian Adults: An Exploratory Study. OTJR: Occupational Therapy Journal of Research, 41(1), 56–64. https://doi.org/10.1177/1539449220945311
Gaskins, S., Miller, P.J. (2009). The cultural roles of emotions in pretend play. Transactions at Play, 9, 5–21.
Grinberg-Atara, M., Atzaba-Poria, N. (2017). Mother-child and father-child play interaction: the importance of parental playfulness as a moderator of the links between parental behavior and child negativity. Infant Mental Health Journal, 772–784. https://doi.org/10.1002/imhj.21678
Halliday, A., Kola-Palmer, S., Davis, P., King, N., Retzle, J. (2023). Childhood fantasy play relates to adult socio‐emotional competence. Infant and Child Development, 32. https://doi.org/10.1002/icd.2451
Hewes, J. (2014). Seeking balance in motion: The role of spontaneous free play in promoting social and emotional health in early childhood care and education. Children, 1, 280–301. https://doi.org/10.3390/children1030280
Hoffman, J., Russ, S. (2012). Pretend play, creativity, and emotion regulation in children. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6(2), 175–184. https://doi.org/10.1037/a0026299
Metaferia, B.K., Futo, J., Takacs, Z.K. (2021). Parents’ views on play and the goal of early childhood education in relation to children’s home activity and executive functions: A cross-cultural investigation. Front. Psychol., 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.646074
Nesbit, R., FitzGibbon, L., Dodd, H. (2023). Street play, wellbeing and mental health from childhood into adulthood. European Psychiatry, 66(S1), S991–S991. https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2023.2107
Okechukwu, F.O., Nnodim, E.J., Dike, I.C., Onyekachi, C.C., Ikejide, M. (2022). Relationship between parents’ play belief and social skill development of school-aged children (6-12 Years) in Enugu east local government. Journal of Family and Society Research, 1(2).
Palmann-Schult, M. (2018). Parenthood and life satisfaction in Europe: The role of family policies and working time flexibility. Eur J Population, 34, 387–411. https://doi.org/10.1007/s10680-017-9433-5
Proyer, R.T. (2013). The well-being of playful adults: Adult playfulness, subjective happiness, physical well-being, and the pursuit of enjoyable activities. European Journal of Humour Research, 1, 84–98. https://doi.org/10.5167/uzh-78008
Sandberg, A. (2001). Play memories from childhood to adulthood. Early Child Development and Care, 167(1), 13–25. https://doi.org/10.1080/0300443011670102
Shorer, M., Swissa, O., Levavi, P., Swissa, A. (2021). Parental playfulness and children’s emotional regulation: the mediating role of parents’ emotional regulation and the parent–child relationship. Early Child Development and Care, 191(2), 210–220. https://doi.org/10.1080/03004430.2019.1612385
Shoshani, A., Yaari, S. (2022). Parental flow and positive emotions: Optimal experiences in parent–child interactions and parents’ well-being. J Happiness Stud, 23, 789–811. https://doi.org/10.1007/s10902-021-00427-9
Skeryte-Kazlauskiene, M. (2021). Play in childhood is related with how we are as adults. The 28th ICCP World Play Conference: books of abstract, 40. Madrid.
Sutton-Smith, B. (1997). The Ambiguity of Play. Harvard University Press.
Walsh, E., Aileen, M. (2021). Life satisfaction amongst working parents: examining the case of mothers and fathers in Ireland. International Journal of Social Economics, ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/IJSE-05-2020-0295
Whitebread, D., Neilson Kr. (2000). The contribution of visual search strategies to the development of pedestrian skills by 4–11-year-old children. The British Journal of Educational Psychology, 70, 539-557. https://doi.org/10.1348/000709900158290
- Комментарии
Загрузка комментариев...