ISSN 1997-9657
       

Архипова Е.Ф., Синицына Н.А. Что думают об инклюзивном образовании студенты вуза – будущие воспитатели ДОО

Аннотация

В статье приводятся данные анализа ответов по опросу студентов, получающих высшее дошкольное образование. Целью опроса студентов являлось выяснение их понимания своего места в образовательном процессе, знания трудовых функций, ориентирование в современных образовательных тенденциях, в инклюзивном образовании. В статье приводятся требования к педагогу ДОО, к основным трудовым действиям воспитателя согласно профессиональному стандарту. Опрос проводился в виде эссе, показаны структура эссе и перечень вопросов для студентов. Для иллюстрации фрагментов эссе приводятся ответы студентов. Результаты анализа ответов представлены в виде диаграмм. Исследование позволило определить круг актуальных вопросов, ответы на которые помогут лучше подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ.

Фрагмент статьи

Согласно профессиональному стандарту педагога дошкольного образования к трудовым действиям воспитателя предъявляется ряд требований.

Прежде всего, совместное с психологом и другими специалистами планирование и корректировка образовательных задач с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в ДОО.

Далее определяется требование реализации воспитателем педагогических рекомендаций психолога, логопеда, дефектолога в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

Не менее значимым требованием является создание благоприятных условий и благоприятного психологического климата для лучшего взаимодействия между воспитанниками группы, имеющими различные возможности здоровья. Одним из основных требований является осуществление непосредственного общения с каждым воспитанником с учетом его особых образовательных потребностей.

Для успешного осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, воспитателю ДОО необходимо уметь ориентироваться в современных тенденциях развития дошкольного образования, владеть умениями выстраивать партнерские взаимоотношения в педагогическом коллективе, а также с родителями воспитанников, используя методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. В то же время воспитатель должен знать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и проявления особых образовательных потребностей всех детей, входящих в эту категорию.

С целью понимания видения будущим воспитателем своего места в образовательном процессе, знания им своих трудовых функций, его ориентирования в современных образовательных тенденциях нами был проведен опрос среди студентов-бакалавров 3 курса заочного отделения, обучающихся по направлению «Дошкольное образование» (Чувашия). Для этого был составлен «опросник», включающий несколько вопросов.

В опросе приняли участие 90 студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, Чебоксары. Контингент опрашиваемых составили обучающиеся студенты в возрасте от 20–45 лет, проживающие в городах и районах Чувашии. Среди них были младший медицинский и младший педагогический персонал, воспитатели без профильного образования, а также специалисты, занятые в сфере других отраслей, и домохозяйки.

Из предварительной беседы выяснилось, что большинство студентов имели некоторый опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ, с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и их родителями.

Список литературы

1. Головчиц Л.А., Микляева Н.В. Проблемы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и профессиональная подготовка педагогов в современных условиях // Дефектология. – 2016. – №2. – С. 44–52.
2. Ершова Л.О. Инклюзивное образование: какие есть проблемы? // Коррекционная педагогика. Теория и практика. – 2016. – №1(67). – С. 11–14.
3. Королева Е.А. Нормативная правовая база инклюзивного образования детей с ОВЗ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2016. – №6. – С. 61–66.
4. Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Ортина Т.Ю. Психолого-медико-педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития // Специальная психология. – 2009. – №2(20). – С. 11–18.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
6. Открытия. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Г. Юдиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
7. Письмо заместителя ми­нистра Мин­обрнауки России от 07.06.2013 №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». – URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/2013/12/09/4613.pdf
8. Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». – URL: http://docs.cntd.ru/document/902122269
9. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901)6) «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». – URL: http://mosmetod.ru
10. Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 №ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии». – URL: http://gov.cap.ru
11. Приказ Министерства труда и со­циальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2013 года №723 «Об ор­ганизации работы по межведомственному взаимодействию федеральных госу­дар­ственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педа­гоги­че­скими комиссиями». – URL: http://docs.cntd.ru/document/499072251
12. Приказ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». – URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
13. Приказ от 04.12.2015 №1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.
14. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». – URL: https://rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
15. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». – URL: https://rg.ru/2013/10/23/obr-dok.html
16. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15). – URL: http://fgosreestr.ru
17. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л.В. Лопатиной. – Санкт-Петербург, 2014. – 386 с.
18. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Под ред. Н.В. Нищевой. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. – 245 с.
19. Ребенок в инклюзивном обра­зо­вательном учреждении: методическое пособие / Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010. – 148 с.
20. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитар­но-эпидемиологические требо­вания к усло­-
виям и организации обучения и вос­питания в организациях, осущест­вляющих образовательную деятельность по ада­пти­рованным основным общеобра­зо­ва­тельным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Россий­ской Федерации от 10.07.2015, реги­страционный № 26). – URL: http://www.edustandart.ru/sanpin-dlya-obuchayushhihsya-s-ovz/
21. Сахарова Е.П. Организация инклю­зивного пространства в ДОО города Чебоксары / Управление дошкольным образовательным учреждением №8, 2016. – С. 34–39.
22. Симонова Т.Н. Новая роль спе­циальной педагогики на этапе перехода
к инклюзивной практике обучения детей
с особыми образовательными потребностями // Коррекционная педагогика. Теория
и практика. – 2016. – №4(70). – С. 4–7.
23. Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». – URL: http://base.garant.ru/70183566
24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – URL:http://portal.iv-edu.ru

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

воспитатель ДОО, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья