ISSN 1997-9657
       

«Важно, чтобы взрослый был своего рода «зеркалом», отражал то, что интересно ребенку, внимательно следовал за тем, что ребенок делает»

№4 2020 «Важно, чтобы взрослый был своего рода «зеркалом», отражал  то, что интересно ребенку, внимательно следовал за тем,  что ребенок делает»
Аннотация

Элли Сингер, профессор Университета Амстердама и кафедры психологии развития Университета Утрехта, и Дориан де Хаан, доцент кафедры психологии развития Университета Утрехта, во время рабочего визита в Москву посетили детские сады столицы, провели открытую лекцию и мастер-класс, приуроченные к презентации их книги «Играть, удивляться, узнавать», вышедшей на русском языке в издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Они любезно согласились ответить на вопросы Анны Якшиной, младшего научного сотрудника Лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, переводчика книги «Играть, удивляться, узнавать».

Полный текст

Анна Якшина: Элли, Дориан, спасибо, что согласились дать интервью для нашего педагогического сообщества! Поде­литесь, пожалуйста, что во время вашего визита в Россию вас впечатлило и удивило больше всего?

Элли Сингер: Энтузиазм! И готовность делиться опытом, обсуждать, а еще стремление трансформировать систему! Педагоги ищут разные варианты, как можно поступить. Я могу научить вас тому, как мы что-то делаем в Нидерландах, но вам придется «перепридумать» это, как бы изобрести заново, учитывая особенности своей собственной практики и свои ценности. И я чувствую, что педагоги очень сильно этого хотят! Хоть и не всегда все идет гладко, я вижу, что вы счастливы работать с детьми, искать новые возможности! Вы много учитесь!

Дориан де Хаан: Да, я согласна! Энтузиазм впечатляет! Педагоги кажутся очень уверенными, я думаю, они получают удовольствие от работы с детьми. Вот, например, мы посетили детский центр «Маленький лис», там педагоги не запрещали детям что-либо, при этом они контролировали ситуацию и использовали происходящее для общения с детьми.

Э.С.: Да! Это был такой пример «продуктивной дисциплины»! Она основана на позитивных аспектах, а не на подавлении и запретах. И это всегда сложная задача для педагогов.
Но мы видели, как они справились!

А.Я.: Мы рады, что такие позитивные изменения происходят в нашем дошкольном образовании, и стремимся их поддерживать. Благодаря изданию книги «Играть, удивляться, узнавать» на русском языке наше профессиональное сообщество узнало о вашем подходе к пониманию детской игры. Что, по вашему мнению, является самым важным условием развития игры в дошкольном возрасте?

Д.Д.Х.: Я считаю, что самое главное – это качества самого педагога: знания о детском развитии, умение выстроить теплые отношения с детьми. В этом весь секрет! Еще важно, чтобы педагог умел так организовать среду, чтобы детям было комфортно и одновременно, чтобы что-то в ней бросало вызов детским возможностям.

Э.С.: Выстраивание хороших отношений также и с родителями! Это особенно важно, когда дети очень маленькие. Педагог должен понимать, как ведет себя ребенок дома, когда ребенок стесняется, грустит, а когда злится. Важно обсуждать с родителями, что можно сделать в разных ситуациях, вы должны помогать друг другу.

А.Я.: Это важно и для формирования отношений привязанности со взрослым? Во время открытой лекции вы как раз говорили о роли привязанности. Как вы считаете, что может помочь педагогу выстроить такие отношения с детьми и как он может поддер­жать ребенка, который грустит, скучает по маме?

Э.С.: В первую очередь – позволить ребенку прийти к тебе! Принять его! Самая главная ошибка, когда ребенок стесняется, стараться всеми силами привлечь его внимание, пытаться быть очень привлекательным для него, постоянно его веселить. Когда же вы спокойны, повторяете то, что делает ребенок, мягко присоединяетесь к тому, что он делает, что ему интересно, даете ребенку время, он начинает с вами взаимодействовать! Вы строите отношения, в которых ребенок чувствует «Я могу ей доверять».

Д.Д.Х.: Это признание ребенка…

Э.С.: Да! Признание, а не перенасыщение. Важно, чтобы взрослый был своего рода «зеркалом», отражал то, что интересно ребенку, внимательно следовал за тем, что ребенок делает. Например, когда ребенок плачет, мы стремимся посадить его себе на колени, но когда вы еще незнакомый ребенку человек, для него ваши колени – не самое приятное место, не очень безопасное для него. Важно дать ребенку время и при этом быть открытым, чтобы он сам мог пойти на контакт с вами. Можно попросить родителей дать ребенку, например, его любимого мишку или лоскуток ткани… что-нибудь, что поможет ему чувствовать себя хорошо. И дать ребенку время, принять его – это самое важное. Принять его эмоции и описывать ему, объяснять, что происходит вокруг: «Смотри! Дети играют…». Нужно дать ребенку понять, что происходит сейчас вокруг него.

А.Я.: Во время анализа видео совмест­ной игры на мастер-классе мы увидели, что дать время – это часто как раз самое сложное для взрослого! А с какими еще сложностями и вызовами, по вашему мнению, взрослый сталкивается в отношениях с детьми в совместной игре?

Э.С.: Ждать. (смеется) Наблюдать. Потому что взрослый «должен быть взрослым», действовать «как взрослый». Когда, например, вы с ребенком перекатываете друг другу мяч, ребенку это нравится, но это не так уж привлекательно и весело для взрослого. Ему скучно. Но это занятие может стать очень привлекательным, если взрослый взглянет на него с точки зрения психологических процессов самого ребенка. То есть взрослый может действовать на уровне «взрослого» или изучать, что ребенок делает сейчас, интересоваться тем, что происходит с ним. Взрослый, играя с ребенком, одновременно находится в позиции партнера и в рефлексивной позиции. Это самое сложное, но и самое удивительное, то, что может сделать игру очень привлекательной и интересной для взрослого.

Д.Д.Х.: Я думаю, что понятие «рефлексивной практики» здесь очень уместно! Взрослому нужно делать две вещи одновременно: он как бы должен сделать шаг назад, но и не забывать о своих целях, исследовать, какие сред­ства можно использовать для достижения этих целей. Не надо навязывать ребенку что-то и заставлять делать то, что ему не нравится, что не интересно ему.

А.Я.: Во время мастер-класса вы подчеркивали важность исследовательской позиции взрослого, которая включает в себя наблюдение и рефлексию. А что может помочь взрослому переключиться с дидактической позиции на исследовательскую и партнерскую? Например, если он знает, что игра очень важна для детского развития, но при этом привык быть директивным в отношениях с детьми? Как ему избавиться от этой директивности?

Э.С.: Мой опыт показывает, очень эффективно в таких ситуациях, чтобы наставник или тренер сел рядом с таким педагогом и комментировал ему, что происходит в группе, подсказывал, на что именно смотреть. Тогда педагог этого никогда не забудет! Когда же у него нет понимания концептов, никто не указывает ему, на что именно смотреть, что именно по-настоящему важно, он просто этого не видит, фокусируется на другом! Важно учиться наблюдать и наслаждаться этим процессом! Потому что вы в это время открыты всему миру! Знаете, люди – самые удивительные и сложные существа на Земле! И столько удивительных вещей происходит за первые 5 лет жизни! Невероятно просто! Такие волнующие и сложные перемены и трансформации! Они намного сложнее, чем рост цветка или что-либо еще на планете! Нужно увидеть это, наблюдать и попытаться понять. Можно почитать об этом, но для начала важно найти кого-то, кто поможет вам это увидеть! Однажды увидев эту сложность и многообразие, вы будете видеть их всегда и везде! Вы будете удивляться потом: «Как же я не замечал этого раньше?» (смеется)

Д.Д.Х.: Я преподаю язык, и с этой позиции, мне кажется, то, о чем мы говорим, – это переход от говорения к слушанию. Вы должны быть уверены, что ребенок компетентен, и вам должно быть интересно, как то или иное воспринимается им, какое значение те или иные явления и процессы имеют для него. Вы должны исследовать, что ребенок уже умеет, и побудить его на что-то новое. Увидеть его зону ближайшего развития.

А.Я.: Для нас сейчас очень актуальным является вопрос поддержки игры в младшем школьном возрасте и преемственности между детским садом и школой. Мы часто наблюдаем, что у детей совсем нет времени на игру, в детском саду они много времени проводят за партами, «готовятся к школе», многие взрослые считают игру «детским» и «пустым» времяпрепровождением. В начальной школе и вовсе время на игру не предусмотрено. Есть ли такая проблема в Нидерландах и что педагоги делают для поддержки игры в школах?

Д.Д.Х.: В Нидерландах дети идут в начальную школу в 4 года и учатся в ней до 12 лет. Но начальная школа (в развивающем образовании) по своей сути очень похожа на дошкольные группы, в ней основной акцент делается на игру, есть игровые программы, в которых утверждается ценность детских вопросов и самостоятельного поиска ответов на них. В классах оборудованы разные центры, дети в течение дня могут выбирать то, что им интересно, есть игровые уголки, где они могут играть. Если заниматься чем-то, поддерживая дух игры, то все время в общем становится игровым! Когда дети подрастают и переходят в более старшие классы, они вместе с учителем обсуждают все возникающие у них вопросы, очень серьезные и сложные темы, вместе ищут ответы. Это тоже такой вид свободы. Личный интерес.

И педагогу всегда следует быть очень внимательным к личным интересам и смыслам детей, к тому, что им интересно узнать о мире.

Э.С.: В старших классах начальной школы (6–12 лет) игра остается, но ее становится меньше, она меняется. Это такая исследовательская игра. Когда, например, ученики готовят какую-то презентацию. Они свободны в том, как ее сделать. Нет образца, можно пробовать, придумывать что-то свое. И в этом есть дух игры! Педагоги стараются дать детям больше возможностей делать что-то по-своему, как они это видят, экспериментировать, рисовать. Это игра с новым. Чтобы понять что-то сложное, непонятное, можно поиграть с этим!

Д.Д.Х.: Но проблема перехода в школу есть и у нас.

Э.С.: Да! И многим детям очень сложно! Они не могут совершить этот переход. Мы стараемся интегрировать их и помочь им перейти из одной системы в другую.

Д.Д.Х.: Если ребенок переходит в начальную школу, связанную с его детским центром, то мы обсуждаем с дошкольными и школьными педагогами его особенности, выстраиваем общую стратегию работы с ним. Командная работа школы и детского центра – это очень важное условие успешного перехода. И важно, чтобы цели педагогов, которые работают с детьми с 6 до 12 лет, были согласованы с педагогами первых двух классов (4–6 лет) и представлены в них тоже. Но этот разрыв все равно сейчас существует. И это тоже вызывает очень большие сложности! У нас есть два основных подхода в начальной школе – игровой и формальный.

И начальных школ, использующих игровой подход, к сожалению, меньшинство. Вот, например, обучение грамоте. Чаще всего дети с сентября и до Рождества учатся читать, есть популярная программа, но она совсем не игровая. И родители к тому же к Рождеству начинают сравнивать и спрашивать: «Какого уровня достиг мой ребенок? А вот в той школе?..». Детям нравится читать и писать, но важно, чтобы у них было время это делать по-своему, чтобы взрослый тут же не исправлял их, а, наоборот, записывал их комментарии. Очень забавно читать такие самостоятельные детские тексты. Так что игровой подход зависит не только от конкретного учителя, но и от всей школы, от всей команды.

Э.С.: Иногда детям нравится заниматься серьезными вещами. Поэтому должен быть баланс между серьезным обучением и игрой. Дети очень хотят делать все, что мы делаем! И мы должны помочь им этому научиться, оставляя время для игры и свободы. Работа и игра – это не противоположности, с точки зрения ребенка. Дети хотят и то, и другое! (смеется) И когда не удается достичь этого баланса, проигрывает ребенок.

Д.Д.Х.: Детям еще важно быть вместе со сверстниками.

Э.С.: Да! Когда они что-то знают, а ты нет, тебе это не очень нравится. И дети учат друг друга. Например, моим внукам 5 и 7 лет. Им так нравится быть вместе, и внук, которому 7 лет, учит пятилетнего читать, писать или плавать! И этот маленький учитель постоянно рефлексирует то, что он сам умеет, обучая младшего!

А.Я.: А как вы считаете, что игра дает взрослому? Если он продолжает играть и играет с удовольствием, как это влияет на его жизнь?

Э.С.: Игра открывает ему новый мир, который был скрыт прежде. Взрослые знают много разных схем, правил, закономерностей… Это все, конечно, хорошо! Все эти автоматические вещи облегчают жизнь. Дети же не воспринимают их как что-то неизменное и само собой разумеющееся. Когда же мы видим, как дети смотрят на мир, мы встречаемся с совершенно другим взглядом, который открывает нам мир по-новому. Мы чувствуем радость, удовольствие, юмор!

Д.Д.Х.: С детьми мы как будто открываем мир дважды!

Э.С.: Да! Именно это я имею в виду!

Д.Д.Х.: Ты открываешь мир заново, когда пытаешься взглянуть на него глазами ребенка! Например, в игре!

Э.С.: А еще игра позволяет взрослому переосмыслить свои собственные эмоции. Когда мы играем с детьми, наблюдаем за ними, мы очень многое узнаем о самих себе, о своих ценностях, своей жизни. Это такая философская сторона игры. Например, какой личный или социальный интерес в игре? Какие у меня есть ритуалы для достижения совместности? Исследуя эти вопросы снова и снова, мы открываем, как мы на самом деле поступаем, что хорошо, что плохо…

А.Я.: Получается, игра – это пространст­во для рефлексии собственной жизни и опыта?

Э.С.: Да! Именно! А еще важно замечать, что ранит и обижает детей. Часто мы, взрослые, воспринимаем это как должное. А такие открытия и наблюдения могут помочь задуматься, может, стоит что-то изменить в своей жизни? Сфокусироваться на том, что по-настоящему важно.

А.Я.: А как вы считаете, как игра трансформируется во взрослом возрасте? Чем игра взрослых отличается от игры детей?

Д.Д.Х.: Я думаю, нам следует обратиться к определению, что такое игра. Хейзинга говорит, что игра – это свобода, эмоциональная вовлеченность. Еще игра – это способность в воображении, по своему замыслу манипулировать разными предметами. Для взрослых, в отличие от детей, игра может проявляться совсем в других вещах. Например, в занятии творческими видами деятельности: рисовании или музицировании. Это вид игры, потому что, рисуя или играя на музыкальном инструменте, вы, как бы это сказать, создаете пространство для самого себя, для проявления своей инициативы, даете себе возможность что-то сделать по-своему. Именно это и делают дети в игре.

С возрастом игра меняется, для взрослых она заключается в этой возможности дать себе свободу делать то, что приносит удовольствие, чувствовать дух игры в разных видах деятельности. Это такой взрослый способ играть.

Э.С.: А я еще люблю играть «как ребенок» с моим мужем. (смеется) Например, когда вы злитесь друг на друга, прямо ссора назревает, можно «притвориться», разыграть ссору понарошку, добавить игры. Изменить интонацию так, чтобы партнеру было понятно, что вы ругаетесь «понарошку», не по-настоящему. Это как будто и притворяться, и не притворяться одновременно!

И тогда ссора превращается в шутку. Вы играете глупые, забавные роли, разговариваете в игровой манере. Вы вроде бы ссоритесь, но в то же время эта ссора понарошку, она не причиняет вреда отношениям, а наоборот, помогает сохранить их, вы создаете совместность. И таких игровых моментов в отношениях взрослых очень много! Например, можно строить рожицы, чтобы рассмешить партнера.

Д.Д.Х.: Это такой вид юмора!

Э.С.: Да!

Д.Д.Х.: Вы пытаетесь как будто посмотреть на ситуацию с другой точки зрения.

Э.С.: И вы трансформируете ситуацию таким игровым способом! Но делать так можно только с тем, кому доверяешь. Потому что незнакомый человек просто может не понять, почему вы вдруг стали делать такие странные вещи, или говорить таким странным голосом. (смеется) И дети, кстати, тоже, как и взрослые, играют в то, что имеет для них смысл, что очень эмоционально значимо для них.

А.Я.: Во время открытой лекции стало известно, что скоро на русском языке выйдет ваша вторая книга, о чем она будет?

Э.С.: Она про совместность, как педагог может создать совместность на разных уровнях: с сообществом родителей, в совместной игре с детьми. Это основной фокус! И обучение, конечно!

А.Я.: А что бы вы хотели пожелать вашим будущим читателям и тем, кто интересуется детской игрой?

Д.Д.Х.: Я хотела бы пожелать всем педагогам искренне интересоваться детьми!

Э.С.: Да! И задавать вопросы! Мы учимся друг у друга, задавая вопросы. Как в этом интервью! (смеется)

Беседовала Анна Якшина, младший научный сотрудник Лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, переводчик книги «Играть, удивляться, узнавать»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.