ISSN 1997-9657
       

Архипова Е.Ф. Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку?

№10 2016 Архипова Е.Ф.  Для чего нужна пальцевая гимнастика ребенку?
Аннотация

В статье разбираются вопросы развития тонкой моторики пальцев рук и кисти ребенка, значение пальцевой гимнастики для развития речи ребенка. Рассматриваются вербальные и невербальные компоненты коммуникации. Подробно представлены возрастные особенности развития тонкой моторики рук ребенка от рождения до начала школьного возраста. Отмечаются особенности и недостатки тонкой моторики рук детей с речевыми нарушениями. Предлагаются приемы развития тонкой моторики пальцев рук. Прогнозируются положительные результаты в развитии ребенка при систематичном применении пальцевой гимнастики. Автор дает характеристику разным видам пальцевой гимнастики: пассивной, пассивно-активной и активной. Приводятся рекомендации по выполнению пальцевой гимнастики. Дается краткая характеристика типов пальцевых игр.

Фрагмент статьи

Движения пальцев рук с давних времен тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки – она давала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестовой речью.

Сейчас в процессе общения человек использует три составляющих коммуникации. Первая составляющая коммуникации: слова для передачи смысловой информации, из которых составляются предложения. Вторая составляющая коммуникации – это невербальные средства. К невербальным средствам относится «кинесика», то есть выразительные жесты, мимика, позы тела. Третья составляющая коммуникации – это интонационно-выразительные средства. К ним относятся тембр, темп речи, интонации, логическое ударение, паузы, модуляции голоса, речевое дыхание.

Ученые установили процентное соотношение значимости этих трех составляющих коммуникации. Так, процент значимости первой составляющей коммуникации (словесная речь) – всего 5–7%. На вторую составляющую коммуникации («кинесики») приходится 50% значимости. А на третью (интонационно-выразительные средства) – 45%. Как видно из этих данных, и сегодня при речевом общении движения, то есть «кинесика», занимает ведущее место. «Кинесика» является мощным невербальным (неречевым) средством общения.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Прищепа С. Мелкая моторика в пси­хофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 60–61.
2. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2013. – 141 с.
3. Рожков О.П., Дворова И.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2–4-го года жизни: Метод. рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 226 с.
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2012. – 185 с.
5. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. –
М.: Детство-Пресс, 2012. – 71 с.
6. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 144 с.
7. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, 2011. – 165 с.
8. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика.– М.: Корона Принт, 2008.– 232 с.
9. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: ЭКСМО, 2010. – 234 с.
10. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2007. – 194 с.
11. Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: Астрель, 2008. – 154 с.
12. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, 2005. – 183 с.
13. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под науч. рук. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013.– 345 с.
14. Цвынтaрный В.В. Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь. – СПб.: Речь, 2010. – 32 с.
15. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: Дом ХХI век, 2014. – 187 с.
16. Эльконин Д.Б. Психология развития. – М.: Академия, 2011. – 452 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

пальцевая гимнастика, вербальные и невербальные средства коммуникации, кинесика, интонационно-выразительные средства речи, тонкая моторика рук, синкинезия, дети с речевыми нарушениями, стереогноз