ISSN 1997-9657
       

Акулова О.В., Атарова А.Н., Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Аутентичные музейные коллекции Ф. Фребеля и М. Монтессори. Уникальные дары времен

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты теоретико-практического исследования истории музейной коллекции кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, раскрываются группы задач, которые решают преподаватели кафедры, обращаясь к музейным коллекциям. Особое внимание авторы статьи уделяют одной из приоритетных задач современного образования – созданию мотивации у студентов к освоению педагогической профессии и осознанию ее ценности в социуме.

Цель проведенного исследования – описание истории создания уникальной музейной коллекции аутентичных материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори, обоснование возможности использования потенциала коллекций в образовании современного педагога.

Результатом исследования явилось описание потенциала музея для организации научно-исследовательской работы преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Описаны возможности музейной коллекции для ознакомления с историей становления профессии «воспитатель детского сада». Анализ наследия М. Монтессори и Ф. Фребеля подводит к выводу о современности и актуальности идей педагогов прошлого и реинновации их в практику детского сада XXI века.

Вывод. Представленное описание аутентичных музейных коллекций материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета, объяснение потенциальных возможностей их использования в образовательном процессе педагогического вуза раскрывает один из способов решения актуальной задачи высшего профессионального образования по созданию у студентов мотивации к освоению педагогической профессии. Экскурс в историю позволяет молодым и опытным педагогам переосмыслить современную теорию и практику дошкольного образования.

Фрагмент статьи

Введение

Образно об истории педагогического образования в Санкт-Петербурге можно сказать так: от гувернантки и садовницы к учителю и воспитателю. Каждый из этих этапов так или иначе связан с РГПУ им. А.И. Герцена и кафедрой дошкольной педагогики – одной из старейших в этом вузе (Акулова, Савинова, 2017).

И свидетелями почти всех этих этапов была музейная коллекция дидактических материалов Фридриха Фребеля и Марии Монтессори.

Теоретико-практическое исследование истории музейной коллекции кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета позволяет вскрыть группы профессиональных задач, которые решают преподаватели кафедры, обращаясь к музейным коллекциям. Особое внимание заслуживает одна из приоритетных задач современного образования – создание мотивации у студентов к освоению педагогической профессии и осознанию ее ценности в социуме.

Цель проведенного исследования – описание истории создания уникальной музейной коллекции аутентичных материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори; обоснование возможности использования потенциала коллекций в подготовке и образовании современного педагога.

Направления и методы исследования

В результате многофакторного исследования, объединенного целостной идеей, характерной для любого музейного комплекса, – сохранение подлинных предметов материальной культуры, изучались направления, в соответствии с которыми были использованы методы, характеризующие исследование как историко-педагогическое. Исследовательскими методами выступали нарративный (повествовательно-описательный) метод, исторический (ретроспективный) метод, метод сравнительного анализа, качественный анализ и интерпретация исследовательских данных, структурный метод.

Список литературы

1. Акулова О.В. Дидактические материалы М. Монтессори на кафедре дошкольной педагогики: история и современность // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сб. науч. ст.: по материалам международной конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 36–43.
2. Акулова О.В. Дидактические материалы Ф. Фребеля как средство педагогического сопровождения развития и саморазвития дошкольников // Инновационные процессы в дошкольном образовании: Сб. науч. ст.: по материалам международной конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 218–224.
3. Акулова О.В. История факультета дошкольного образования // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография / О.В. Акулова, Е.Е. Алексеева, Т.А. Барышева и др.; науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2017. – С. 15–34.
4. Акулова О.В. Организация научно-исследовательской работы магистрантов с использованием музейной коллекции материалов Ф. Фребеля и М. Монтессори // Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: Сб. науч. ст.: по материалам международной конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 391–398.
5. Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Кафедра дошкольной педагогики // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография / О.В. Акулова, Е.Е. Алексеева,
Т.А. Барышева и др.; науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2017. – С. 54–99.
6. Акулова О.В., Савинова Л.Ю. От Воспитательного Дома… // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография / О.В. Акулова, Е.Е. Алексеева, Т.А. Барышева и др.; науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2017.– С.8-15.
7. Белова Т.Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся в Монтессори-образовании // Вестник Оренбургского государственного универси­тета. – 2011. – №121. – С. 79–83.
8. Гогоберидзе А.Г. Акулова О.В. Ретроинновация системы Ф. Фребеля в педагогическом сопровождении дошкольника // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. – №9. – С. 35–41. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20653467. Дата обращения 24.07.2018.
9. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога – традиции и инновации: Коллективная монография // Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А. и др.; науч.ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 417 с.
10. Максимова Т.Е. Виртуальный музей как социокультурный феномен. Автореф. дис… канд. культурологии: 24.00.01.; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2012. – 25 с.
11. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – М.: Задруга, 1913.
12. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. – М.: Карапуз, 2009. – 288 с.
13. Ничипоренко Л.К. Возможности научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и магистрантов в научной лаборатории на базе музейной коллекции материалов М. Монтессори и Ф. Фребеля // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. – СПб., 2014.– №171.
14. Ничипоренко Л.К. Использование уникальных материалов коллекции Ф. Фребеля для мотивации студентов 1 курса к освоению педагогической профессии и их профессионально-личностному развитию // Актуальнi проблеми дошкiноi та початковоi освiти в контекстi педагогиiчних iдей Фрiдрiха Фребеля: Матерiали мiжнародноi науково-практичноi конференцii / За ред. Петуховоi Л. Э., Полевiклвоi О.Б. – Херсон: Айлант, 2014. – У 3-х т. – Т.1.
15. Организационные и научные основы описания музейных предметов в Костромском музее-заповеднике: методические рекомендации / Авт.-сост.: И.В. Емельянова, И.С. Наградов, С.В. Рябинцев. – Кострома, 2018. – 30 с.
16. Рындина А.Г. Особенности организации образовательного процесса в рамках исторических дисциплин на базе музея кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена //
Диссеминация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: сборник науч. ст.: по материалам международной научно-практической конференции / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб, 2012. – С. 390–396.
17. Сороков Д.Г. Русская учительница. Семейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек. – М.: Форум, 2010. – Кн. 2. – С. 64–99.
18. Сумнительный К.Е. Тайна освобождения ребенка. Почему метод М.Монтессори опять актуален? // Проблемы современного образования. – 2011. – №1. – С. 18–25.
19. Фребель Ф. Избранные сочинения. Воспитание Человека / Пер. с нем. И.Д. Городецкого. – М.: Тихомиров (педагогич. биб-ка в изд. К. Тихоми-рова). – Т.1. – 1906.
20. Friedrich-Frцbel-Museum. [Электронный ресурс]. URL:http://froebel-museum.de/pages/de/startseite.php. Дата обращения: 25.07.2018.
21. Museum education: History, Theory and Practice / Ed. N. Berry and S. Mayer Reston, 1989.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

педагогические системы Ф. Фребеля и М. Монтессори, музейная коллекция, профессия