ISSN 1997-9657
       

Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников

Полный текст

Одним из негативных проявлений поведения современных детей стала агрессивность. Конечно, нельзя сказать, что в прежние времена агрессивности в поведении детей не было. Однако сегодня число детей с такими проявлениями значительно возросло. В чем причина возникновения агрессии и почему дети так часто проявляют агрессивность?

В науке существует несколько подходов к объяснению природы агрессии.

В психоаналитическом подходе (З. Фрейд) агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы, наряду с инстинктами жизни, эроса, смерти, разрушения. З. Фрейд, исследуя природу агрессии, предположил, что в человеке непрерывно вырабатывается агрессивная энергия, которую он периодически «выбрасывает», даже иногда без видимого повода.

В этологическом подходе (К. Лоренц) утверждается, что агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы и берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание.

Согласно ситуативной теории агрессии (Дж. Доллард) к агрессии всегда приводит фрустрация (помеха, раздражение), однако агрессия не всегда проявляется в отношении фрустратора. Часто из-за боязни наказания, сильной ответной реакции человек переносит свои агрессивные действия на другого человека или объекты, которые не могут ответить ему тем же. Н. Е. Миллер выдвинул систематизированную модель, объясняющую появление такого феномена. Он предположил, что подобное поведение агрессивного индивидуума обусловлено тремя факторами: силой побуждения к агрессии; силой факторов, тормозящих данное поведение; сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрирующим фактором.

Заслуживает внимания и теория социального научения агрессии (А. Бандура), которая утверждает, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного всестороннего научения. Человек должен наблюдать за социальными формами проявления агрессии и усваивать их.

Мы выделили далеко не все, а лишь ведущие теории, объясняющие такое явление, как агрессия. Уже само появление таких теорий свидетельствует о серьезности и неоднозначности обсуждаемого явления, а в самих теориях содержится мысль о том, что агрессия заложена в человеке от рождения, а агрессивность как социальное качество приобретается ребенком очень рано, если у него есть возможность наблюдать ее проявления в окружающей жизни.

Следовательно, первая причина появления признаков агрессивного поведения у дошкольников лежит в природе социализации: наиболее экономный для ребенка путь социализации – подражание взрослому. Ребенок, видя агрессию у взрослых, подражает им. Агрессивность пока еще не является чертой характера ребенка, она взята им на вооружение как «подсмотренный» у взрослых способ поведения. Если на этом этапе агрессия не пресекается, если взамен ребенка не учат другим способам поведения, если, более того, она поддерживается взрослыми, то очень скоро ребенок начинает проявлять агрессивность осознанно.

Агрессия может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться. У него создается иллюзия смелости. Согласно Э. Эриксону, враждебность и агрессивность связывается у ребенка с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Степень развития чувства доверия к людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Полноценная материнская забота обеспечивает ребенку уверенность в себе, не боязнь проявлять инициативу, допускать ошибки и т. д. Если же ребенок не получает полноценной материнской заботы, то у него вырабатывается и закрепляется собственная защитная реакция в виде агрессивных форм поведения.

Одной из причин возникновения агрессии у детей, как считает А. Адлер, является стремление к преодолению чувства неполноценности, которое ребенок переживает довольно долго. Незрелость, несамостоятельность, неуверенность приводят к болезненному переживанию своего подчиненного положения, появляется стремление во что бы то ни стало достичь превосходства над более сильными и умелыми (над взрослыми). Конечно, это причина социально-педагогического порядка. Взрослые, которые не умеют или не хотят понять чувства ребенка, которые унижают его, показывают свое превосходство, стимулируют возникновение агрессивного поведения.

Агрессивность, если она и заложена в человеке как механизм защиты, может приобретать отрицательные или относительно положительные формы проявления в зависимости от той социальной среды, в которой растет и развивается ребенок, от характера социального опыта, который он приобретает, живя среди людей.

Некоторые авторы указывают на определенную зависимость агрессивности детей от структуры семьи, от складывающихся в ней взаимоотношений. Так, большой процент агрессивных проявлений можно наблюдать у детей из семей, где родители разводятся или уже разведены. Ребенок тяжело переживает эту ситуацию, он зачастую не понимает ее: почему он не должен больше встречаться с папой? Почему папа больше не приходит домой, не ходит с ним гулять и т. д.? Почему мама так плохо говорит о папе? Ни папа, ни мама не могут быть плохими для ребенка. В борьбе за свое право быть с двумя родителями ребенок и проявляет агрессию. При этом дети проявляют агрессивность не только и не столько по отношению к кому-то из родителей, сколько переносят ее на какие-то нейтральные вещи, события. Повышенной агрессивностью в подобных ситуациях отличаются мальчики. У мальчиков чаще, чем у девочек, возникает враждебность, неподчинение взрослым, что в дальнейшем может привести к асоциальному поведению.

Ребенок может проявлять агрессивность и в полной семье, но когда он не один, а есть другие, как правило, младшие дети. Внимание родителей к малышу вызывает ревность у ребенка, ему недостает тепла и ласки родителей.

Благоприятным условием возникновения и проявления агрессии у детей могут служить и слишком жесткие рамки, в которые ставят ребенка взрослые, требование безоговорочного подчинения, соблюдения дисциплины, когда послушание возводится в ранг ведущей линии поведения ребенка. Послушание, которое не обязательно принимается и осознается ребенком как благо для него, а послушание ради подчинения воле взрослого. В этом случае происходит постепенное накопление протеста, который когда-то обязательно проявится в агрессивной форме.

Обобщая все сказанное, можно выделить главную социальную причину проявления агрессии в дошкольном возрасте: неверное поведение взрослых по отношению к ребенку, при ребенке, когда взрослый демонстрирует агрессивность.Неверное поведение взрослых можно классифицировать так:

  • уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;• не допускают проявления детьми ини циативы;
  • в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;
  • не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка;
  • требуют безоговорочного выполненияправил и требований без разъяснения их детям;
  • не обучают ребенка неагрессивным способам поведения;
  • поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения.

Современные родители мало уделяют внимания ребенку. С одной стороны, они озабочены тем, чтобы ребенок был одет и обут, чтобы у него были «крутые» игрушки, не такие, как у всех, с другой – они не задумываются над развитием внутреннего мира ребенка, его интересах, потребностях, не внимательны к тому, какой социальный опыт приобретает малыш, какие способы поведения постепенно становятся для него привычными. Дети часто остаются наедине с телепередачами далеко не того качества и содержания, которое необходимо дошкольнику. Ребенок впитывает из таких передач негативные формы поведения и реагирования на события, с удовольствием копирует их в своей реальной жизни.

В психологии существуют методы, выясняющие степень агрессивности и некоторой коррекции ее: тестовые материалы, «стул размышлений», сказкотерапия и др. Однако этого бывает недостаточно, чтобы излечить ребенка от агрессии. Педагогические методы, такие как вовлечение детей в интересную деятельность, создание ситуаций, демонстрирующих ребенку уважение к нему, его мнению, исключение наблюдения отрицательных форм поведения и оценка их в случае, если ребенок все же может их наблюдать, обучение малыша способам положительного неагрессивного поведения, а главное, постоянное внимание родителей и воспитателей к внутреннему миру ребенка – все это дает основания предполагать, что степень агрессивности будет снижена, если не совсем исключена. Развитие культуры эмоциональной сферы – важная задача в воспитании ребенка дошкольного возраста. Этому и следует уделять как можно больше внимания в раннем и дошкольном возрасте.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.