ISSN 1997-9657
       

Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Тарасова К.C. Лексические показатели развития речи у дошкольников с разным уровнем саморегуляции

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого была показана взаимозависимость развития регуляторных функций и лексического показателя развития речи в дошкольном возрасте. Исследование было проведено на выборке из 279 детей, посещающих старшие группы детских садов. Использованная для изучения лексической стороны речи методика «Ассоциативные ряды» оказалась адекватным инструментарием для оценки уровня лексического развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Выявлены значимые различия в лексическом речевом развитии у детей с высоким и низким уровнем развития РФ. Более всего оказались связанными продуктивность выполнения заданий на лексическое развитие речи со слухоречевой рабочей памятью и когнитивной гибкостью. Продуктивность извлечения свободных ассоциаций оказалась связана с пространственной рабочей памятью, а направленные ассоциации (называние действий и животных) – с торможением.

Фрагмент статьи

Регуляторные функции и речевое развитие являются одними из наиболее значимых показателей развития дошкольников и основой их готовности к школьному обучению (Выготский, 1984; Эльконин, 2006; Blair, Razza, 2007; Duff et al., 2015; Duncan et al., 2007; Matthews, Ponitz, Morrison, 2009).

Согласно многочисленным зарубежным исследованиям, развитие регуляторных функций является предиктором успешности освоения навыков чтения и письма. Однако данные относительно связи навыков устной речи и регуляторных функций в дошкольном возрасте достаточно малочисленны и противоречивы (Pazeto, Seabra, 2014). Теоретические и эмпирические исследования в этой области продолжаются, поскольку есть свидетельства как в пользу того, что регуляторные функции положительно связаны с развитием речи (Blair et al., 2012; Henry, Messer, Nash, 2012; Verhagen, Leseman, 2016), так и в пользу противоположной точки зрения (Kuhn et al., 2014; Petersen et al., 2013; Vallotton, Ayoub, 2011).

Регуляторные функции

Одной из наиболее значимых с точки зрения понимания развития регуляторных функций (РФ) в дошкольном детстве является модель, разработанная А.Мияке и коллегами (Miyake et al., 2000). Согласно данному подходу, регуляторные функции разделяются на следующие три основных компонента: рабочую память («working memory») – зрительную и слуховую; гибкость внимания или переключение («cognitive flexibility»), которое связано со способностью переходить от одного правила к другому; сдерживающий контроль («inhibitory control») – он предполагает торможение доминирующего ответа в пользу требуемого в задании (Diamond et al. 2002, Diamond, Lee, 2011; Lehto et al., 2003; Visu-Petra et al., 2013; Алмазова и др., 2016).

Лексический компонент развития речи дошкольников

Развитие речи – комплексное обозначение ряда психических процессов, которые связаны с овладением ребенком средствами устной и письменной речи. В отчете National Institute for Literacy (Национальный Институт Грамотности, США) предлагается выделять следующие показатели развития речи: фонетический, лексический, синтаксический и символический (Longinan, 2008). Фонетический показатель включает восприятие устной речи и отдельных звуков, а также самостоятельное произнесение ребенком звуков и слов путем выработки артикуляционных навыков (движений языка, губ, гортани). Лексический показатель характеризует успешность освоения значений слов (лексических единиц) и отображается в богатстве словарного запаса ребенка. Развитие синтаксиса и грамматики отвечает за освоение языковых правил, с помощью которых формируются предложения. И, наконец, символический показатель развития речи включает освоение ребенком графических обозначений звуков (букв), развитие начальных навыков чтения и письма.

Список литературы

1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. – 2016. – №4(24).
2. Ахутина Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет. – М.: Секачев, 2018.
3. Выготский Л.С., Запорожец А.В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 44.
5. Blair, C., Protzko, J., & Ursache, A. (2011). Self-regulation and the development of early literacy. In Handbook of early literacy research. Guilford Press.
6. Blair, C., & Razza, R. P. (2007). Relating effortful control, executive function, and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten. Child development, 78(2), 647-663.
7. Bohlmann, N. L., Maier, M. F., & Palacios, N. (2015). Bidirectionality in self-regulation and expressive vocabulary: Comparisons between monolingual and dual language learners in preschool. Child development, 86(4), 1094-1111.
8. Diamond, A., Kirkham, N., & Amso, D. (2002). Conditions under which young children can hold two rules in mind and inhibit a prepotent response. Developmental psychology, 38(3), 352.
9. Diamond, A., & Lee, K. (2011). Interventions shown to aid executive function development in children 4 to 12 years old (vol 333, pg 959, 2011). Science, 334(6054), 311-311.
10. Duff, F. J., Reen, G., Plunkett, K., & Nation, K. (2015). Do infant vocabulary skills predict school-age language and literacy outcomes?. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 56(8), 848-856.
11. Duncan, G. J., Dowsett, C. J., Claessens, A., Magnuson, K., Huston, A. C., Klebanov, P., & Sexton, H. (2007). School readiness and later achievement. Developmental psychology, 43(6), 1428.
12. Fuhs, M. W., & Day, J. D. (2011). Verbal ability and executive functioning development in preschoolers at head start. Developmental Psychology, 47(2), 404.
13. Henry, L. A., Messer, D. J., & Nash, G. (2012). Executive functioning in children with specific language impairment. Journal of child psychology and psychiatry, 53(1), 37-45.
14. Korkman, M., Kirk, U., & Kemp, S. L. (2007). NEPSY II. Administrative Manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation.
15. Kuhn, L. J., Willoughby, M. T., Wilbourn, M. P., Vernon-Feagans, L., Blair, C. B., & Family Life Project Key Investigators. (2014). Early communicative gestures prospectively predict language development and executive function in early childhood. Child Development, 85(5), 1898-1914.
16. Lehto, J. E., Juujдrvi, P., Kooistra, L., & Pulkkinen, L. (2003). Dimensions of executive functioning: Evidence from children. British Journal of Developmental Psychology, 21(1), 59-80.
17. Matthews, J. S., Ponitz, C. C., & Morrison, F. J. (2009). Early gender differences in self-regulation and academic achievement. Journal of educational psychology, 101(3), 689.
18. Miyake, A., Friedman, N. P., Emerson, M. J., Witzki, A. H., Howerter, A., & Wager, T. D. (2000). The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis. Cognitive psychology, 41(1), 49-100.
19. Lonigan, C. J., & Shanahan, T. (2009). Developing Early Literacy: Report of the National Early Literacy Panel. Executive Summary. A Scientific Synthesis of Early Literacy Development and Implications for Intervention. National Institute for Literacy.
20. Pazeto, T. D. C. B., Seabra, A. G., & Dias, N. M. (2014). Executive functions, oral language and writing in preschool children: Development and correlations. Paidйia (Ribeirгo Preto), 24(58), 213-222.
21. Petersen, I. T., Bates, J. E., D’Onofrio, B. M., Coyne, C. A., Lansford, J. E., Dodge, K. A., Van Hulle, C. A. (2013). Language ability predicts the development of behavior problems in children. Journal of abnormal psychology, 122(2), 542.
22. Vallotton, C., & Ayoub, C. (2011). Use your words: The role of language in the development of toddlers’ self-regulation. Early Childhood Research Quarterly, 26(2), 169-181.
23. Verhagen, J., & Leseman, P. (2016). How do verbal short-term memory and working memory relate to the acquisition of vocabulary and grammar? A comparison between first and second language learners. Journal of experimental child psychology, 141, 65-82.
24. Visu-Petra, L., Cheie, L., Benga, O., & Miclea, M. (2012). The structure of executive functions in preschoolers: An investigation using the NEPSY battery. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 33, 627-631.
25. Zelazo, P. D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A method of assessing executive function in children. Nature protocols, 1(1), 297.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дошкольный возраст, регуляторные функции, речевое развитие, произвольность, слухоречевая память, зрительная память, когнитивная гибкость, сдерживающий контроль