ISSN 1997-9657
       

Архипова Е.Ф. Если ребенок заикается

№6 2016 Архипова Е.Ф. Если ребенок заикается
Аннотация

В статье рассматривается вопрос психолого-педагогической поддержки и помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, а именно с заиканием. В дошкольной образовательной организации (ДОО) может находиться заикающийся ребенок, получающий дошкольное образование на условиях инклюзивного образования на основе адаптированной образовательной программы (АОП ДО) в комбинированной группе (инклюзивной). В статье рассматриваются вопросы, касающиеся времени возникновения заикания, форм проявления заикания, основные причины, вызывающие это тяжелое речевое нарушение. Приводятся основные симптомы, проявляющиеся при разных формах заикания, а также варианты течения заикания. Рассматривается лечебно-педагогический комплекс, рекомендуемый для преодоления заикания. Практическое значение для педагогов ДОО и родителей детей с заиканием имеют приведенные в статье «правила речи» для заикающегося. Выполнение и соблюдение в дальнейшем «правил речи» необходимо для устранения заикания и формирования у детей нового навыка плавной речи. Полезными могут быть и советы для педагогов и родителей, оказывающих детям с заиканием психолого-педагогическую помощь и поддержку в ходе комплексной коррекционной работы. Так как заикание является одним из самых стойких тяжелых нарушений речи, затрагивающих не только речь, но и другие сферы жизнедеятельности ребенка – соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, личностную и другие, то можно сделать вывод, что заикание легче предупредить, чем его исправить. Раннее выявление заикания и профилактическая психолого-педагогическая помощь педагогов и врачей может остановить дальнейшее прогрессирование заикания.

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование в дошкольных образовательных организациях (ДОО) все активнее внедряется в практику. В группы дошкольной образовательной организации зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К этой категории относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

После обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) оформляется заключение и рекомендации по организации образовательного маршрута для ребенка. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии формулируются выводы: нуждается ли этот ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольной образовательной организации (ДОО) или специальных образовательных условий не требуется.

В зависимости от сложности нарушения и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ в рекомендации ПМПК указывается вид адаптированной программы для такого ребенка, которая должна быть разработана в ДОО и по которой он будет получать образование. Возможны варианты рекомендаций по адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающая работа для детей с ОВЗ должна быть реализована в группах ДОО компенсирующей или комбинированной направленности.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (АООП ДО). Вся группа детей с ОВЗ будет осваивать разработанную для них одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Белякова Л.И. Основные логопедические технологии, формирование плавной речи у заикающихся // Де­фек­тология. – 2001. – №4. – С. 49–53.
2. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы: [Электронный ресурс] / А.И. Богомолова // www.pedlib
3. Борисова Е.А. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Владос. – 2002. – 272 с.
5. Ворошилова Е.Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – №2. – С. 30.
6. Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектоло-
гия. – 1998. – №4. – С. 88–93.
7. Гладковская Л.М. Использование песка и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5–6 лет // Лого-
пед. – 2008. – №1. – С. 49–56.
8. Гладковская Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием // Логопед. – 2008. – №8. – С. 60–67.
9. Гончарова Н. Коррекция заикания // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3.– С. 59.
10. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. – 2005. – №6. – С. 28–32.
11. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб.: Питер Ком. – 1998. – 186 с.
12. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. – М.: Сфера. – 2006. – 192 с.
13. Комплексный метод преодоления заикания у детей в условиях санатория: [Электронный ресурс] / www.kved // Курортные ведомости. – 2009. – № 1 (52).
14. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М.: Эксмо-пресс, 2002.
15. Набиева Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы // Дефектология. – 1998. – №4. – С. 30.
16. Рождественская В.И. Игры и упражнения для исправления заикания.– М.: Просвещение. – 1978. – 64 с.
17. Руденко И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – №1. – С. 14–17.
18. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2000. – 208 с.
19. Сикорский И.А. Заикание. – М.: Аст­рель. – 2005. – 192 с.
20. Скрыпник И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. – 1996. – №5. – С. 2–10.
21. Скрыпник И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием // Дошкольное воспитание. – 1996. – №6. – С. 40–46.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

тяжелые нарушения речи (ТНР), заикание, формы заикания, виды судорог при заикании, причины заикания, логофобия, правила речи для устранения заикания