Абдулаева Е.А., Алиева Д.А. Развитие свободной игры дошкольников в условиях недирективного сопровождения

№6 2020 Абдулаева Е.А., Алиева Д.А.  Развитие свободной игры дошкольников в условиях  недирективного сопровождения
Аннотация

Актуальность. Статья посвящена исследованию актуального состояния свободной игры старших дошкольников и ресурсов ее развития путем недирективного педагогического сопровождения. Несмотря на внедрение ФГОС и большое внимание, которое уделяется теме игры во всем мире, состояние детской игры вызывает тревогу. Это подтвердил констатирующий этап нашего исследования, которое показало ее чрезвычайно низкий уровень у 86% детей.

Цель исследования состояла в том, чтобы выделить и проанализировать ключевые показатели свободной сюжетной игры и выявить влияние регулярных игровых встреч с недирективным педагогическим сопровождением на ее развитие.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 37 старших дошкольников в возрасте 5,8–6,5 лет. Методический аппарат исследования составила модифицированная диагностика Е.О. Смирновой, И.А. Рябковой, которая была адаптирована к его специфике. Посредством невключенного наблюдения и тщательной фиксации данных были получены и описаны особенности игры по таким параметрам, как предметно-пространственный и содержательный компонент, игровое и организующее взаимодействие. Обследованная группа детей была разделена на две части: экспериментальную и контрольную группы. Формирующий эксперимент с участием 19 детей проводился в течение двух месяцев и был посвящен изучению возможностей развития игры путем ее недирективного сопровождения. Дети экспериментальной группы приходили один раз в неделю на 45-минутные игровые встречи с недирективным сопровождением, которые проводились в отдельном помещении детского сада с использованием полифункционального материала и отсутствием традиционных игрушек. Дети контрольной группы продолжали вести привычный образ жизни и эпизодически приходили играть, но без специального игрового сопровождения. В статье описаны принципы педагогического сопровождения, применение которых позволило изменить особенности включения детей в игру и констатировать развитие разных показателей игры.

Результаты исследования. Анализ данных показал статистически значимые различия в качестве игры детей экспериментальной группы и отсутствие таковых в контрольной группе. Большее развитие получили организующее игру взаимодействие детей и предметно-пространственный компонент игры. Игровое взаимодействие и содержательный компонент игры в результате игровых встреч изменились не столь сильно.

Вывод. Использование неоформленных материалов дало много импульсов как игре, так и конструированию, продуктивной деятельности для обеспечения детьми игровых потребностей. Возросла игровая инициатива детей, изменились способы решения конфликтов. Полученные результаты и описанные подходы могут служить практическим материалом для педагогов, желающих развиваться в данном направлении.

Фрагмент статьи

В настоящее время повсеместно наблюдается кризис детской самостоятельной свободной игры – из детской жизни она практически ушла. Несмотря на передовые программы дошкольного образования, отдельные педагогические системы и рост рядов энтузиастов, которые многое делают для возрождения игры, проблема в масштабе детства пока сохраняется. Свидетельством важности и сложности этой темы служит пристальное внимание к ней: международные конференции, исследования и публикации по теме детской игры, декларация ООН о внесении в Конвенцию о правах ребенка Общего комментария к ст. 31– положения в защиту детской игры, активная и многогранная деятельность международной ассоциации игры IPА, наличие требований ФГОС, развитие программ и практики дошкольного образования в направлении игры (Осорина, 2019; Смирнова, 2013; Смирнова, Абдулаева, 2016; Смирнова, Веракса и др., 2018; Смирнова, Соколова, 2016; Смирнова, Соколова, Котляр, 2014 и др.). Однако общая картина дошкольной действительности меняется очень медленно.

Хотя игра не является деятельностью, преобладающей по времени, она является ведущей и организующей все линии развития дошкольников (Выготский, 1966). Сюда относятся не только мышление, память, произвольность, внимание, общение, но также часто упускаемые из внимания и столь важные для успешной взрослой жизни: развитие внутренних интересов и компетентности, возможности влиять на окружение и формировать его, умение ладить, способности ставить себе задачи и самостоятельно преодолевать трудности.

Отсутствие качественного опыта детской игры имеет далеко идущие последствия: важнейшие человеческие переживания и личностные качества остаются неразвиты, а на их месте развивается высокий уровень ведомости и исполнительности, незнание своих интересов и неумение самоорганизовываться.

Согласно масштабным исследованиям (Gray, 2011), с депривацией свободного общения и здоровой игры детей связывается рост подросткового суицида, депрессий, чувства беспомощности, ведомость и другие чрезвычайно тревожные и массовые явления нашего времени.

Организованные взрослыми занятия, облекаемые в игровую форму, игрой, по сути, не являются, т.к. в них заложен скрытый или явный дидактический смысл и отсутствует главное – собственный выбор, направление и самоорганизация деятельности. Той деятельности, которая, по словам крупного исследователя, культуролога, историка, ректора Лейденского университета Й. Хейзинги, не обусловливается никакими ближайшими материальными ценностями и доставляемой пользой, которая предпринята ради нее самой и лишена отличных от этого целей (Хейзинга, 1992). В наше время интернациональным явлением стало то, что времени и покоя для самостоятельной игры у детей не остается. Время детей все больше посвящается организованной деятельности, где целеполагание исходит от взрослых, и дети, таким образом, ведомы и организуемы извне большую часть своего дневного времени.

Практика показывает, что у многих педагогов «неорганизованные» дети вызывают страх, взрослые склонны контролировать и руководить, затрудняются справляться с игровым беспорядком, уборкой, напряженными детским отношениями без директивных указаний и приказного тона. Беспокойство, напряжение, которым педагоги делятся на учебных занятиях, вполне понятны. Ведь дети, удерживаемые от самостоятельной игры, не имеющие возможности учиться с раннего возраста, всерьез заниматься своим делом, т.е. играть, реально могут представлять собой немалую разрушительную силу. Хаотичная и нередко травмоопасная беготня, крики, столкновения, разрушения, беспорядок – частая картина, когда дети вдруг оказываются предоставлены сами себе. Другой полюс, не менее тревожащий педагогов, – скучающие дети, которые не общаются, бесцельно бродят, не находя себе дела.

Неконструктивному поведению детей, на наш взгляд, есть совершенно определенные причины. И ключевые из них:

• нарушение ритмичного чередования процессов: напряжения и расслабления, внимания вовне и внимания вовнутрь, следования за взрослым и самостоятельной активности, что не дает достаточно места для качественной интериоризации жизненного опыта и построения важных граней внутреннего душевного пространства;
• перенасыщенное готовыми предметами пространство для игр;
• отсутствие компетентного недирективного сопровождения игры.

В нашем эмпирическом исследовании мы постарались эти факторы учесть.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Выготский Л.С. Игра и ее значение в психологическом развитии ребенка [Текст] //
Л.С. Выготский. – Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–76. – Режим доступа: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/monvnsh/Doc/Книги%20в%20формате%20(pdf)/Выготский%20Л.С.%20Игра%20и%20ее%20роль%20в%20психологическом%20развитии%20ребенка.pdf (дата обращения: 15.03. 2019)
2. Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных докольников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. [Эл. ресурс]. – М., 2005. – 32 с. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-psihologicheskie-osobennosti-syuzhetno-rolevoy-igry-sovremennyh-doshkolnikov (дата обращения: 16.08.2020)
3. Кириллов И.Л. Индивидуально-стилевые особенности самостоятельного развертывания сюжета игры детьми старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. – М., 1999. – 174 с.
4. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 252 с.
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Линка-Пресс, 2015. – 176 с.
6. Нюш М.-Л. Игра из глубины души. О способности детей играть в исцеляющие игры. – Киев: Наири, 2016. – 132 с.
7. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / Ред. Т. Шапошникова. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
8. Рябкова И.А. Исследование свободной игры с полифункциональным материалом [Эл. ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-svobodnoy-igry-s-polifunktsionalnym-materialom (дата обращения: 2.08.2020)
9. Рябкова И.А., Смирнова Е.О., Шеина Е.Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды [Эл.ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – №6. – С. 75–84. doi:10.17759/pse.2018230607. URL: https://psyjournals.ru/files/96716/pse_2018_n6_Ryabkova_Smirnova_Sheina.pdf (дата обращения: 15.06.2020)
10. Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Игрушка как условный объект [Эл. ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т.7. – №4. – С. 75–81. doi:10.17759/jmfp.2018070408. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2018/n4/Ryabkova_Sheina.shtml (дата обращения: 15.06.2020)
11. Смирнова Е.О. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т.18. – №1. – С. 5–10.
12. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Орга­низация игровой деятельности. Методическое пособие. ФГОС ДО / Е.А. Абдулаева, Е.О. Смирнова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 256 с.
13. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития [Эл. ресурс] // Культурно-историческая психология. – 2018. – Т.14. – № 1. – С. 4–14. doi:10.17759/chp.2018140101. – URL: https://psyjournals.ru/kip/2018/n1/Smirnova_Veraksa_et_al.shtml (дата обращения: 15.08.2020)
14. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Метод диагностики сюжетной игры дошкольников [Эл. ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017 (17). – №3. – С. 52–60. URL: https://www.psychildhealth.ru/2017-03.pdf (дата обращения: 8.08.2020)
15. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Поддержка игры в современной западной культуре на примере деятельности Международной ассоциации игры IPA. [Эл. ресурс]. – Современная зарубежная психология. – 2016. – Т.5. – № 1. – С. 24–31. doi: 10.17759/jmfp.2016050103. URL: https://psyjournals.ru/files/81136/jmfp_2016_1_n_3_Smirnova.pdf (дата обращения: 12. 08.2020)
16. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Кот­ляр И.А. Отчет о XIX всемирной конференции Международной ассоциации игры (International Play Assosiation (IPA). [Эл. ресурс] // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т.10. – №2. – С. 105–109. URL: https://psyjournals.ru/files/70026/kip_2014_2_smirnova.pdf (дата обращения: 10.08.2020)
17. Трубицына С.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «Березка» (разработана на основе вальдорфской педагогики) / С.А. Трубицына, В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фи­шер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич. – Под ред. В.К. Загвоздкина, С.А. Трубицыной. – М., Национальное образование. – 2017. – 176 с.
18. Хейзинга Й. Homo lundes. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, 1992.
19. Цукерман Г.А. О поддержке детской инициативы. [Эл.ресурс] // Культурно-историческая психология. – 2007. – №1. – С. 41–55. URL: https://psyjournals.ru/files/6108/kip_2007_n1_Tsukerman.pdf (дата обращения: 18.08.2020)
20. Gray P. Decline of Play and the Rise of Psychpatology in Children and Adolescents. – Boston College, USA [Эл. ресурс] // American Jornal of Play, Spring 2011, P. 444-463. URL: https://www.researchgate.net/publication/265449180_The_Decline_of_Play_and_the_Rise_of_Psychopathology_in_Children_and_Adolescents (дата обращения: 12.08.2020)

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

свободная игра, сюжетная игра, недирективное сопровождение, организация игры, игровые компетенции, личностное развитие