ISSN 1997-9657
       

Андресен Р. Каким может быть инклюзивное дошкольное образование в детских садах

№8 2015 Андресен Р. Каким может быть инклюзивное дошкольное образование в детских садах
Аннотация

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: каким образом профессиональная деятельность работников детских садов способствует инклюзии детей с особенностями развития и, напротив, – их социальному исключению? В какой степени профессиональные и этические взгляды педагогов влияют на их практическую деятельность и рефлексию по поводу этой деятельности? Каково практическое значение понятий «педагогическое присутствие», «внимательная любовь» и «детская партисипация»? Эти понятия рассмотрены в свете фроммовской концепции «бытия» и «обладания» как двух противоположных форм мировосприятия. Для анализа эмпирических данных, полученных в ходе этнографического исследования в двух детских садах, применяется критическая социальная теория. Традиционному подходу, заключающемуся в планировании и организации педагогического процесса на основе представлений педагогов о том, «что нужно детям», противопоставляется другой подход, сфокусированный на интересах детей и предполагающий создание оптимальных условий для их самовыражения. Последний подход можно рассматривать как форму противодействия инструментализму и технологизму, усилившими в последние годы свое влияние на дошкольное образование.

Фрагмент статьи

Введение

В основу этой статьи легло исследование, которое я проводила с 2009 г. по настоящее время. Здесь идет речь о попытках противодействия неолиберальным тенденциям в организации западного образования, способ­ствующим углублению «межобщественной и внутриобщественной поляризации» [Bauman 1999]. Я попытаюсь доказать, что инструментализм и технологизм не следует рассматривать в качестве средств, способных предотвратить процессы маргинализации и социального исключения. Статья будет сфокусирована на скандинавском, главным образом, норвежском дошкольном образовании.

Начну с краткой справки об истории системы детских садов в Норвегии, обратив внимание на некоторые противоречия, присущие новейшей государственной политике относительно программ и организации дошкольного образования. Наглядный тому пример – государственный акт «Качество детских садов» («Белый Документ») [Norwegian Ministry of Education, 2009], где такие понятия, как «учеба» и «успеваемость», похоже, поменялись местами с понятиями «игры» и «воспитание». «Белая книга» служит иллюстрацией того, что дошкольное образование все чаще воспринимается как этап подготовки к школе. Подобная тенденция беспокоит многих педагогов и исследователей. Я намерена рассмотреть, каким образом эти перемены влияют на принципы работы детских садов и инклюзивные практики в дошкольном образовании.

Исследовательская работа в двух детских садах позволила мне сделать ряд интересных наблюдений касательно практикуемых в них педагогических подходов. Во многих своих аспектах эти подходы идут вразрез с инструменталистской парадигмой, доминирующей
в официальных документах, относящихся к сфере дошкольного образования Норвегии.

В заключении я сделаю выводы относительно педагогической философии, вдохновившей сотрудников рассмотренных мною детских садов, а также обращу внимание на теории, противопоставляющие себя инструментализму и технологизированным практикам.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Andresen, R. 2010. Feltarbeid i barnehagen–noen metodiske refleksjoner om forskning som relasjon mellom forsker og informanter. Høgskolen i Østfold (Ostfold University College): HiØ-rapport.
2. Arnesen, A. -L-, R. Andresen, A. S. Larsen, K.-A. Solli, T. Kolle, and B. Ulla. 2008. Barnehagens arbeid med inkludering av barn med nedsatt funksjonsevne i et profesjonsper-spektiv. Norges Forskningsråd (NFR): Praksisrettet FOU (søknad og prosjektbeskrivelse.
3. Bae, B. 2011. Gjensidige inkluderingsprosesser–muligheter i dagligdagse samspill i barneha-ger. In Barndom, barnehage inkludering, Korsvold, T (red.). Bergen: Fagbokforlaget.
4. Balke, E. 1988. Barnevernsakademiet I Oslo gjennom 50 år. Oslo: Barnevernsakademiet.
5. Bauman, Z. 1999.In Search of Politics. Cambridge: Polity Press.
6. Bleken, U. 2005.Førskolelærer og leder–en kompleks og viktig oppgave. Oslo: Pedagogisk Forum.
7. Crapanzano, V. 1992. Hermes’ Dilemma and Hamlet’Desire. On the Epistemology of Interpretation. Cambridge: Harward University Press.
8. Dahlberg, G. 2000. «Everything is a Beginning and Everything is Dangerous: Some Reflections on the Reggio Emilia Experience.» In Early Childhood Sevices: Theory, Policy and Practice, edited by H. Penn. Buckingham: Open University Press.
9. Dahlberg, G., and P. Moss. 2005. Ethics and Politics in Early Childhood Education. New York: Routledge Farmer.
10. Dewey, J. 2008. The Child and the Curriculum (including The School and Society). New York: Cosimo Classics.
11. Foucault, M. 1972. Archeology of Knowledge. New York: Panteon.
12. Foucault, M. 1977. Discipline and Punish. New York: Panteon.
13. Fromm, E. 1978. To Have or to Be?. London: Cape.
14. Jarvis, P. 1992. Paradoxes of Learning. On Becoming an Individual in the Society. San Francisco: Jossey-Bass.
15. Johannesen, N., and N. Sandvik. 2008. Små barn og medvirkning–noen perspektiver. Oslo: Cappelen Damm.
16. Kolle, T., A. S. Larsen, and B. Ulla. 2010. Pedagogisk dokumentasjon–inspirasjoner til bevegelige praksiser. Oslo: Fagbokforlaget.
17. Korsvold, T. 1998. For alle barn! Barnehagens framvekst i velferdsstaten. Oslo: Abstrakt forlag.
18. Lenz Taguchi, H. 2010. Going Beyond the Theory/Practice Divide in Early Childhood Education. Introducing an Intra-active Pedagogy. NY: Routledge.
19. Moss, P. 2007.»Meeting Across the Paradigmatic Divede. «Educational Philosophy and Theory» 39 (3).
20. Noddings, N. 2002. Starting at Home–Caring and Social Politics. Berkely and Los Angeles: University of California Press.
21. Norwegian Ministry of Education. 2006a. Kindergarten Act. Information in English: http:// www.regjeringen.no/en/dep/kd/Selected-topics/kindergarten/early-childhood-education-and-care-policy.
22. Norwegian Ministry of Education. 2006b. The Framework Plan for the Content and Tasks of Kindergartens. Information in English.
23. Norwegian Ministry of Education. 2009. White Paper/Report NO 41(2008–2009): Quality in ECEC. Factsheet on the most important messages. http://www.regjeringen.no/nb/dep/kd/tema/barnehage /factsheet.
24. Norwegian Ministry of Education. 2010. NOU 2010:8. Med forskertrang og lekelyst. (Official Norwegian Report 2010:8.
25. OECD. 2006. OECD Education Committee: Starting Strong II. Early Childhood Education and Care. Directorate for Education.
26. Østrem, S., J-E. Johansson, and A. Greve. 2009. «Kartlegging av barn.» Aftenposten 17.6.
27. Rhedding-Jones, J. 1997. «The Writing on the Wall: Doing a Feminist Poststructural Doctorate.» Gender and Education 9 (2): 193–206.
28. Rogers, C., and H. Jerome Freiberg. 1994. Freedom to Learn. New Jersey: Prentice Hall.
29. Sandvik, N. 2009. Internal summary of a meeting arranged by teachers at Kindergarten Teacher Education with a Parliament representative and the State Secretary. Ostfold University College, Department of Teacher Education.
30. Skjervheim, H. 1976. «Det instrumentalistiske mistaket.» In Deltakar og tilskodar og andre essays, edited by H. Skjervheim. Oslo: Tanum-Nordli A/S.
31. Solheim, M. 2009. Small people also need defenders–some ethical challenges. Paper at Young Children’s Life World, conference at University College of Ostfold, Norway 2.12.2009.
32. Stern, D. N. 1985. The Interpersonal World of the Infant. London: UKPC Karmac Books.
33. Stern, D. N. 1990. Diary of a Baby. New York: Basic Books.
34. Uprich, E. 2008. «Children as»Beings and Becomings»: Children, Childhood and Temporality.» Children & Society 22 (4): 303–313.
35. Vygotskij, L. S. 1978. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Cambridge, Massachusetts: Harward University Press.
36. Vygotskij, L. S. 1986. Thought and Language. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press.
37. Wien, C. A. 1998. «Towards a Pedagogy of Listening: Impressions of the Centre for Early Childhood Education, Loyalist College, Belleville, Ontario.» Canadian Children 23 (1): 12–19.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

парадигмы дошкольного образования, детская партисипация, педагогика слушания