ISSN 1997-9657
       

Архипова Е.Ф. К чему приводит привычное ротовое дыхание ребенка?

№03 2017 Архипова Е.Ф. К чему приводит привычное  ротовое дыхание ребенка?
Аннотация

В статье рассматривается проблема миофункциональных нарушений у дошкольников и последствия этих нарушений. Разбираются патологические симптомы развития детей, которые являются следствием ротового дыхания, привычного положения открытого рта и наличия вредных привычек. Показана корреляционная зависимость миофункциональных нарушений и состояния речевого развития детей. Дается научное обоснование применения трейнера «INFANT» в логопедической работе. Представлены технические характеристики трейнера «INFANT» и использование его в логопедической практике, как в процессе коррекции миофункциональных нарушений, так и с целью профилактики речевых нарушений. Указаны этапы и содержание логопедической работы с трейнером «INFANT». Представлены данные исследования и результаты применения технического средства трейнера «INFANT» в практике логопедической работы с детьми 3–4 лет.

Фрагмент статьи

Открытый рот и вследствие этого ротовое дыхание ребенка является причиной и следствием многих миофункциональных нарушений.

В течение последних 10–15 лет увеличилось количество детей, у которых закрепилось привычное открытое положение рта, следствием которого является перестройка типа дыхания: с физиологического носового типа дыхания ребенок переходит на патологический ротовой тип дыхания.

Назовем основные причины, способствующие переходу ребенка на ротовой тип дыхания, и последующие нарушения вследствие перестройки типа дыхания.

Причины и следствия привычного ротового дыхания

Этому нефизиологическому открытому положению рта может способствовать ЛОР-патология (уха, горла, носа), затрудняющая процесс носового дыхания, в результате которой ребенок переходит на ротовой тип дыхания. Дети, страдающие аденоидами и хроническими ринитами, имеют вторичные нарушения, проявляющиеся в снижении фонематического слуха. Ухудшение слухового восприятия и слуховых дифференцировок затормаживает процесс формирования языковых средств и влечет за собой речевые нарушения. Следствием нарушения фонематического слуха может быть общее недоразвитие речи, нарушение интонационной выразительности речи и другие.

Список литературы

1. Аверьянов С.В., Костина Я.В. Стандарт­ные аппараты для миофункциональной ортодонтии. Учебное пособие. – Уфа, 2014.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа
с детьми раннего возраста. – М., 2015.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2007.
4. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М., 2008.
5. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М., 2008.
6. Архипова Е.Ф. Трейнер «INFANT» в практике логопедической работы. Здоровье­сбере­гающие технологии. Валлекс – Центр миофункциональной коррекции. – М., 2012.
7. Архипова Е.Ф. Первый год жизни: ранняя диагностика и коррекция проблем развития. – М., 2012.
8. Григоренко Н.Я., Цыбульский С.А. Диа­гностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми зубочелюстными аномалиями. – М., 2005.
9. Зубкова Л.П., Хорошилкина Ф.Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. – Киев, 1993.
10. Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. – М., 2009.
11. Окушко В.П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками, и их лечение. – М., 1975.
12. Сатыго Е.А. Подари ребенку красивую улыбку. – М., 2008.
13. Сатыго Е.А. Междисциплинарный подход к восстановлению носового дыхания и профилактике речевых нарушений у детей с применением стандартных миофункциональных силиконовых аппаратов. – СПб., 2008.
14. Тисовская Ю.А. Использование вестибулярной пластинки «MUPPY» с бусинкой в практике логопедической работы. – М., 2013.
15. Тисовская Ю.А., Соколова Н.А. Исполь­зование вестибулярных пластинок в практике логопедической работы. – М., 2015.
16. Хорошилкина Ф.Я. Функциональные методы лечения. В кн.: Руководство по ортопедической стоматологии. – М., 1974.
17. Хорошилкина Ф.Я. Миотерапия. В кн.: Руководство по ортодонтии. – М., 1999.
18. Хорошилкина Ф.Я, Персин Л.С. Орто­донтия. Лечение зубочелюстных аномалий современными ортодонтическими аппаратами. Клинические и технические этапы их изготовления. – М., 1999.
19. Хорошилкина Ф.Я. Френкель Р., Демнер Л.М. и др. Диагностика и функциональное лечение зубочелюстных аномалий. – М., 1987.
20. Харке В.В. Эффективность артикуляционной миогимнастики при ортодонтическом лечении аномалий окклюзии у детей с нарушениями звукопроизношения: автореферат канд. мед. наук. – Волгоград, 2007.
21. Чапала В.М. Миофункциональная коррекция зубочелюстных аномалий и речевых нарушений с применением вестибулярных пластинок. – М., 2008.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

миофункциональные нарушения, артикуляционный аппарат, типы дыхания