ISSN 1997-9657
       

Арнаутова Е.П., Воробьева И.Н., Жукова Е.В., Кондратьева Н.Л., Рычагова Е.С. Опыт реализации образовательного проекта «Счастливые дети в университете»

Аннотация

Статья посвящена описанию опыта реализации инновационного образовательного проекта, в рамках которого в Московском педагогическом государственном университете при Институте детства был открыт Центр семейного воспитания, объединивший преподавателей, студентов факультета начального образования, сотрудников кафедры психологической антропологии и родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Созданная предметно-развивающая среда Центра основывается на принципах Монтессори-педагогики. В связи с этим, в содержании деятельности Центра интегрируются психолого-педагогические основы отечественной системы дошкольного образования и сильные стороны педагогической системы М. Монтессори.

В статье делается акцент на анализе разных ресурсов высшего учебного заведения для осуществления замысла проекта по организации Центра семейного воспитания; на описании специфики разработанных и апробированных программ дополнительного образования детей и взрослых, на основе которых строится содержание работы Центра. Реализация исследовательского проекта сосредотачивается на результатах апробации следующих программ, разработанных сотрудниками кафедры психологиче­ской антропологии Института детства: общеразвивающая общеобразовательная программа дошкольного образования «Плюс-Монтессори», досуговая парциальная программа «Семейные праздники», вариативная образовательная программа психолого-педагогической поддержки родителей «Школа мотивированного родительства».

Первые результаты реализации проекта «Счастливые дети в университете» показали, что работа над проектом стала хорошим стартом к объединению разнообразных образовательных интересов преподавательского профессионального сообщества, студенческой молодежи университета для воплощения интересных и плодотворных решений во благо российского дошкольного образования. Анализ результатов также убеждает в том, что Центр семейного воспитания как структурное подразделение вуза выступает для московских родителей доступным вариантом выбора образовательных маршрутов развития своих детей с раннего возраста, а также источником собственного личностного роста и воспитательной компетентности.

Фрагмент статьи

Введение

Год назад в Московском педагогическом государственном университете был разработан и начал реализовываться инновационный образовательный проект «Счастливые дети в университете». Замысел проекта базируется на широкой интеграции различных направлений образовательной деятельности высшего учебного заведения, а также объединении субъектов образовательного процесса: студентов гуманитарных факультетов, преподавателей университета, родительского населения с детьми в возрасте от года до семи лет.

В период летнего затишья в связи со студенческими каникулами проходила масштабная подготовительная работа, предваряющая открытие Центра семейного воспитания при Институте детства МПГУ. Ее осуществляли пять сотрудников кафедры психологической антропологии, соавторы данной статьи. Для комплектования детско-родительской группы были задействованы интернет-ресурсы, подготовлена различная рекламная продукция, обеспечено ее распространение среди населения прилегающих к университету жилых кварталов. В совместном диалоге с руководством университета, его заинтересованными управлениями согласовывались различные вопросы работы Центра. Так, с управлением безопасности МПГУ обсуждался вопрос отдельного входа для семей, предоставления бесплатной парковки родителям и др. С управлением издательской деятельности готовилась разнообразная рекламная продукция. Сотрудники управления непрерывного дополнительного образования помогали разрабатывать и адаптировать к специфике работы Центра пакет нормативных документов. Во взаимодействии с родительским населением были достигнуты договоренности по удобному режиму и времени посещения семьями Монтессори-среды, чередованию организованных видов детской деятельности и иным организационным вопросам посещения Монтессори-пространства Центра.

В настоящее время в Центре семейного воспитания функционирует разновозрастная группа детей. 75% составляют малыши в возрасте от полутора до трех лет, в основном это первенцы. Только 20% малышей являются вторыми, т.е. младшими детьми в семье. В 65% семей активное участие в уходе за детьми и воспитании принимает старшее поколение – бабушки и дедушки, либо используются услуги няни. 60% матерей – это неработающие молодые женщины в возрасте 25–36 лет, 20% – в разводе с отцом ребенка. В целом, довольно классиче­ский социальный портрет московской молодой семьи в период раннего родительства.

Список литературы

1. Арнаутова Е.П. Воспитание детей в семьях разных типов. – М.: Школьная пресса, 2012. – 40 с.
2. Арнаутова Е.П. Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования: аналитический материал // Детский сад от А до Я. –
2013. – №6. – С. 4–19.
3. Арнаутова Е.П. Современные тенденции психолого-педагогической поддержки российского родительства // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 10–13 мая 2017 г. / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: МГУ, 2017. – С. 403–408.
4. Гмошинская М.В., Воробьева И.Н. Творчество с младенчества, или Художники в памперсах. Подготовка детей раннего возраста к изобразительной деятельности. –
М.: ГЕНЖЕР, 2007. – 24 с.
5. Далецкая М.Э. О волонтерах в контексте истории // Библиотека в школе. – 2012. – № 3(294). – С. 20–21.
6. Даты семейного календаря в практике работы ДОУ. Всероссийский день матери в детском саду / Сост. Е.П. Арнаутова, Т.А. Котова // Вестник московского образования. – 2011. – №20. – С. 131–226.
7. Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. – М.: ЦНПРО, 2013. – 200 с.
8. Ильина И. Воспитание ребенка по Монтессори от 0 до 3 лет. – Ростов-на-Дону, 2017. – 157 с.
9. Казакова Т.Г. Теория и методика дет­ского изобразительного творчества. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 255 с.
10. Комарова Т.С. Развитие художест­венных способностей дошкольников: Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 144 с.
11. Лыкова И.А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности. – М.: Цветной мир, 2014. – 144 с.
12. Необъятный мир материнства: беседы с дошкольниками и взрослыми. (Серия: Даты семейного календаря) / Автор-сост. Е.П. Арнаутова. Авторский коллектив: Е.П. Ар­на­утова, И.Н. Воробьева, Т.Н. Зенина, Н.Л. Кондратьева, Е.С. Рычагова. – М.: Рус­ское слово – учебник, 2018. – 115 с.
13. Обухов А.С., Жукова Е.В. Реальность выбора – значимое условие становления субъектности в контексте профессионализации студентов бакалавриата // Проблемы современного образования. – 2017. – №5. – С. 72–90. URL: http://www.pmedu.ru/images/pso2017-5/72-90.pdf (дата обращения: 01.03.2018).
14. Старостина Ю.А. Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М.: 2017. – 27 с.
15. Стожарова М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольника. – М.: Флин­та, 2011. – 115 с.
16. Стэндинг Э.М. Жизнь и творчество Марии Монтессори. – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2012. – 476 с.
17. Сумнительный К.Е. Метаморфоз развития. 25 лет с системой М. Монтессори: Сборник статей к VII Международной конференции «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» / Под ред. К.Е. Сумнительного. – М.: Новое время, 2017. – 284 с.
18. Тамани К.М. Воспитание по Монтессори. Главная книга продвинутых родителей. – М.: АСТ, 2018. – 160 с.
19. Тимошенко Е.И. Чудо Монтессори, или Учение без мучения и воспитание без оценки, наград и наказаний. Заметки для родителей. – М.: Форум, 2015. – 208 с.
20. Хилтунен Е.А. Детский сад по системе Монтессори. От 0 до 3 лет: Методические рекомендации для педагогов. – М.: Национальное образование, 2016. – 96 с.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

центр семейного воспитания, общеразвивающая программа дополнительного образования «Плюс-Монтессори», школа мотивированного родительства, досуговые формы общения с детьми и взрослыми