Андреева Н.А. Оценка эффективности технологии информационной поддержки развития познавательной деятельности старших дошкольников

Аннотация

В статье раскрыты возможности и способы использования информационных технологий в работе воспитателей и инструкторов по физической культуре в образовательном процессе дошкольной организации. Представлено содержание и формы организации информационной поддержки развития познавательной деятельности старших дошкольников в процессе реализации парциальной программы «Выходи играть во двор», как части основной образовательной программы, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса. Материалы публикации ориентированы на требования Федерального государственного образовательного стандарта к интеграции различных видов детской деятельности. Автором дана характеристика игровых заданий, проблемных ситуаций, как условия интеграции познавательной и двигательной деятельностей дошкольников. Приведены результаты исследования динамики кратковременной и оперативной памяти, зрительного восприятия, зрительной памяти в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста до и после реализации модуля парциальной программы.

Фрагмент статьи

Введение

В последнее время идет глобальная перестройка методологии и практики дошкольного образования, что ведет к значительным изменениям в деятельности дошкольных организаций. Данные изменения отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, образовательных комплексных программах, практике организации дошкольного образования.

Современные педагоги нацелены на реализацию принципа развивающего образования, который подразумевает познавательное развитие дошкольника через самостоятельное добывание и применение знаний об окружающем мире (ФГОС дошкольного образования, 2013).

Исследования, проведенные Ю.Б. Ященко и Л.В. Колюбакиной, показывают, что у 30% детей дошкольного возраста обнаружен низкий уровень развития познавательной деятельности, что подтверждает актуальность темы и проблемы нашего исследования (Ященко Ю.Б., 2001).

Познавательная деятельность по определению А.А. Реана, сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний (Психология человека от рождения до смерти, 2002).

Развитие познавательной деятельности, являющейся неотъемлемым компонентом успеха в будущей учебной деятельности, становится одной из ключевых проблем дошкольного образования.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. – М.: ВУ, 1995. – С. 43–48.
2. Башмаков М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. – СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с.
3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
4. Буч О.В. Стратегия региональной информатизации образования // Информатика – 2000: Материалы научно-практической конференции. – Мурманск: Изд-во Городского методического центра информационных технологий. 2000.
5. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2003. – №3.
6. Виноградов Е.В. Информационная поддержка воспитательного процесса образовательного учреждения: Автореферат кандидата педагогических наук. – Кострома, 2009.
7. «Выходи играть во двор»: парциальная программа / Л.Н. Волошина и др. Белгород: издательство ОГАОУДПО «БелИРО», 2015. – С. 44.
8. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный воз-раст. – М.: Айрис-пресс, 2005.
9. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач // Информационные технологии в образовании. – М.: МИФИ, 2008. – С. 26–27.
10. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – М.: Сфера, 2008.
11. Карделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / Пер. с фр. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
12. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. – 2004. – №5.
13. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997.
14. Планирование образовательной деятельности по парциальной программе
физического развития «Выходи играть во двор». Пособие / Л.Н. Волошина и др. – Белгород: издательство ОГАОУДПО «БелИРО», 2015.
15. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
16. Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. – М.: МГУ, 1986.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
18. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. – 1999. – №1.
19. Ященко Ю.Б. Оценка факторов риска нарушений познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.Б. Ященко, Л.В. Колюбакина // Український медичний часопис. – 2001. – № 3. – С. 70–72.
20. Greenfield P.M. Mind and Media: The Effects of Television? Video Games, and Computers/ Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 2004.
21. Shanahan-Braun T.A. Computer use with preschool children. Northern Vichigan University, 2009.
22. Shawn Green C. Daphne Bavelier The Cognitive Neuroscience of Video Games // Digital Media: Transformations in Human Communication, 2004.
23. Suziedelyte A. Can video games affect children’s cognitive and noncognitive skills? Australia, 2012.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

познавательная деятельность дошкольников, информационная поддержка, информационные технологии, интеграция познавательной и двигательной деятельностей, парциальная программа