ISSN 1997-9657
       

Асаева Е.С. Художественное слово как средство развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста

Фрагмент статьи

Развитие речи дошкольника

Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях. Совершенствуется ее практическое употребление. Речь становится основой перестройки психических процессов.

В этот период продолжает расти словарный запас за счет местоимений, числительных, соединительных слов (увеличивается в 3 раза). Наблюдаются большие индивидуальные различия.

Ребенок практически усваивает строение родного языка, типы склонений, спряжений. При овладении наблюдается большая активность самого ребенка по отношению к языку. Это выражается в словообразованиях, словоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам.

В этом возрасте продолжает развиваться фонематический слух. Осознание речи происходит к концу дошкольного возраста с помощью специального обучения.

По мере расширения круга общения изменяются и функции речи. Среди них – коммуникативная функция, которая осуществляется с помощью ситуативной и контекстной речи. Особое значение для развития дошкольника имеет объяснительная речь. Этот тип речи только начинает развиваться. Ребенку хочется начать действовать, при этом он отвлекается от объяснения и подменяет ее (объяснительную речь) ситуативной. Связная речь – является важнейшим новообразованием дошкольника.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь является главным основным показателем умственного развития (развития мышления) и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. – Волгоград, 2001.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2008. С. 103.
3. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Развитие речевой активности у дошкольников 5–7 лет // Международный научно-практический журнал. – 2015. – №1 (1). – С. 13.
5. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 1999. – 560 с.
6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. С. 103.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.