ISSN 1997-9657
       

Вторая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

№4 2012 Вторая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
Аннотация

6–7 декабря 2012 года в Общественной палате РФ (Москва) состоится Вторая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

Конференцию организует Московская педагогическая академия дошкольного образования при поддержке Общественной палаты Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. На данном этапе идет активная подготовка к столь значимому событию в сфере дошкольного образования, очерчивается круг вопросов, который будет рассматриваться на конференции. Члены оргкомитета поделились своим мнением о предстоящем событии.

Фрагмент статьи

6–7 декабря 2012 года в Общественной палате РФ (Москва) состоится Вторая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

Конференцию организует Московская педагогическая академия дошкольного образования при поддержке Общественной палаты Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. На данном этапе идет активная подготовка к столь значимому событию в сфере дошкольного образования, очерчивается круг вопросов, который будет рассматриваться на конференции. Члены оргкомитета поделились своим мнением о предстоящем событии.

Н.Е. Веракса, ректор Мос­ков­ской педагогической ака­де­мии дошкольного образо­ва­ния, декан факультета психо­логии образования РГГУ, док­тор психологических наук, профессор, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика»:

– Конференция будет проходить в контексте общего мирового движения, связанного с развитием образования и воспитания детей младшего возраста. Традиция была заложена Первой Всемирной конференцией, которая проводилась в Москве в 2010 году под эгидой ЮНЕСКО.

В нашей стране идет реформа образования, вырабатываются новые подходы, направления развития. Частично проблемы дошкольного образования были обозначены на предыдущей конференции (26–27 октября 2011 г.). Первая конференция показала, что значение дошкольного образования возрастает, появляется множество заинтересованных социальных институтов. Это связано с изменением социальной ситуации развития современных детей, с изменением отношений между поколениями и т.д. Существуют социологические, социальные и биологические основания пересмотра всей системы дошкольного образования.

Л.Н. Духанина, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по повышению качества образования и социализации подрастающего поколения:

– Младший возраст в жизни человека – очень важный и ответственный период. Именно от того, насколько разовьются способности ребенка в этом возрасте, зависит личный жизненный успех человека. Это зависит от уровня научных исследований в области дошкольной педагогики и психологии, от разработанных образовательных программ, от того, насколько грамотно воспитатель подбирает образовательные программы для конкретных детей, насколько развита материальная база образовательного учреждения, какова психологиче­ская обстановка вокруг ребенка и, конечно же, насколько счастливы и свободны в своих дейст­виях наши воспитатели – самые первые учителя. Думаю, что эти и многие другие вопросы удастся обсудить на конференции.

Е.А. Тополева-Солдунова, член Общест­венной палаты РФ, председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, директор АНО «Агентство социальной информации»:

– Раньше образовательные подходы и системы воспитания могли не пересматриваться на протяжении многих десятилетий. На данном этапе развития стремительно изменяющийся человеческий опыт, знания, подходы к реальности, ускорение потоков информации, циркулирующей в человеческом сообществе, не позволяют стоять на месте. Для того чтобы дети становились личностями, способными анализировать и адекватно реагировать на изменяющуюся реальность, важно регулярно пересматривать подходы к воспитанию и образованию, обмениваться опытом на международном уровне.

Тема раннего образования и воспитания включает массу аспектов. Особенно важны проблемы семейного воспитания. Как бы мы ни наделяли воспитательными функциями специалистов образовательных учреждений, пока существуют семьи и дети воспитываются в семьях, именно семья будет оставаться тем пространст­вом, где оказывается наибольшее влияние на личность ребенка. Для того чтобы родители понимали, как в современной ситуации нужно воспитывать ребенка, какие навыки ему прививать, важно образовывать самих родителей. Пока этому уделяется недостаточно внимания.

Т.В. Волосовец, кандидат педагогических наук, профессор, директор учреждения Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства»:

– На конференции, среди прочих проблем законодательного порядка, будут обсуждаться новый закон об образовании и возможные подзаконные акты. Дело в том, что с этого года впервые в России дошкольное образование будет пониматься как уровень образования, который предполагает стандарт. Каждый стандарт состоит из трех частей – из трех групп требований. На сегодняшний день существуют уже две группы, которые определяются Федеральными государственными требованиями. Это требования к программам, по которым работают дошкольные учреждения, (к их содержанию); и требования к условиям пребывания детей в дошкольных учреждениях.

Третья группа включает такие требования, которые в начальной и средней школе определяются как необходимые результаты освоения программ. С нашей точки зрения, в дошкольном возрасте такого стандарта быть не может, его и не должно быть. Иначе мы можем дойти до определенного момента, когда вдруг в результате освоения программ кому-то придет в голову сказать: раз ребенок освоил программу, давайте выдавать ему документ.

Т.С. Комарова, доктор педа­гогических наук, профес­сор, заведующая ка­федрой эстети­ческого воспитания пе­да­гогического фа­куль­те­та Москов­ского го­су­дар­ственного гуманитарного уни­верситета им.М.А.Шолохова:

– Вопрос подготовки педагогов для работы с детьми младшего возраста очень важен. Ему уделяется особое внимание во многих странах мира. У нас основная функция воспитателей – это взаимодействие с детьми. Но сегодня рабочий день воспитателя наполнен, кроме прочего, необходимостью писать портфолио, 20% программы дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей. Все это вызывает большое напряжение. Мимо этого вопроса нельзя пройти.

Сегодня в России в системе образования приоритет отдается школе. Школа диктует, какого ребенка она должна получить из дошкольного учреждения. Это не соответствует требованиям, к которым готовится воспитатель и в среднем специальном, и в высшем образовании. Воспитатель не готов к обучению детей письму, чтению и арифметике в тех границах, которые необходимы для школы. Это должен делать учитель школы. В документах ЮНЕСКО есть запись: учитель и школа адаптируются к ученикам. Поэтому мы должны общими силами изменить ситуацию, сложившуюся в России. Ведущим видом детской деятельности является игра и различные виды продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и целый ряд других. Мне думается, что надо сделать акцент на этом.

А.И. Подольский, доктор пси­хологических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова:

– Из нашей старой российской культуры мы все вынесли и еще не успели забыть, что на свете существуют два главных человека – это учитель и врач. Естественно, учитель понимается в широком смысле слова, воспитатель дошкольного учреждения тоже является учителем. Давайте посмотрим, что такое учитель сегодня – это человек, которому мы полностью доверяем своего ребенка: и психологически, и физически, и физиологически. Мы хотим, чтобы этот человек преисполнился чувством ответственности и оправдал наши надежды. От студентов, проходящих практику в дошкольных учреждениях, не раз доводилось слышать: непонятно, как воспитатели умудряются справляться с таким огромным объемом работы. Здесь есть два момента: с одной стороны, мы, потребители очень ответственного и нелегкого труда воспитателей, должны высоко ценить этот труд; с другой стороны – вопрос: в полной ли степени отдают себе отчет сами воспитатели в той ответственности, которая на них возложена. Давно и многократно доказано: вклад, который вносит дошкольное учреждение в развитие человека, несопоставим с тем, что дают все последующие уровни образования. Мне кажется, воспитателям не нужно ждать помощи от органов управления образованием. Им самим необходимо всерьез задуматься: если им нравится эта работа – значит, на них возлагается огромная нагрузка в виде ответственности за свое профессиональное, личностное и общечеловеческое развитие. Мало просто повышать зарплату воспитателям, нужно пробуждать в них понимание и осознание той ответственности, которую они на себя возложили.

И.В. Агличева, кандидат психологических наук, Президент фонда «Мое поколение», директор Центра Развития Человеческого Капитала «Лю­ди Будущего», советник руководителя Аппарата Общественной палаты РФ, эксперт общественной программы «Детство»:

– Очень хотелось бы, чтобы в конферен­ции приняли участие родители. У современ­ного родительского сообщества есть мно­жество вопросов, которые требуют квалифицированных ответов: безопасность детей, питание в дошкольных учреждениях, современные методики и технологии, которые, казалось бы, интересны детям, но их не всегда следует применять. Например, такая игрушка, как «экзо­скелет», вызывает следующие вопросы: насколько она нужна детям, в каком возрасте ее лучше использовать. Перед родителями также стоит вопрос, каким образом подбирать для своих детей развивающие игры.

Важно, чтобы участники конференции обсудили вопросы исследования долгосрочных мониторингов. Например, сколько должно быть детей в группах дошкольных учреждений; каким образом можно и нужно пересмотреть нормы охраны труда воспитателя, специалиста дошкольного учреждения, чтобы ему было комфортно работать с точки зрения эффективности его деятельности.

А.Н. Веракса, кандидат психологических наук, до­цент факультета психо­логии МГУ им. М.В.Ло­моносова, директор по международным отношениям Российского психологического общества:

– В настоящее время интерес к дошкольному возрасту увеличивается как в нашей стране, так и за ее пределами. Именно этим объясняется большое количество конференций и программ, в рамках которых проводятся конкурсы исследований в европейских странах, США и т.д.

В конференции примут участие представители европейских, азиатских, африканских государств, США, Австралии. Мы услышим не только выступления ведущих ученых, но и практиков, работающих с детьми и с их родителями. Надеемся на то, что конференция выступит площадкой для обмена опытом между педагогами и учеными, что позволит связать теорию и практику воспитания детей младшего возраста.

Комплексный подход к изучению феноменов детства позволит современным родителям и педагогам по-новому увидеть потребности, возникающие у детей, их желания и найти адекватную форму для их реализации.

Е.Н. Кутепова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Ин­сти­тута проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ:

– 3 мая 2012 г. наша страна подписала Конвенцию о правах инвалидов, которая декларирует, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право и возможность обучаться в любом типе и виде образовательного учреждения. Соответственно, наши ДОУ откроют двери для любого ребенка с любой патологией. Это и дети с синдромом Дауна, и дети с расстройством аутистического спектра. В этих условиях важно, чтобы каждый воспитатель знал, что делать с таким ребенком, как построить работу с ним в своем образовательном учреждении.

Этому будет посвящена наша секция «Ин­клюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении». Важно помнить: если заведующий детским садом и старший воспитатель не готовы к приему таких необычных детей, то, конечно, пребывание ребенка в саду будет некомфортным не только для малыша, но и для всего педагогического коллектива. На секции мы должны будем рассмотреть современные способы и условия работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.