ISSN 1997-9657
       

Архипова Е.Ф. Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду

№8 2016 Архипова Е.Ф. Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду
Аннотация

В статье рассматривается вопрос помощи в детском саду детям с тяжелыми нарушениями речи, а именно, со стертой дизартрией. В дошкольной образовательной организации (ДОО) могут находиться дети, у которых речь смазанная, невнятная, ускоренная, невыразительная. Эти дети отказываются читать стихи на утренниках, а на музыкальных и физкультурных занятиях проявляют недостаточную моторную ловкость. Многие дети, страдающие стертой дизартрией, плохо владеют навыками самообслуживания, у них определяются нарушения тонкой моторики рук. Таким образом, структура дефекта при стертой дизартрии включает не только речевые проблемы, но и проблемы психологического и моторного базиса речи. Стертая дизартрия, которая в дошкольном возрасте в основном проявляется в неразборчивой речи, в школьном возрасте осложняется трудностями освоения письменной речи. Эти ошибки многие учителя рассматривают как ошибки из-за невнимания, но в основе этих ошибок лежит речевое нарушение – стертая дизартрия, при которой у детей наблюдается нечеткая и размытая артикуляция звуков речи. Все это препятствует успешному освоению школьной программы. В то же время специалисты-логопеды, педагоги детского сада и родители могут еще в дошкольный период помочь ребенку со стертой дизартрией и устранить нарушения, мешающие четкой и внятной речи, а также убрать предпосылки нарушений в письменной речи детей. В статье разбираются вопросы выявления внеречевых нарушений и способов их преодоления в условиях детского сада.

Фрагмент статьи

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного отделов.

Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР – минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи.

Стертая дизартрия очень часто встречается у дошкольников и школьников. Основные жалобы при стертой дизартрии следующие: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и другие. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать: медицинское воздействие; психолого-педагогическую помощь; логопедическую работу.

Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. При обследовании ребенка в возрасте 5–6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие особенности и негативные симптомы.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: Астрель, 2008.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: Астрель, 2009.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2007.
4. Белякова Л.И. Содержание и организация лабораторных занятий по курсу дизартрии. – М., 1986.
5. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М., 2005.
6. Корнев А.Я. Логопатология. – СПб., 2006.
7. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.
8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2004.
9. Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. – СПб., 2006.
10. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2001.
11. Мастюкова Е.М. Дизартрия // Логопедия. – М., 1989 – 2002.
12. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. – СПб., 2006.
13. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков и звукозвукового анализа. – СПб., 1998.
14. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. – М., 1994.
15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Нижний Новгород, 1995.
16. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. – М., 2005.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

тяжелые нарушения речи (ТНР), стертая дизартрия; пространственные представления, фонематический слух, стереогноз, общая и тонкая моторика ребенка