ISSN 1997-9657
       

Аскерли А.С. Распознавание эмоций в дошкольном возрасте: теоретический анализ проведенных исследований

№3 2019 Аскерли А.С. Распознавание эмоций в дошкольном возрасте: теоретический анализ проведенных исследований
Аннотация

Способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица входит в группу компетенций, необходимых для успешного осуществления коммуникативной деятельности. Мимические сигналы, будучи важным средством общения, отличаются неоднозначностью содержания, что может приводить к затруднению восприятия заключенной в них информации и реагирования на нее (Лисина, Шерьязданова). Актуальность изучения распознавания эмоций в детском возрасте связана с высокой значимостью коммуникативной компетентности ребенка для его социализации в детском саду и подготовки к школьному обучению.

В данной работе анализируются исследования, посвященные особенностям и условиям развития способности распознавать эмоции в детском возрасте. Большинством ученых выделяются следующие базовые закономерности: распознавание эмоций по выражению лица проходит путь от недифференцированного восприятия знака эмоции через выделение отдельных элементов мимики к целостному и обобщенному восприятию; существуют различия в типе восприятия эмоций разных модальностей; способность распознавать эмоции зависит от опыта детско-родительских отношений и оказывает влияние на личностное и социальное развития ребенка.

На основе результатов исследований А.М. Щетининой, Е.М. Листик, М.А. Кузьмищевой, Дж. Рассела, Д. Лэйбла и Р. Томсона, Т. Форслунда, С. Денхам и др. обосновывается гипотеза о взаимосвязи двух детерминант, определяющих успешность распознавания эмоций в детском возрасте: развития соб­ственно когнитивных средств, участвующих в данном процессе, и особенностей межличностных отношений между ребенком и родителями. Данный вывод согласуется с положениями Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. о значимой роли общения с близким взрослым для психического развития ребенка: взрослый выступает источником разнообразных воздействий, обогащает опыт ребенка, ставит перед ним задачи овладения новым знанием, подкрепляет и корректирует его усилия, а также выступает для ребенка объектом подражания.

Фрагмент статьи

1. Когнитивные предпосылки развития способности распознавать эмоции по выражению лица в дошкольном возрасте

Интерес к человеческому лицу и потребность в эмоциональном общении возникает у детей на самых ранних этапах развития. Исследования показывают, что в возрасте четырех месяцев младенцы могут воспринимать и различным образом реагировать на выражение четырех базовых эмоций: радость, гнев, страх, печаль (Montague, Walker-Andrews, 2001). К концу первого года жизни у ребенка уже формируется некое функциональное представление о том, какая эмоциональная реакция соответствует той или иной ситуации, а какая нет (Feinman, Lewis, 1983). На основе большого объема полученных данных можно заключить, что способность распознавать эмоциональное состояние по лицевой экспрессии является комплексной, она требует участия различных познавательных процессов и проходит определенный путь развития в онтогенезе.

Согласно положениям культурно-исторической психологии, для каждого периода развития ребенка характерна уникальная иерархическая организация его психических функций, среди которых выделяется одна системообразующая (Выготский, 1935). Как известно, в период раннего детства такой функцией является восприятие, опосредующее протекание всех остальных познавательных процессов.

В дошкольном возрасте центральную роль осуществляет функция, связанная с накоплением и переработкой информации, – память. Ближе к школьному возрасту постепенно формируются общие представления о явлениях окружающего мира, возникают предпосылки для развития понятийного мышления. Далее, в связи с активным включением ребенка в образовательный процесс, мышление начинает выполнять роль ведущей психической функции сознания, структурирующей и организующей протекание всех остальных психических процессов. Данная закономерность нашла подтверждение в том числе и в исследованиях развития эмоциональной компетентности в детском возрасте. В работах Понса, Харриса и Де Роснэй (Pons, Harris, de Rosnay, 2004) были выделены три периода становления эмоциональной компетент­ности, каждый из которых характеризуется формированием определенных способностей. Согласно результатам данного исследования, первый период длится от 3 до 5 лет и характеризуется интенсивным развитием способностей воспринимать и распознавать базовые эмоции; второй период приходится на возраст от 5 до 7 лет и связан с формированием способности устанавливать взаимосвязь между эмоциями и воспоминаниями, а также внутренними потребностями и убеждениями человека. Третий период длится от 7 до 11 лет и связан с развитием способности регулировать эмоции, понимать смешанные и скрываемые эмоции, а также умения соотносить эмоции с моральными аспектами поведения.

В этом возрасте происходит интенсивное включение эмоций в процесс произвольной целенаправленной регуляции поведения.

Изучение периодизации развития распознавания эмоций указывает на разнообразие познавательных процессов, лежащих в основе данной способности. В одном из первых отечественных исследований, посвященных этому вопросу, А.М. Щетининой (Щетинина, 1984) были описаны шесть последовательно сменяющих друг друга типов восприятия эмоции: довербальный, диффузно-аморфный, диффузно-локальный, аналитический, синтетический, аналитико-синтетический. Первые три типа оказались характерны для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет), остальные – для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет). Классификация типов восприятия эмоций была осуществлена на основе следующих критериев: выделение признаков экспрессии и обозначение эмоции словом, степень дифференцированности восприятия экспрессии, степень обобщенности восприятия, степень выраженности эмоционального отношения и эмпатии.

Список литературы

1. Андерсон М.Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Андерсон Мария Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. – СПб., 2013. – 132 с.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология» / Гершон Бреслав. – 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2007. – 541 с.
3. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. – 2000. – №5.
4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.; Л.: Учпедгиз, 1935.
5. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. – 1995. – №2.
6. Золотнякова А.С. Восприятие человека и развитие представления о нем у ребенка-дошкольника [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии). (731) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. –
Ленинград: [б. и.], 1968. – 18 с.
7. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмо­циональная сфера ребенка. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология»; 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования». –
М.: Академия, 2004. – 283 с.
8. Карелина И.О. Развитие у детей восприятия, понимания и вербализации эмоциональных состояний: учебное пособие. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского». – Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2008. – 59 с.
9. Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. –
М., 2002. – 207 с.
10. Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Спе­цифика восприятия и общения у дошкольников. – Алма-Ата: Мектеп, 1989.
11. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. – М., 2003. – 175 с.
12. Прусакова О.А. Генезис понимания эмоций: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13. – М., 2005. – 164 с.
13. Сергиенко Е.А. Модель психического в онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко, Е.И. Ле­-
бедева, О.А. Прусакова; Российская акад. наук, Ин-т психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2009. – 413 с.
14. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. – Ленинград, 1984. – 196 c.
15. Bailey Bisson J. It’s written all over their faces: Preschoolers’ emotion understanding. Social Development. 2018; 00:1–16. https://doi.org/10.1111/sode.12322.
16. Camras, L. A., Allison, K. (1985). Children’s understanding of emotional facial expressions and verbal labels. Journal of Nonverbal Behavior, 9, 84–94.
17. Dana L. Reker. Children’s Emotional Intelligence as a Mediator between Children’s Attachment Security and their Internalizing and Externalizing Behaviours. A Thesis Submitted to the Committee on Graduate Studies in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Master of Science in the Faculty of Arts and Science. Trent University Peterborough, Ontario, Canada, 2003.
18. Denham S.A., Mitchell-Copeland J., Strandberg K., Auerbach S., and Blair K. Parental Contributions to Preschoolers’ Emotional Competence: Direct and Indirect Effects. Motivation and Emotion, Vol. 21, No. 1, 1997.
19. Dе Stasio S, Fiorilli C., Di Chiacchio C. Effects of verbal ability and fluid intelligence on children’s emotion understanding. International Journal of Psychology, 2014 Vol. 49, No. 5, 409–414, DOI: 10.1002/ijop.12032.
20. Feinman, S. & Lewis, M. (1983) Social referencing at ten months: A second order effect on infant’s responses to strangers. Child Development, 54, 878-887.
21. Forslund, T., Kenward, B., Granqvist, P., Gredeback, G. & K.C. Brocki. (2017). Diminished ability to identify facial emotional expressions in children with disorganized attachment representations. Developmental Science, 2017; 20: e12465.
22. Laible, D. J., & Thompson, R. A. (1998). Attachment and emotional understanding in Preschool children. Developmental Psychology, 34(5), 1038-1045.
23. Lisa J. Berlin, Jude Cassidy, Self-Reported Control of Their Preschool Children’s Emotional Expressiveness:A Longitudinal Study of Associations with Infant–Mother Attachment and Children’s Emotion Regulation. Social Development, 12, 4, 2003.
24. Mayer, J. D., Caruso, D. R., & Salovey, P. (2016). The ability model of emotional intelligence: Principles and updates. Emotion Review, 8, 290–300.
25. Montague, D.P.F., &Walker-Andrews, A.S. (2001) Peekaboo: A New Look at Infant’s Perception of Emotion Expression. Developmental Psychology, 37(6), 826-838.
26. Petrides K. V., Sangareau Y., Furnham A., Frederickson N. Trait Emotional Intelligence and Children’s Peer Relations at School. Social Development, 15, 3, 2006.
27. Pons, F., Harris, P.L.., & de Rosnay, M. (2004). Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organisation. European Journal of Developmental Psychology, June 2004, 1(2), 127-152.
28. Qualter P., Urquijo I., Henzi P., Barrett L., Humphrey N. Ability emotional intelligence and children’s behaviour in the playground. Social Development. 2018; 1–19.
29. Reichenbach, L., Masters, J. C. (1983). Children’s use of expressive and contextual cues in judgments of emotion. Child Development, 54, 993–1004.
30. Russel J. A. Culture, scripts and children’s understudying of emotion //Saarni C., Harris P. L. (Eds.). Cambridge: University press. 1985. P. 293 – 378.
31. Russel J. A., Bullock М. On the dimensions preschoolers use to interpret facial expressions of emotion. Developmental Psychology. 1986. V. 22. №1. P. 97– 102.
32. Russel J.A. & Ridgeway D. (1983). Dimensions underlying children’s emotion concepts. Developmental Psychology, 19(6), 795-804.
33. Troy, M. & Sroufe, L. A. (1987). Victimization among preschoolers: Role of attachment relationship history. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 26, 166-172.
34. Widen, S. C., & Russell, J. A. (2010). Children’s scripts for social emotions: Causes and consequences are more central than are facial expressions. British Journal of Developmental Psychology, 28, 565–581. https://doi.org/10.1348/026 151009X457550d.
35. Widen, S. C., & Russell, J. A. (2010). Differentiation in preschooler’s categories of emotion. Emotion, 10, 651–661. https:// doi.org/10.1037/a0019005.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

распознавание эмоций, эмоциональная компетентность, дошкольный возраст, познавательные процессы, детско-родительские отношения