В статье рассматривается проблема общего недоразвития речи у дошкольников (ОНР). Разбираются вопросы классификации в зависимости от степени выраженности ОНР. Перечисляются группы детей с ОВЗ, в которую входит категория детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор описывает характерные особенности четырех уровней (степеней) речевого развития речи при ОНР. Основное внимание в статье уделяется рассмотрению задач и содержания работы педагога ДОО с детьми первого уровня развития речи. Это самая тяжелая степень ОНР, которая характеризуется отсутствием речевых средств общения у ребенка. Для педагогов ДОО могут быть интересными и полезными рекомендации по развитию понимания речи и собственной речи ребенка. В статье приводится сводная таблица звукоподражаний, на которую педагоги могут ориентироваться для накопления у ребенка звукоподражаний, расширяющих его средства общения и активирующих коммуникативные возможности. Дается краткий анализ вариантов расширения детского речевого репертуара. Предлагаются к использованию языковые модели для формирования речевых навыков. Приводятся некоторые рекомендации по развитию внимания, памяти, логического мышления у детей с ОНР. Рассматриваются игровые приемы взаимодействия с ребенком, находящимся на первом речевом уровне развития, по развитию фонематического слуха и тонкой моторики рук.
К группе детей с ОВЗ относят детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Только ПМПК определяет: относится или нет тот или другой ребенок к категории с ОВЗ. ПМПК выносит заключение о необходимости создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ на основании учета тех недостатков, которые препятствуют получению образования.
К группе детей с ОВЗ относятся следующие категории:
• Глухие, позднооглохшие и слабослышащие;
• Слепые и слабовидящие;
• Дети с тяжелыми нарушениями речи;
• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• С задержкой психического развития;
• С умственной отсталостью;
• С расстройствами аутистического спектра;
• Со сложными дефектами.
К группе детей с ОВЗ относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) проявляется в четырех степенях – уровнях развития речи.
Детей с общим недоразвитием речи в детском саду много. Они находятся во всех возрастных группах.
С введением инклюзивного образования, с открытием комбинированных и компенсирующих групп, согласно ФГОС ДО, педагоги, воспитатели ДОО сталкиваются с необходимостью реализации адаптированных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М., 2006.
4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 2016.
5. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие
с иллюстрациями. – Екатеринбург, 1996.
инклюзивное образование, дети с тяжелыми нарушениями речи, общее недоразвитие речи (ОНР)
Ваша корзина пуста