ISSN 1997-9657
       

Архипова Е.Ф., Абкович А.Я. Инклюзивное образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

№01 2017 Архипова Е.Ф., Абкович А.Я.  Инклюзивное образование детей с нарушением  опорно-двигательного аппарата
Аннотация

В статье разбираются вопросы, касающиеся диагностики, определения структуры дефекта детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приводятся характерологические данные этой категории детей. Уточняется, что при организации инклюзивного образования и включении ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом, в общеобразовательную группу необходима организация постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения, что определено в его индивидуальной программе реабилитации (ИПР) и диктуется особыми (специальными) образовательными потребностями. В статье приводятся данные исследования, посвященного выявлению специальных условий инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Подчеркивается необходимость дифференцировать категорию детей с НОДА по трем группам для выбора образовательного маршрута. К первой группе относятся дети, которым может быть рекомендовано получение образования в условиях инклюзии. Ко второй группе относятся дети, которым необходимо рекомендовать получение дошкольного образования в группах компенсирующей направленности. К третьей группе можно отнести детей, которым рекомендуется получение дошкольного образования в группах кратковременного пребывания. Также в статье приводятся общие особые образовательные потребности детей с двигательными нарушениями и частные особые образовательные потребности, характерные для определенных групп детей с НОДА. Частные особые образовательные потребности дифференцируются по трем уровням: минимальный, средний, максимальный.

Фрагмент статьи

К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с нарушениями двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением объема и силы, что приводит к нарушению осуществления движений.

Большинство детей с НОДА страдают детским церебральным параличом (ДЦП). У них нарушена пространственная ориентация, общая моторика, тонкая моторика рук. Иногда при ДЦП у ребенка выявляются нарушения зрения и слуха. У большинства детей нарушена речь, страдают также внимание и память, у многих отмечается нарушение эмоционально-волевой сферы. У одних детей эмоционально-волевые проблемы могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. У других детей может отмечаться заторможенность и вялость. Психические процессы у некоторых детей с ДЦП замедлены, а их переключаемость часто затруднена.

При организации инклюзивного образования и включении ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательную группу необходимо постоянное психолого-медико-педагогическое сопровождение, что определено в его индивидуальной программе реабилитации (ИПР).

Кроме того, в силу ряда выраженных специфических особенностей детей с НОДА у них определяются и особые (специфические) образовательные потребности.

Для таких детей должна создаваться безбарьерная архитектурно-планировочная среда. Должно проводиться комплексное коррекционно-развивающее воздействие, направленное на развитие всех нарушенных функций: речи, эмоционально-волевой сферы, психического развития, моторики рук, сенсорной сферы и др.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Абкович А.Я. Некоторые особенности познавательного развития детей с церебральным параличом / А.Я. Абкович // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2015. – №4. – С. 114–122.
2. Абкович А.Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Я. Абкович // Специальное образование. – 2014. – №4(36). – С. 5–11.
3. Архипова Е.Ф. Семья ребенка с нарушениями речи // Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. В.В. Ткачевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 72 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста / Библиотека Программы «От рождения до школы». Коррекционная работа в ДОУ. – М.: МО­ЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – С. 247.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. №1082 г. Москва. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15).
7. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н.
8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление от 10 июля 2015 г.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

инклюзивное образование, ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум, ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия, ИПР – индивидуальная программа реабилитации, НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата, ДЦП – детский церебральный паралич