ISSN 1997-9657
       

Акулова О.В., Ивченко Т.А., Конохова Е.С. Значение общественного движения поддержки первоначального воспитания на рубеже XIX–ХХ веков в становлении теории и практики дошкольного образования

Аннотация

Методология. В статье представлены результаты осмысления предпосылок становления науки и практики воспитания детей на основе анализа деятельности общественного движения по организации дошкольного дела на рубеже XIX–XX веков.

Цель: описание истории общественного движения в поддержку первоначального образования детей для выявления предпосылок становления отечественной научной школы дошкольного воспитания и подготовки специалистов для детских садов.

Методы и построение исследования: статья построена на основе анализа архивных документов кафедры дошкольной педагогики и музея РГПУ им. Герцена, исторических статей, посвященных становлению дошкольного образования. Использован нарративный метод для освещения деятельности обществ по поддержке дошкольного воспитания. Компаративный метод применен для выявления общих направлений деятельности общественного движения в Санкт-Петербурге в поддержку первоначального воспитания детей. Ретроспективный анализ позволил выявить предпосылки становления отечественной системы дошкольного образования.

Результаты. Описана деятельность обществ: «содействия первоначальному воспитанию» («Фребелев­ское общество»), «содействия дошкольному воспитанию» и «свободного воспитания». Освещены идеи педагогов – участников различных обществ, стоящих у создания отечественной дошкольной педагогики и учреждений по подготовке специалистов для работы с детьми. Раскрыта роль общественного движения в становлении теории и практики дошкольного образования.

Выводы. Анализ деятельности обществ поддержки дошкольного дела помогает осознать основные предпосылки развития научных взглядов на воспитание и развитие ребенка и выявить традиции отечественного опыта подготовки специалистов для детского сада, зародившиеся в общественном движении рубежа XIX–ХХ веков и воплощенные в деятельности ПИДО.

Фрагмент статьи

Введение

В общественном сознании просвещенных людей конца XIX века в Европе и России во всей полноте была сформулирована идея о необходимости образования всех слоев населения, начиная с самого раннего возраста. Именно в этом философы, общественные деятели, писатели, педагоги видели основу для переустройства общества на разумных началах. Постепенно разрозненные мыслители и деятели образования стали объединяться в так называемые «общества», имеющие филантропический характер. Их участники активно обсуждали проблемы обучения и воспитания, предлагали идеи по переустройству школьного дела, а также продвигали новую для того времени мысль о необходимости целенаправленного развития маленьких детей, выбирая для этого либо правильно организованное семейное воспитание, либо образование в специальных учреждениях.

Именно под влиянием этих взглядов активизировалось общественное движение, призывающее к организации системы дошкольного воспитания детей. Показателем такой активности являлось существование в Санкт-Петербурге в начале ХХ века около 10 таких обществ: «Общество содействия первоначальному воспитанию» (так называемое «Фребелевское общество»); «Общество содействия дошкольному воспитанию»; «Детский городок»; «Детский мир»; «Помощь детям рабочих»; «Петроградский родительский кружок»; «Петроградское общество содействия физическому развитию»; «Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества»; «Российское общество педагогического ручного труда»; «Общество детских врачей» (Морозова, Тихеева, 1916); «Общество свободного воспитания» (Сороков, 2010).

При всем разнообразии задач и содержания деятельность каждого общества включала 3 основных направления (Савинова, 1992; Логинова, 1992; Гогоберидзе, 2010).

Во-первых, при них функционировали дошкольные учреждения, созданные по инициативе и содействии того или иного общества. В этом и заключался их филантропический характер.

Во-вторых, организовывались курсы по подготовке педагогов, что объясняется пониманием необходимости целенаправленного обучения профессионалов для работы с маленькими детьми.

И, в-третьих, членами общества осуществлялась издательская деятельность для пропаганды передовых педагогических взглядов, что позволяло в полной мере реализовать просветительскую функцию.

Работа каждого общества оригинальна и подлежит тщательному изучению. В этой статье представлена лишь деятельность трех из них, которые имели непосредственное влияние на становление научной школы и практики подготовки педагогов дошкольного образования в Педагогическом институте дошкольного образования (далее ПИДО). Институт, созданный в Петрограде в 1918 году, стал первым в стране высшим учебным заведением этого профиля (Савинова, 1992; Логинова, 1992).

В нем работали выдающиеся педагоги, внесшие существенный вклад в развитие отечественной дошкольной педагогики и методики подготовки специалистов дошкольного образования всех уровней (воспитателя, заведующей, методиста, инспектора). Поэтому интересно разобраться в истоках данной педагогической школы, понять, как повлияло время и люди на этот процесс.

Список литературы

1. Акулова О.В. Дидактические материалы Ф. Фребеля как средство педагогического сопровождения развития и саморазвития дошкольников // Инновационные процессы
в дошкольном образовании. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 218–224.
2. Акулова О.В. История факультета дошкольного образования // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2017. – С. 15–34.
3. Акулова О.В., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Кафедра дошкольной педагогики // Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 54–99.
4. Акулова О.В., Савинова Л.Ю. От Воспитательного дома… // Институт детства Герценовского университета. Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2017. – С. 8–15.
5. Байдукова Е.Н. Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX – начала XX веков / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 4(51). Июль 2017 стр. 1-5. [Электронный ресурс]. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1501090499.pdf. Дата обращения: 30.07.2018.
6. Бенуа А.Н. Живопись, воспоминания, размышления. Книга 2. Глава 5. Первая школа. –
М.: Изд-во Захаров, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.benua.su/book_2_g5_2. Дата обращения: 30.07.2018
7. Гогоберидзе А.Г. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: традиции и инновации // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2010. – С. 12–17.
8. Деятельность Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1914 г. – Петроград, 1915. – 71 с.
9. Зайцева В. Санкт-Петербургское Фребелевское общество для содействия первоначальному воспитанию // Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург. –
СПб., 2002-2012. [Электронный ресурс]. URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853547719. Дата обращения: 30.07.2018
10. Князев Е. К 145-летию создания первых дошкольных организаций в России: Фребелевское общество // Дошкольное воспитание № 12, 2016. – С. 109 -113. [Электронный ресурс]. URL: http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/12/knyazev_12_2016.pdf. Дата обращения: 30.07.2018
11. Логинова В.И. Становление теории дошкольного воспитания на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: Образование, 1992. –
С. 10–23.
12. Маневцова Л.М., Ивченко Т.А., Никонова Н.О. Развитие идей воспитания детей средствами природы в истории кафедры дошкольной педагогики // Педагогика детства: Петербургская научная школа: коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
А.И. Герцена, 2005. – С. 190–202.
13. Морозова М.Я., Тихеева Е.И. Совре­менный детский сад, его значение и оборудование. – Петроград: Р. Шварц, 1916. – 125 с.
14. Онищенко Э.В. Анализ метода Е.И. Тихеевой как гуманистически-ориентированной педагогической технологии // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. Сборник научных статей и материалов XX Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия. – СПб.: Verba Vagistra, 1999. – С. 20–25.
15. Онищенко Э.В. Организация вариативных дошкольных образовательных учреждений в России: исторические параллели. // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: проблемы, поиски, перспективы. Герценовские чтения: Тезисы докладов международной научно-практиче­ской конференции. – СПб.: Изд-во: НИИ химии СПбГУ, 1998. – С. 63–64.
16. Онищенко Э.В., Романюк Л.В. История факультета дошкольного образования РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1998. – 76 с.
17. Отчет о деятельности общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1913 год. – СПб., 1914. – 48 с.
18. Отчет Санкт-Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию детей за 1911 год. – СПб., 1912. – 19 с.
19. Савинова Л.К. 70 лет факультету дошкольного воспитания РГПУ им. А.И. Герцена // Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: Образование, 1992. – С. 3–10.
20. Сороков Д.Г. Русская учительница. Се­мейные истории и метод научной педагогики Юлии Фаусек. Книга 2. – М.: Форум, 2010. – 384 с.
21. Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1; под ред. Д.Г. Сорокова. – М.: Форум, 2010. – 400 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

общественное движение, «Общество содействия первоначальному воспитанию», «Фребелевское общество», «Общество содействия дошкольному воспитанию», «Общество свободного воспитания», предпосылки дошкольного образования