Архипова Е.Ф. Работаем по программе «От рождения до школы» с детьми младенческого и раннего возраста

№10 2015 Архипова Е.Ф. Работаем по программе «От рождения до школы»  с детьми младенческого и раннего возраста
Аннотация

В статье рассказывается о ближайших перспективах, которые ожидают педагогов ДОО в связи с реализацией ФГОС ДО в отношении образования детей младенческого и раннего возраста, среди которых могут быть дети, имеющие различные отклонения в развитии. Представлен практико-ориентированный материал, призванный помочь педагогу ДОО в работе с особыми детьми младенческого и раннего возраста. У некоторых детей младенческого и раннего возраста, имеющих отклонения от нормативного развития, еще не определены диагнозы, не выявлены особенности их отклоняющегося развития. И это отрицательно сказывается на их развитии, так как пропускаются сенситивные и благоприятные периоды для выравнивания их развития. Педагоги ДОО, работающие в группах младенческого и раннего возраста, могут первыми выявить индивидуальные особенности таких детей, их особые образовательные потребности и выбрать дифференцированные подходы при организации взаимодействия с ними. Основная задача данной статьи – помочь педагогу ДО познакомиться с организацией и содержанием психолого-педагогического коррекционного образовательного процесса с детьми младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОО.

Фрагмент статьи

Согласно ФГОС ДО, в саду могут открываться группы для самых маленьких детей: Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года); Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Наша страна подписала международные документы, относящиеся к образованию детей дошкольного возраста, в том числе приняла положения Программы ЮНЕСКО – «Образование для всех» (ОДВ). В документах ЮНЕСКО большое внимание уделяется дошкольному образованию, которое называется прочной основой жизни, и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения.

Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях и эффективности развития ребенка раннего возраста. Россия также подписала в 2008 году, а затем и ратифицировала в 2012 году эту «Конвенцию о правах ребенка».

Следовательно, Россия подписалась под обязательствами обеспечения раннего обучения и образования дошкольников, в том числе детей раннего возраста с ОВЗ и детей-инвалидов.

Необходимость обучения детей раннего возраста с ОВЗ и детей-инвалидов крайне важна. Число детей с проблемами развития увеличивается. Для того чтобы особые дети с проблемами развития смогли освоить адаптированные программы в ДОО, они должны получать психолого-педагогическую помощь с младенческого периода.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития ребенка. Первый год жизни. – М., 2012.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста.– М., 2015.
3. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Луки-на Н.А. Учимся слушать и слышать. – СПб., 2003.
4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. – М., 2001.
5. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М., 2002.
6. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М., 2003.
7. Диагностики психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолаева и др. – СПб., 2005.
8. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М., 2002.
9. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под. ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2003.
10. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста. – М., 2005.
11. Нет необучаемых детей: Книга о раннем вмешательстве. – СПб., 2007.
12. Приходько О.Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: Коррекционная работа на первом году жизни. – М., 2003.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М., 2005.
14. Разенкова Ю.А. В пространстве материнских рук. – М., 2004.
15. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.,2005.
16. Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям
с особыми потребностями и их семьям. – М., 2003.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

«Образование для всех», целевые ориентиры, перинатальное поражение центральной нервной системы, ограниченные возможности здоровья детей, особые образовательные потребности детей