ISSN 1997-9657
       

Акулова О.В., Онищенко Э.В., Савинова Л.Ю. Педагогический институт дошкольного образования. От Фребелевского общества – к Институту детства Герценовского университета

Аннотация

Методология. В статье описывается история создания и развития одного из старейших факультетов Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена – института детства, готовящего специалистов для дошкольного и начального образования Института дошкольного образования, рассказывается об изменении его структуры, содержания работы и особенностях организации.

Цель: описание 100-летней истории развития института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, выявление педагогических традиций и перспектив дальнейшего развития института.

Метод и построение исследования. Статья построена на основе анализа документов и других источников, описывающих возникновение и развитие института детства. Методами исследования выступали нарративный (повествовательно-описательный) метод, исторический (ретроспективный) метод, метод сравнительного анализа.

Результаты. Описана традиция подготовки специалистов дошкольного и начального образования, начиная с созданного в 1871 году Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Представлена история появления в 1918 году и развития первого в России вуза, где готовили дошкольных работников – Педагогического института дошкольного образования (ПИДО) до момента слияния высших педагогических учреждений Ленинграда на базе Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. Показана история развития основных направлений работы института – педагогической и научно-исследовательской деятельности. Описаны преобразования кафедр, вклад известных педагогов дошкольного и начального образования в подготовку кадров, современное состояние и перспективы развития института детства.

Выводы. Представленное описание позволяет проанализировать направления развития и способы совершенствования системы подготовки специалистов дошкольного и начального образования, осознать необходимость преемственности двух ступеней образования не только в реализации образовательного процесса, но и подготовке будущих педагогов дошкольных образовательных организаций и учителей начальной школы.

Фрагмент статьи

В 2018 году институт детства Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (далее РГПУ им. А.И. Герцена) отмечает 100-летний юбилей. Особое значение эта дата приобретает в связи с тем, что конец второго десятилетия XXI века в России ознаменовался подписанием Указа Президента РФ о том, что период с 2018 по 2027 гг. объявляется «Десятилетием детства». Данный факт детерминирован потребностью в совершенствовании государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Подписанный Президентом РФ В.В. Путиным Указ об основных задачах и направлениях реализации данной стратегии ориентирует нас на то, чтобы «определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии дей­ствий в интересах детей на 2012–2017 годы»). В рамках данного проекта, как отмечают современные исследователи, «максимальная реализация потенциала каждого ребенка выступает приоритетной стратегией развития системы образования. В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности» (Гогоберидзе, Атарова, Новиков, Новицкая, Яфизова, 2018).

При этом возникает настоятельная потребность в решении целого комплекса задач, связанных с развитием «инструментов материальной поддержки семей при рождении и воспитании ребенка; созданием инфраструктуры детства; совершенствованием медицинской помощи детям и формированием основ здорового образа жизни; повышением доступности качественного образования детей; культурным и физическим развитием; развитием детского отдыха и детского туризма; обеспечением информационной безопасности; обеспечением равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства; развитием системы защиты и обеспечением прав и интересов детей» (Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»).

Список литературы

1. Вергелес Г.И. Подготовка учителя начальных классов в РГПУ им. А.И. Герцена: история и современное состояние // Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: Герценовские чтения: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт детства, 2007. – С. 8-16
2. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.С., Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта // Современное дошкольное образование. – 2018. – №5(87). – С. 16–25. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00018
3. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой при ЛГПИ им. А.И. Герцена / Под общ. ред. Е.И. Тихеевой. – М.-Л., 1928. – 101 c.
4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе,
Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 284 с.
5. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов: В 2 ч. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
6. Зайцева В. Санкт-Петербургское фребелевское общество для содействия первоначальному воспитанию // Энциклопедия благотворительности. – СПб., 2018. –
URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2853547719
7. Институт детства Герценовского университета / Под ред. А.Г. Гогоберидзе (авторы: Акулова О.В., Алексеева Е.Е., Барышева Т.А., Вергелес Г.И. и др.). – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2017. – 432 с.
8. Кафедра дошкольной педагогики герценовского университета: 85 лет подготовки педагога – традиции и инновации // Акулова О.В., Бабаева Т.И., Березина Т.А., Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Гогоберидзе А.Г., Грядкина Т.С., Деркунская В.А., Ивченко Т.А., Крулехт М.В., Михайлова З.А., Немченко Л.В., Никонова Н.О., Полякова М.Н., Римашевская Л.С., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Коллективная монография / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, институт детства. Санкт-Петербург, 2010. –
417 с.
9. Махлина М.Е., Тумим-Альмединген Н.А., Широкогоров О.В. Дошкольное воспитание в Ленинграде за 15 лет (1917-1932) – Москва-Ленинград: Учпедгиз, 1932. – 120 с.
10. Настоящий учитель для школы //Педагогические вести. 2017.-№10-12(2795-2797) май – июнь. URL: https://www.herzen.spb.ru/uploads/pedvesty/files/gazeta%2010-12%202017%20inet(1).pdf (дата обращения: 31.07.2018)
11. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг. URL:http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-detstvo.centerstart.ru/files/strategiya.pdf (дата обращения: 31.07.2018)
12. Онищенко Э.В. Педагогические традиции Санкт-Петербургской школы дошкольного образования. Тезисы докладов Герценовских чтений: «Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия». – СПб., 1999. – С. 18.
13. Онищенко Э.В., Котова С.А., Савино-
ва Л.Ю. Традиции профессиональной подготовки педагогических кадров в Санкт-Петербурге (на примере дошкольного и начального образования) // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – 2016. – С. 65–72.
14. Онищенко Э.В., Романюк Л.В. История факультета дошкольного образования РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1998. – 76 с.
15. Официальный сайт университета имени А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. История кафедры. URL: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/detstvo/1298372807/1298373911/1383070140/(дата обращения: 31.07.2018).
16. Педагогика детства: Петербургская научная школа. – СПб., 2005. – 490 с.
17. Сайт памяти Н.Г. Казанского. Рос­сийский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. Библиотека электронного научного журнала “Письма в Эмиссия. Оффлайн” URL:http://www.emissia.org/ng/site/module3.htm (дата обращения: 31.07.2018)
18. Становление теории и практики дошкольного воспитания. Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1992. – 198 с.
19. Тихеева Е.И. Организация детского сада и детского дома. – М.: Мир, 1923. – 143 с.
20. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г.
N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». URL: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 31.07.2018)
21. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г.
N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». URL: http://base.garant.ru/71684480/ (дата обращения: 31.07.2018)
22. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена / Отв. ред. А.М. Леушина. – Л., 1949. – Том 85.
23. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. – М., 1955. – 370 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

высшее образование, дошкольник, институт детства, историческая ретроспектива, младший школьник, подготовка специалистов дошкольного и начального образования, профессиональное образование