ISSN 1997-9657
       

Афанасьева Т.П., Новикова Г.П. Проблемно-ориентированный анализ состояния педагогической системы ДОО

Аннотация

В статье с позиции ведущих идей научной школы «Теория развивающихся педагогических систем» (РПС-теория) академика РАО В.С.Лазарева представлена технология реализации первого этапа системных изменений в педагогической системе дошкольной образовательной организации – проблемно-ориентированного анализа ее образовательной деятельности. Определена логическая структура реализации анализа, заданы требования к его конечным и промежуточным результатам, описана технология их получения: от актуальных недостатков в результатах образования – к наиболее значимым порождающим их причинам, связанным с недостатками компонентов педагогической системы и недостатками условий образовательной деятельности. Особое внимание авторы уделили критической оценке целей образовательной деятельности и технологии разработки модели выпускника, а также использованию этой модели для оценки достигаемых результатов образования.

Фрагмент статьи

Введение

Успешность введения ФГОС в дошкольном образовании существенно зависит от того, сумеют ли дошкольные образовательные организации (далее – ДОО) воспользоваться педагогическими разработками, созданными в последние годы для их развития на федеральном, региональном, муниципальном уровнях системы дошкольного образования. Сформируют ли они у своих педагогических систем такие качества, которые им необходимы, чтобы с большей эффективностью решать образовательные задачи. Осуществят ли нововведения, способные, при соответствующем использовании, улучшить результаты их работы (Afanaseva T., 2015).

Качественное введение ФГОС требует от каждого ДОО преобразования всей педагогической системы в целом (Лазарев В.С., 2015). Однако наши исследования показывают, что абсолютное большинство из них развивались или посредством периодического введения единичных (локальных) новшеств и накопления полезного эффекта от этого или посредством модульных нововведений – комплексов связанных между собой изменений, благодаря чему повышалось качество функционирования крупных, относительно самостоятельных частей педагогических систем (Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. 2011; 2013). Эти организации не имеют опыта введения системных новшеств. Следовательно, им для успешной реализации ФГОС важно освоить современные технологии решения задач инновационной деятельности и наиболее эффективные формы ее организации (Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., 2013; Афанасьева Т.П., 2014; 2015).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Алексеенкова Е.Г. Различия в качестве мотивационной среды инновационной деятельности общеобразовательных учреждений / Е.Г. Алексеенкова, Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева // Инновационная деятельность в образовании: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, Пушкино 14 апреля 2015 г.) / под ред. Г.П. Новиковой. – Ярославль-М.: Канцлер, 2015. Ч.I. –
С. 142–148.
2. Афанасьева Т.П. Разработка модели деятельности организации дошкольного образования по повышению качества реализации ФГОС ДО /Т.П. Афанасьева // Педагогическое образование и наука – 2015. – №3. – 
С. 20–25.
3. Афанасьева Т.П. Механизмы инновационной деятельности по реализации ФГОС в дошкольном образовании / Т.П. Афанасьева // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Материалы Международной научной конференции (Москва, 17 – 18 марта 2015 г.). – М.: МАНПО, 2015. – С. 438 – 444.
4. Афанасьева Т.П. Готовность организаций дошкольного образования к реализации ФГОС и факторы ее обуславливающие /Т.П. Афанасьева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, Пушкино 2–3 апреля 2015 г.) / под ред. Г.П. Новиковой. – Ярославль-Москва: Изд-во «Канцлер», 2015. – С. 17-32.
5. Афанасьева Т.П. Эффективность механизмов инновационной деятельности организаций дошкольного образования – главный фактор качественной реализации ФГОС //Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 5.
6. Афанасьева Т.П. Влияние мотивационной среды на готовность педагогического коллектива образовательного учреждения к участию в инновационной деятельности / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева // Инновационная деятельность в образовании: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, Пушкино 18 апреля 2014 г.) / под ред. Г.П. Новиковой. – Ярославль-Москва: Изд-во «Канцлер», 2014.
7. Афанасьева Т.П. Повышение качества поиска и оценки педагогических новшеств в учреждении дошкольного образования: науч.-метод. пособие / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Г.П. Новикова. – Москва, 2013. – 115 с.
8. Афанасьева Т.П. Выявление актуальных направлений и задач совершенствования педагогической системы ДОУ: Методические рекомендации для работников учреждений дошкольного образования/ Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Новикова Г.П. – М.: ИРОТ. – 2012. – 116 с.
9. Афанасьева Т.П. Восприимчивость учреждений дошкольного образования к новшествам и методы ее повышения: монография / Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева, Г.П. Новикова. – Москва: ИРОТ, 2011. – 260 с.
10. Лазарев В.С. Начала теории развивающихся педагогических систем// Педагогика, 2015 – № 6 – С. 3-16.
11. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисе-ева И.А. Инновационная деятельность в школах развивающего обучения. – М.: «Авторский Клуб», 2015.
12. Лазарев В.С. Модернизация механизмов инновационной деятельности //Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 5.
13. Лазарева В.С. Управление инновациями в школе: учеб.пособие / Лазарев В.С. – М.: Центр пед. образования, 2008.
14. Лазарев В.С. Психологические условия эффективности инновационной деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений/ В.С. Лазарев, И.А. Елисеева // Вестник СурГПУ – 2013 – №1.
15. Лазарев B.C., Афанасьева Т.П., Пуден-ко Т.И., Елисеева И.А. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. B.C. Лазарева. – М., 1995.
16. Новикова Г.П. Проблемы готовности организаций дошкольного образования к реализации ФГОС / Новикова Г.П., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А. //Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 5.
17. Afanaseva Tatyana. Factors Governing the Differences in the Degree to Which Preschool Learning Institutions are Prepared to Adopt the Federal State Educational Standard / Tatyana Afanaseva //European Journal of Contemporary Education – 2015 – Vol.(11),Is.1, pp. 4-15.
18. Fthenakis E.W. Die Forderung nach pдdagogischer Qualitдt // Auf Anfang kommt es an., Bundesministerium fьr Familie, Senioren, Frauen und Jugend, Berlin: 2003.
19. Padagogische Qualitat in Tageseinrichtungen fur Kinder. Ein nationaler Kriterienkatalog / Tietze W., Viernickel S. (Hrsg.). Weinheim: Beltz, 2003
20. Plantenga, J. Investing in Childcare. The Barcelona childcare targets and the European social model. Paper presented at the Paper presented at the Child Care in a ChangingWorld-Conference, Groningen, 2004.
21. Schweinhart I.J. Lifetime effects: The High/Scope perry preschool study through age 40. Monographs of the High/Scope Educational Research Foundation. V. 14. Ypsilanti: High/Scope Press, 2005.
22. Tietze W. Wie gut sind unsere Kindergarten? Eine Untersuchung zur padagogischen Qualitat in deutschen Kindergarten. Neuwied: Luchterhand, 1998.
23. Viernickel S. Qualitatskriterien und Standards im Bereich der fruhkindlichen Bildung und Betreuung. Studienbuch zum Bildungs – und Sozialmanagement. Remagen: Ibus-Verlag, 2006.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

механизмы инновационной деятельности, модернизация механизмов инновационной деятельности, проблемно-ориентированный анализ, технологии инновационной деятельности