ISSN 1997-9657
       

Вторая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

№6 2012 Вторая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
Фрагмент статьи

6–7 декабря в Москве состоялась Вто­рая ежегодная международная на­учно-практическая конференция «Вос­питание и обучение детей младшего возраста».

Первая Ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста», проходившая год назад в РАН, стала ярким событием в системе дошкольного образования. О нем много говорили, делились впечатлениями, обсуждали идеи. Тогда организаторам удалось собрать ведущих специалистов дошкольного образования. Готовясь ко Второй конференции, организаторы беспокоились, станет ли она столь же насыщенной. Их опасения оказались напрасными. Проблем в дошкольном образовании много, они требуют обсуждения и принятия решений. Это понимают как ученые, так и практики, поэтому интерес к конференции был повышенным.

Вторая конференция проходила в Об­щест­венной палате, что еще раз подчеркивает важность затрагиваемых проблем и готовность общественных деятелей участвовать в их ре­шении.

В конференции приняли участие более 500 специалистов в сфере дошкольного образования из разных стран: Российской Федерации, Беларуси, Украины, Великобритании, Греции, Германии, Италии, Нидерландов, Объ­е­ди­ненных Арабских Эмиратов, Польши, Словакии, Соединенных Штатов Америки, Франции, Шве­ции. Ведущие ученые разных стран работали совместно с практиками, обменивались мнениями, обсуждали актуальные проблемы.

Тон работе конференции задал доктор пси­хологических наук, профессор, ректор Мос­ковской педагогической академии дошкольного образования Николай Евгеньевич Веракса.

– Мы рассматриваем нашу конференцию как продолжение той линии, которая была начата в 2010 году в рамках международного сотрудничества по проблеме воспитания и образования детей младшего возраста. Мы стараемся поддерживать эту линию и развивать ее, – подчерк­нул он.

– Не нужно много говорить об актуальности темы дошкольного образования. Здесь, на конференции, присутствуют те, кто прекрасно понимает роль этого периода жизни ребенка в его будущем развитии, – отметила Любовь Николаевна Духанина, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор, член Общественной палаты РФ. – Поэтому очень важно, насколько конструктивный пойдет разговор, насколько удастся обменяться лучшими практиками, которые есть у вас, вместе придумать интересные идеи, которые выльются в национальные и международные проекты в этой области.

Эмоциональным и предельно конкретным было выступление Александра Григорьевича Асмолова, доктора психологических наук, профессора, академика РАО, члена Президиума РАО, директора Федерального института развития образования.

– Сегодня у нас особый день детского волнения, – подчеркнул он. – Когда я гляжу на вас, я вижу уникальное и своеобразное племя людей под названием «детоводы» и «детоведы». Нынешняя конференция должна отразить главную установку, которой нет в нашей культуре, установку на детоцентризм. Любые государст­венные решения в стране должны быть приняты с точки зрения политики, в центре которой становится идея детства.

Ведущие ученые России и зарубежья работали на конференции совместно с практиками, обменивались мнениями, обсуждали актуальные вопросы. Проблем в дошкольном образовании крайне много, мир стремительно меняется, раз­виваются информационно-коммуникационные технологии. Образование должно соответ­ствовать требованиям времени, нужны новые методики обучения. В то же время важно сохранить тот накопленный опыт, который есть в дошкольном образовании. Ученые подчеркивали, что уровень развития дошкольного образования в России довольно высокий, во многих странах мира изучают и успешно реализуют идеи Л. С. Выготского. Специалисты активно делились опытом, пытались найти ответы на злободневные вопросы: нужны ли стандарты в дошкольном образовании, почему дошкольники перестали играть в сюжетно-ролевые игры и как исправить ситуацию, как оградить детей от пагубного влияния СМИ, почему дети становятся более агрессивными, как повысить престиж профессии воспитателя и повысить качество дошкольного образования.

Работа велась на пленарных заседаниях, круглых столах, секциях и семинарах. Участники конференции внесли ряд предложений по развитию дошкольного образования, которые будут направлены в компетентные органы.

Актуальные мнения о Конференции-2012

Веракса Н.Е.:

– В конференции приняли участие специалисты из стран ближнего и дальнего зарубежья, представители регионов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Были рассмотрены различные вопросы дошкольного образования, образовательной политики, организации образовательного процесса, высказан целый ряд пожеланий в адрес структур, занимающихся организацией дошкольного образования в нашей стране.

Хотелось бы подчеркнуть, что конференция не только подвела итоги, но и наметила целый ряд направлений активности ученых, педагогов и людей, неравнодушных к системе дошкольного образования. Возник целый ряд интересных направлений, таких как анализ экологического образования детей и влияние экологии на детское развитие.

Не все удалось обсудить, например, не были в достаточной степени затронуты вопросы, связанные с дошкольниками-сиротами, с организацией дополнительного дошкольного образования. Эти вопросы мы будем в рассматривать на последующих конференциях.

Конференция показала, что интерес к дошкольному образованию в нашей стране и за рубежом продолжает увеличиваться. Активность специалистов в этой области возрастает, и мы надеемся на их поддержку в проведении следующей конференции в ноябре 2013 года.

Асмолов А.Г.:

– Когда я прихожу на такие конференции, я всегда вспоминаю слова своего гениального друга Зиновия Гердта: «Я не люблю, когда говорят – дети наше будущее. У детей свое будущее, у меня свое». Сегодня мы здраво относимся к детству и понимаем, что надо не упустить понимания детства как ключевой ценностной установки общества. Это самое главное. Будут споры, будут ломаться копья, будет то различие, о котором я говорил, что главное – детство ради детства, а не превращение ребенка в маленького мастера по счету, письму и бегу. Его главная задача – стать человеком, быть личностью. Ребенок должен быть многим, а не обладать многим. Если это у нас хоть частично получится при всех сложностях, то это будет выигрыш – для нас, прежде всего, ну и, конечно, для наших детей.

Нико ван Уденховен, доктор психологии, директор Международного центра в области инициатив детского развития – International Child Development Initiatives (Лейден, Нидерланды):

– На конференции проходит много важных и интересных событий, и я рад, что к ним причастен, вовлечен во все это. Мне нравится приезжать сюда и ощущать себя частью этого процесса.

Я помню, в прошлом году мы посещали российский детский сад, и я придерживаюсь мнения, что это лучший детский сад в мире. Вы не должны смущаться, что есть какие-то более развитые, богатые с экономической точки зрения, державы. Вы должны опираться на свой опыт, и дальше его развивать. Эти идеи нужно опробовать, испытывать, потому что они имеют право на существование.

Соня Шеридан, профессор кафедры образования, коммуникации и обучения, Университет Гётеборга (Швеция):

– Конференция очень интересная, здесь обсуждаются важные вопросы, проводится много мероприятий.

Лично меня привлекли вопросы повышения качества дошкольного образования: как развивать специализированные направления дошкольной педагогики и дошкольной дидактики, которые создавали бы благоприятные условия для развития процесса обучения детей. Дошкольный период – та база, которая дает хороший толчок для становления личности, развития ее потенциала.

Полный отчет о Конференции читайте в следующем номере журнала «СДО»

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.