Архипова Е.Ф. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми

№9 2015 Архипова Е.Ф. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы содержания работы педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП). Педагогам предлагаются к использованию ряд здоровьесберегающих педагогических технологий, носящих выраженную коррекционную направленность. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии можно применять в групповой работе со всеми детьми, а не только с детьми, занимающимися по адаптированным образовательным программам. Кроме того, выборочно некоторые из перечисленных в статье технологий можно предлагать особому ребенку с ООП индивидуально с учетом его выявленных особенностей. Приводимые в статье здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии будут полезны и доступны всем участникам педагогического процесса в ДОО: психологам, педагогам-воспитателям, музыкальным руководителям, социальным педагогам, инструкторам по физической культуре и специалистам, принимающим участие в реализации адаптированной образовательной программы, в группах компенсирующей или комбинированной направленности. Большинство здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий, перечисленных в данной статье, доступны родителям особого ребенка для использования их в домашних условиях. Применение этих технологий не требует специальной дефектологической подготовки. Овладение родителями детей с ООП здоровьесберегающими (коррекционными) педагогическими технологиями повысит уровень педагогической компетенции родителей и будет способствовать улучшению психического, речевого и двигательного развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности.

Фрагмент статьи

Здоровьесберегающие образовательные тех­нологии (ЗОТ) рассматривают в современной трактовке как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является на сегодняшний момент одной из самых перспективных образовательных систем ХХI века.

Все чаще встречаются рекомендации по использованию здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий в образовании особых детей (ОВЗ). Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОО искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ, поступивших в группу ДОО на условиях инклюзивного дошкольного образования.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отражаются государственные гарантии получения бесплатного доступного качественного образования всеми детьми. Государственные гарантии распространяются, в том числе, и на детей, испытывающих особые образовательные потребности. В категорию особых детей могут входить дети с ограничением возможности здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды.

Приведем некоторые задачи реализации государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования всеми детьми, рекомендуемые к выполнению в ДОО. На первом месте стоит задача расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста. Далее выносится задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого ребенка. Одной из самых актуальных задач рассматривается задача приобщения всех детей (через индивидуальные и возрастные особенности их видов деятельности) к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Другие задачи мы в данной статье опускаем, хотя и они очень значимы.

Перечисленные задачи относятся непо­средственно к образованию детей, у которых есть особые образовательные потребности. При реализации этих задач в ДОО в образовательном процессе с особым ребенком будут учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности и в итоге будет формироваться более успешная коммуникация с окружающими и, таким образом, будет обеспечиваться социализация детей с ОВЗ.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Волошина Л.А. Организация здоровье­сберегающего пространства // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. – С. 114–117.

2. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ 
// Управление ДОУ. – 2004. – №1.

3. Здоровьесберегающая система ДОУ. Авторы-составители М.А. Павлова, М.В. Лы-
согорская. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. №1082, г. Москва.

5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г., №2/15).

6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002.

7. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. – 2005. – №4. – С. 61–65.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155).

9. Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии, особые образовательные потребности, ограничения возможности здоровья, адаптированные образовательные программы для особых детей, компенсирующие группы в ДОО, комбинированные группы в ДОО, основная образовательная программа дошкольного образования, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития