ISSN 1997-9657
       

Архипова Е.Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования

№4 2016 Архипова Е.Ф.  Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО.  Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования
Аннотация

В статье приводится четкое определение категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, дается краткая характеристика тяжелых нарушений речи и особенностей развития таких детей. Автор постарался показать педагогам ДОО особенности разных видов тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста. Приводятся определения и характеристика таких дефектов речи как дизартрия, сенсорная и моторная алалия, детская афазия, заикание, общее недоразвитие речи и ринолалия. В статье предлагаются программы для коррекции разных нарушений речи, авторские методики и рекомендации по содержанию адаптированных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи. В конце статьи мы приводим большой список литературных источников, а также важных интернет-ресурсов для родителей, имеющих детей с проблемами развития.

Фрагмент статьи

Реформирование российского дошкольного образования предусматривает инклюзивное образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольной образовательной организации (ДОО) на условиях инклюзивного образования требует от педагогов повышения профессионального уровня. В первую очередь надо познакомиться с разными категориями детей с ОВЗ, узнать, в чем заключается структура дефекта разных видов проявлений ОВЗ.

В программе «От рождения до школы» представлен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика», который регламентирует работу с детьми с ОВЗ. В категорию детей с ОВЗ входят различные отклонения в развитии, в числе которых и дети с тяжелыми нарушениями речи.

В законе «Об образовании в РФ» четко обозначено кто же относится к категории лиц с ОВЗ. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом (психическом) развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К группе детей с ОВЗ относятся дети: с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР); с нарушениями интеллектуального развития, вследствие органического поражения мозга; с нарушениями эмоционально-волевой сферы, расстройствами акустического спектра (РДА) ; с комплексными (сложными) нарушениями развития.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Худенко Е.Д., Ткаченко В.С., Мол­чанова Л.Н., Золотцева Т.В. Основы право-вой грамотности родителей, воспитывающих детей-инвалидов. – М.: АНМЦ «Развитие
и коррекция», 2012.
2. Баенская Е.Р., Громова О.Е., Ко­валенко Ю.Ю., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? – М.: Просвещение, 2008.
3. Разенкова Ю.А. Мама+Папа = Я. Ребенок от рождения до года. –М.: Школьная пресса, 2007.
4. Разенкова Ю.А., Андросова М.Н., Груничева С.И. Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2012.
5. Разенкова Ю.А., Груничева С.И. Я играю в куклы. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2012.
6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / [В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.]; под ред. В.В. Ткачевой. – М.: Академия, 2014.
7. http://www.m-w-m.ru/ Железнов С., Железнова Е.С. Методика «Музыка с мамой». Раннее развитие ребенка.
8. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., По­та­шова И.И., Шоркина Т.Д., Барышникова Д.И. Комплексная программа развития и социализации ребенка-инвалида в семье. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.
9. Хазиева Р.К. 12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя. – СПб.: Литера, 2011.
10. Хамлих У., Хельтерсхинкен Д. Играем вместе: интегративные игровые процессы в обычном детском саду. – М.: Теревинф, 2008 (РБОО Центр лечебной педагогики).
11. Селигман М., Дарлинг М. Обычные семьи, особые дети. – М.: Теревинф, 2009.
12. Романушко М., Кротов В. Как быть вместе. Пути и принципы общения родителей с детьми. – М.: Гео, 2011.
13. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психоло­гическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2008.
14. Зиннхуден Х. Как развивается ваш ребенок? – М.: Теревинф, 2009.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Изд-во Сфера, 2005.
16. Эрнст Й. Кипхард. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития от 0 до 4 лет. – М.: Теревинф, 2012.
17. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений. – М.: Дрофа, 2008.
18. Вирджиния Сатир. Вы и ваша семья.– М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований. Пер. с англ. Общ. ред. Кучкарова P.P., 2007.
19. http://www.rgbs.ru/ Российская государственная библиотека для слепых
20. http://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=253&Itemid=284 Книги, помогающие жить. Для читателей всех возрастов.
21. http://www.razvitkor.ru Аналитический научно-методический центр. Обучение родителей, воспитывающих особого ребенка.
22. http://dcp-krug.ru/ ДЦП Круг. Клуб родителей особых детей.
23. http://invasait.ru/ Портал для людей с ОВЗ.
24. http://www.ccp.org.ru/ Центр лечебной педагогики.
25. http://www.sodejstvie.ru Содействие. Центр помощи семьям детей с ОВЗ.
26. http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/ Дверь в мир. Сайт для людей с ОВЗ. Льготы и права детей инвалидов.
27. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог. Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своих детей.
28. http://therapynemo.com/ Дельфинотерапия.
29. http://invamama.ru/ Форум ребенок-инвалид. Общение мам особых детей.
30. http://www.gold-child.ru Благотво­ри­тель­ный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития «Вита».
31. http://otsyideti.org.ru/ Санкт-Петер­бургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети».
32. http://deti-kak-deti.org/books.html#z3 Книги об особых детях.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

адаптированная образовательная программа, дети с тяжелыми нарушениями речи, дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни развития), ринолалия