ISSN 1997-9657
       

Архипова Е.Ф. Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО

№9 2016 Архипова Е.Ф. Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО
Аннотация

В статье рассматривается вопрос повышения педагогической коррекционной компетенции родителей детей с особыми образовательными потребностями. Раскрываются обоснования и трудности на пути организации сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей. Рассматриваются условия участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Перечисляются виды педагогической деятельности по реализации программы дошкольного образования согласно профессиональному стандарту. Приводятся данные исследований о выявлении четырех вариантов реагирования родителей на известие о патологии в развитии ребенка. Дается краткая характеристика вариантов реагирования родителей на заключение специалистов об особом развитии ребенка или ОВЗ. Описаны разные уровни родительской мотивации и готовности их к сотрудничеству со специалистами. Обосновываются объективные причины недостаточной мотивации родителей к активному включению в педагогический коррекционный процесс. Приводятся направления взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями речи. Рекомендуется литература по планированию сотрудничества ДОО с семьей ребенка с нарушениями речи.

Фрагмент статьи

В соответствии со стандартом дошкольного образования, перед ДОО ставятся задачи активного вовлечения родителей детей (законных представителей) в образовательный процесс. Это положение прослеживается по всему тексту ФГОС ДО. Так, при перечислении принципов дошкольного образования наряду с другими указывается на сотрудничество организации с семьей. При формулировке стандартом задач, стоящих перед ДОО, указывается на необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Далее рекомендуется организовывать мероприятия по оказанию помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Стандарт указывает и на то, что в содержательном разделе программы ДОО должны быть представлены и особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В стандарте обозначены требования к условиям реализации программы ДОО. Эти требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды. Образовательная среда гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В стандарте прописаны требования к созданию психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешной реализации программы должен быть обеспечен ряд психолого-педагогических условий. Среди прочих требований указывается на необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

Основная литература

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2007.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. – М., 2007.
3. Архипова Е.Ф. Семья ребенка с нарушениями речи // Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Под ред.В.В. Ткачевой. Учебник. – М., 2014.
4. Волковская Т.Н. Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития / Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2011.
5. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: учеб.-метод. пособие. – М., 2011.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями
в развитии. – М., 2003.
8. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие / Под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. – М., 2009.

Дополнительная литература

1. Альбом по развитию речи для самых маленьких / О.А. Новиковская. – М.; СПб., 2011.
2. Осипова И.И., Домнинская К.В. О системе социально-психологического сопровож­дения семьи // Логопед в детском саду. – 2007. – № 10 (25).
3. Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей // Логопед в детском саду. – 2008. – №2 (26).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

компетенции родителей, тяжелые нарушения речи, сотрудничество с семьей, ребенок с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическая помощь