ISSN 1997-9657
       

«Профессиональный стандарт педагога: новые возможности развития российской системы образования»

№02 2017 «Профессиональный стандарт педагога: новые возможности развития российской системы образования»
Аннотация

15 декабря в МИА «Россия сегодня» прошел мультимедийный круглый стол на тему: «Профессиональный стандарт педагога: новые возможности развития российской системы образования». Мероприятие приурочено к Всероссийской конференции по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога, которая состоялась 20 декабря 2016 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете.

Полный текст

В круглом столе приняли участие: ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, академик Российской академии образования Виталий Рубцов; директор Центра образования № 109, академик Российской академии образования Евгений Ямбург; директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский; член-корреспондент Российской академии образования Александр Кондаков; ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, член регионального штаба ОНФ в г. Москве Алексей Гусев.

Евгений Ямбург, являющийся председателем рабочей группы по разработке профессионального стандарта учителя, подробно осветил подходы к разработке стандарта и проблемы его внедрения.

По словам Ямбурга, стандарт планируется как инструмент реализации стратегии образования, инструмент повышения качества образования и объективный измеритель труда учителя. При этом Евгений Александрович заверил, что понятие «стандарт» не будет ограничивать свободу творчества учителя, так как наряду с невариативной, обязательной частью (знание предмета и ИКТ) в нем заложена вариативная «творческая» часть.

Что касается сроков внедрения профстандарта, Евгений Ямбург подчеркнул, что вводить и требовать его исполнения одномоментно нельзя. По его мнению, с точки зрения реализации Профессионального стандарта учителя на местах существует две опасности: слишком быстрое внедрение и, наоборот, отказ от внедрения до получения официального приказа. Поэтому как на этапе подготовки документа, так и на этапе его внедрения необходим системный подход. Кроме того, необходимо собрать и проанализировать мнения участников профессионального педагогического сообщества (для этого проводятся открытые конференции, работает сайт стандартпедагога.рф, куда можно направлять свои пожелания, комментарии и идеи). Рабочая группа по подготовке Профессионального стандарта педагога предлагает провести двухлетний подготовительный и апробационный период и ввести стандарт в действие не раньше 2019 года.

Алексей Гусев от имени Национальной родительской ассоциации сообщил, что родительская общественность одобряет подход к введению трех уровней профессионального роста педагога и работу над созданием наградной культуры. Также Алексей Гусев считает необходимым проводить возрождение педагогической службы в связке с повышением квалификации. В заключение он попросил обратить внимание на место педагогов дошкольного образования в свете готовящихся изменений.

Ректор МГППУ Виталий Рубцов отметил, что в условиях увеличения в школах количества детей, имеющих трудности в обучении, будущим учителям необходима более основательная психологическая и дефектологическая подготовка.

Директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский признался, что профстандарт «надоел как проект». Рачевский предлагает не откладывать внедрение стандарта до 2019 года, провести апробацию и начать реализацию до 2018 года. Ефим Лазаревич привел наглядный пример с введением видеонаблюдения на дорогах: правонарушения прекратились только после того, как камеры были повешены, а не до этого момента. То же самое и с введением профессионального стандарта: сознание общества зависит от обстоятельств. Также Рачевский подчеркнул, что профессиональный стандарт педагога должен быть связан с 83-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).

Александр Кондаков, член-корреспондент РАО и разработчик действующего ФГОС, обратил внимание на то, что введение образовательных стандартов (ФГОС) должно проходить в параллели с изменением стандартов педобразования. И в настоящее время профессиональный стандарт педагога может стать «мостиком» между этими стандартами. Кроме того, Александр Михайлович предложил вовлечь в обсуждение стандарта педагога представителей бизнес-общественности, так как именно бизнес является одним из крупнейших «заказчиков» системы образования.

Развернутое общественное обсуждение Профессионального стандарта педагога продолжилось на конференции в МГППУ.

Обсуждая документ, заместитель председателя Профессионального союза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова отметила, что описанные в нем «требования к уровню подготовки учителя столь высоки, что не соответствуют уровню образования значительного количества педагогических работников».

Многие вузы, колледжи, ИПК, по словам спикера, не смогли или не успели переработать программы подготовки и переподготовки учителей и воспитателей таким образом, чтобы они могли уверенно реализовать стандарт, принятый еще в конце 2013 года.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев поделился результатами двухлетнего исследования, которое Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ провела в несколько этапов. На основном этапе в апреле-мае 2016 года измерялись компетенции учителей русского языка и математики из 67 регионов России. По словам спикера, около 10% преподавателей показали «весьма низкий уровень предметной подготовки по всем трем предметам, включая историю». Так, около 5% учителей математики не справились с задачами на квадратные уравнения. «Существенная доля наставников по каждой из ключевых школьных дисциплин показали низкий предметный результат», – подытожил чиновник.

Академик РАО, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург сообщил, что трепетно относится к передовому учительскому опыту, к свободному полету творческой фантазии преподавателя.

«Но эти свободные полеты возможны, когда выполнена обязательная программа. А иначе часто получается так, что мы изобретаем велосипед и удивляемся, почему он не едет со скоростью “Мерседеса”», – отметил эксперт.

С другой стороны, нельзя и требовать от педагога того, чему его никто никогда не учил, предостерег он.

Также спикер высказал мнение, что модернизация педагогического образования, институтов повышения квалификации учителя запаздывает за вызовами времени. «Методические службы превращаются в структуры по обслуживанию аппаратов управления, часто становятся парашютными площадками для уходящих на пенсию чиновников», – пояснил он.

Евгений Ямбург отметил: «Сегодня родители вправе привести своего ребенка-инвалида в обычную школу, и учитель обязан работать с ним. А для работы с этим сложным контингентом нужны новые профессиональные компетенции».

Такие компетенции будут закреплены в новом профстандарте педагога, а вместе с ними и определенный уровень знаний предметников. По данным последних исследований, каждый десятый российский учитель показал низкий уровень знания своего предмета.

Также Евгений Ямбург пояснил, что новый профстандарт будет дифференцировать учителей не только «по зарплатам, но и по почету, обеспечивая им вертикальный, но не административный, а профессиональный рост».


Так, чтобы занять должность просто учителя, достаточно будет иметь педагогическое образование и обладать представлением об основных навыках педагогического ремесла.

Старший учитель, помимо теории, должен владеть педагогической практикой и, более того, демонстрировать ее своим коллегам даже в классах с самым сложным контингентом.

Ведущий учитель – координатор усилий всех участников образовательного процесса, включая учителей, родителей, школьных психологов и т.п., работающих на главный результат – личный прогресс каждого ребенка. Причем, таких должностей, по оценке Евгения Ямбурга, «не может быть слишком много: не более 4–6% учительского корпуса. Это – носители передового педагогического опыта не на словах, а на деле, и они должны обслуживать не одну, а несколько школ».

Полномасштабное введение нового стандарта произойдет в 2019 году. За оставшееся время предстоит решить проблемы, выявившиеся в ходе апробации учительского профстандарта в ряде регионов.

Развивая тему деятельности ИПК работников образования, первый проректор МГППУ Аркадий Марголис заявил, что принципы их работы вызывают у него недоумение. «Педагог выбирает курсы, организация-провайдер их реализует, и неясно, какое все это имеет отношение к собственно профессиональной подготовке», – сказал он.

Подкрепляя свою мысль, спикер привел слова профессора Майкла Фулэнда о том, что повышение квалификации в традиционном формате было бы целесообразно запретить.

«Даже в редких случаях, когда полученные в институте знания оказываются полезными, они не корреспондируют с решением конкретных проблем учителя в его школе и в конкретном классе, где он работает с детьми», – подчеркнул Аркадий Марголис.

По материалам МИА «Россия сегодня»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.