ISSN 1997-9657
       

II Всероссийский съезд работников дошкольного образования

№9 2014 II Всероссийский съезд работников дошкольного образования
Аннотация

II Всероссийский съезд работников дошкольного образования прошел в гостеприимном городе Сочи. Его главная тема: «Детство: политика, методология и практика». Основной целью съезда стало объединение усилий семьи, общества и государства в разработке и реализации основных направлений государственной политики в области дошкольного образования, выявление новых проблем и определение путей их решения.

Полный текст

На съезде состоялся серьезный разговор о том, как сделать наших малышей талантливыми, успешными и при этом счастливыми гражданами общества. Задачка – не из простых. Мы живем в эпоху глобальной конкуренции: за недра, территории, интеллектуальный потенциал. Профессиональные педагоги попытались выработать стратегический взгляд на проблему, они понимают, что сегодняшний мир – мир инновационной экономики, которая диктует свои правила. Но как безболезненно внедрить инновационные методы обучения в той самой «дошколке», которая всего лишь год назад не считалась даже первой ступенькой обучения? Модернизация российского образования началась с вузов, затем коснулась школ и лишь год назад – дошкольного образования. Цель ее – не сложить, а умножить потенциал учебных заведений, сохранить и развить творческое начало в профессиональной среде, сберечь доверие всего общества. Не секрет, что интенсивное развитие мозга человека происходит в возрасте до 6 лет. Так что дошкольные педагоги – это как раз те люди, которые определяют и закладывают будущее нации и общества.

На пресс-конференции, посвященной открытию форума, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что за 2013 год в системе дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет было создано почти 200 тысяч дополнительных мест.

– Ситуация с очередью в детсады этой возрастной категории улучшается, но по-прежнему остается тяжелой, – отметил министр.

По его словам, основной задачей для министерства сейчас является обеспечение полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет:

– В прошлом году создано дополнительно 400 тысяч мест. У меня нет никаких сомнений, что к 2016 году эта проблема будет решена, – сообщил Ливанов.

По мнению министра, зарплату воспитателям необходимо повышать:

– Важно не только создавать новые места, но также обеспечивать постоянное повышение квалификации педагогических работников дошкольного образования. Кроме того, нужно внедрять новый государственный стандарт этого образования, который предполагает улучшение качества работы детских садов. Конечно, размер заработной платы воспитателей должен быть выше, чем нынешний, – добавил Дмитрий Ливанов.
При этом, как рассказал министр образования, в последнее время частные детские сады приобретают все большую популярность. Только за прошлый год количество детей, посещающих частные детские сады, увеличилось почти в десять раз.

По мнению вице-губернатора Кра­сно­дарского края Галины Золиной, выстраивание единой государственной политики дошкольного образования и введение новых стандартов – это необходимость. Она рассказала, что в Краснодарском крае большое количество детских садов – 1500: регион занимает третье место в стране по их численности.

– Конечно, для роста нашего детского населения этого недостаточно, у нас тоже есть очередь, и она тоже существенная, – отметила вице-губернатор.

По сравнению с прошлым годом зарплата воспитателей и других работников дошкольного образования выросла на 40%.

Кроме того, как отметил Дмитрий Ливанов, у абитуриентов, выпускников школ растет интерес к получению педагогического образования. В педагогических вузах существует конкурс на место, он повышается.

– Ростовская область и Краснодарский край являются лидерами по уровню развития дошкольного образования. Зарплата педагогов, динамика создания новых мест в системе дошкольного образования, качество работы школ – это все заметно лучше, чем во многих регионах России.

Завершая пресс-конференцию, Дмитрий Ливанов коснулся темы украинских бе­женцев:

– Ростовская область и Краснодарский край принимали огромное количество беженцев. Там все было сделано для того, чтобы люди максимально адаптировались к новым для них условиям. Хочу сказать губернаторам, руководителям в этих регионах большое спасибо за проделанную колоссальную работу.

В работе II Съезда приняли участие более тысячи делегатов, среди которых представители Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Российской академии образования, Министерства образования и науки Краснодарского края, региональных и муниципальных управлений образованием, руководители и педагоги дошкольных образовательных организаций, заслуженные воспитатели и другие представители государственной власти, научной и педагогической общественности.

В ходе II Съезда состоялись пленарные заседания, работали секции, на которых участники обсуждали актуальные вопросы дошкольного образования: развитие негосударственного сектора дошкольного образования, безопасность образовательного процесса, профессиональный стандарт педагога, воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Краткий экспресс-комментарий по итогам работы съезда дала Наталья Владимировна Третьяк, пер­вый заместитель мини­стра образования и науки Российской Федерации:

– Я еще раз убедилась, что съезд – хорошая площадка для обмена мнениями. Я приняла участие в работе нескольких секций, где шло активное, динамичное обсуждение насущных проблем дошкольного образования. Приятно, что на съезде собрались лучшие специалисты нашей страны в сфере дошкольного образования. Прозвучало много конструктивных предложений. В ходе работы секций записывала для себя в блокнот, что может сделать Минобрнауки уже в ближайшее время для повышения качества дошкольного образования.

– Наталья Владимировна, можете конкретизировать, какие проблемы предстоит решить в первую очередь?

– В целом основная задача, которая стоит перед нами, это обеспечить быстрый, эффективный переход на новый ФГОС дошкольного образования. Для нас очень важно, чтобы этот переход оказался безболезненным как для педагогов, так, что не менее важно, и для наших детей.

– Регионы ждут от министерства готовых решений и указаний, по каким программам работать. Готовы ли вы дать какие-то рекомендации или педагоги сами должны принимать решения?

– Образовательные учреждения самостоятельны в выборе образовательной программы. Мы, безусловно, дадим педагогам тот ориентир, ту базу, на которую можно либо опереться, взять за основу, либо использовать без изменений, как вариант примерной образовательной программы. На данный момент, действительно, многие педагоги не готовы к тому, что они обладают достаточно большим объемом компетенций, самостоятельностью. Понятно, что самостоятельность – это ответственность, которая является обратной стороной любой свободы. Для педагогов на сайте Минобрнауки будет размещена примерная образовательная программа, которую можно использовать как конструктор, как набор универсальных модулей и применить практически к любому образовательному учреждению. Но это не ограничивает педагога в его творческом развитии, в его потенциале. С учетом этой программы педагог сможет разработать свою индивидуальную образовательную программу.

Подробный отчет о работе II Всерос­сийского съезда работников дошкольного образования читайте в следующем номере.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.