ISSN 1997-9657
       

Алексеева E.В. Интерактивное обучение как средство развития мотивационной сферы и познавательной деятельности у детей с речевыми нарушениями

№8 2015 Алексеева E.В. Интерактивное обучение как средство развития мотивационной сферы и познавательной деятельности у детей с речевыми нарушениями
Аннотация

В статье представлена авторская разработка электронного ресурса, приуроченная к проведению Олимпийских игр в Сочи 2014 года «Знатоки Олимпийского движения». Новизна данного электронного ресурса заключается в повышении знаний об истории олимпийского движения, физического воспитания и представлений о спорте у детей дошкольного возраста 5–7 лет,
в развитии основ информационной культуры личности ребенка через интеграцию компьютерных игровых средств в коррекционном процессе. Методика предполагает системность и комплексность в обучении, взаимодействие и контроль со стороны педагога, а также содействует развитию личностных качеств у детей: формирует навыки самоконтроля, самопроверки
и способности к саморегуляции. Электронный продукт может использоваться логопедами, дефектологами, педагогами ДОУ, педагогами дополнительного образования, частных и семейных ДОУ, родителями, учитывая интеграцию образовательных областей в разных видах деятельности (познавательной, игровой, социально-коммуникативной, речевой и физической), а также детьми в самостоятельной деятельности. Автор отмечает, что интерактивное обучение, проводимое с помощью описанной методики, существенным образом ускоряет передачу знаний, развивая различные психические функции детей, таких, как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление. Дети успешнее и быстрее адаптируются к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Фрагмент статьи

Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, самостоятельности и самоконтроля дошкольников, их мотивационной готовности к межличностному взаимодействию была и остается. Любой вид игры, в частности компьютерная интерактивная игра, которая является компонентом информационно-коммуникационных технологий, – обучает, развивает, социализирует и способствует повышению мотивационной сферы и познавательной деятельности у детей с речевыми нарушениями. Вот почему данная проблема остается актуальной в педагогике и коррекционном процессе.

Современная российская система школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования находится в стадии постоянного динамического обновления, этим и обусловлен научный и практический интерес к инновационным тенденциям, в частности, к изучению компьютерных интерактивных игр, их влияния на формирование и развитие универсальных личностных качеств ребенка-дошкольника и школьника, необходимых для его социализации. Необходимость применения компьютерных технологий в коррекционном процессе уже не вызывает сомнений. Использовать мультимедийные ресурсы, ограничиваясь показом презентаций, или использовать их только как демонстрационный материал значит значительно сужать возможности мультимедиа технологии. Игровые компьютерные средства можно и нужно интегрировать в более широкий контекст развития детей и как удобную среду, и как методику коррекционного обучения.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 1999.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. – М.: Академия, 2009.
4. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. – М.: Питер, 2008.
5. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. (ред.) Комп­лексная коррекция трудностей обучения в школе. – М.: Смысл, 2014.
6. Знатоки Олимпийского движения. Электронное пособие.
7. Луков М.И. Об осознании ребенком речи в процессе игры: Дис. ...канд. психол. наук. –
Л., 1937.
8. Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2002.
9. Титова Ю.О., Фролова О.С., Винникова Л.М. Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления и речи у детей 1–5 лет. – М.: Эксмо, 2010.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, интерактивная игра, интерактивное обучение, электронные ресурсы, познавательная деятельность, мотивационная сфера