Атарова А.Н., Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Дистанционное дошкольное образование через призму подготовки будущих педагогов

Аннотация

Актуальность. Участники образовательного процесса в России столкнулись с трудностями организации работы в удаленном режиме. Возникли различного рода сложности, не все педагоги оказались готовы выработать новые модели коммуникации с родителями и воспитанниками в контексте использования доступных средств для дистанционной работы. Дистанционный формат работы особенно остро обнажил вопросы взаимодействия и участия родителей в образовательном процессе.

Цель. Данное исследование было проведено с целью понимания того, каким образом педагог дошкольного образования может использовать потенциал дистанционных форм развивающего взаимодействия для детей и сопровождения родителей.

Описание хода исследования. Исследование носит практико-ориентированный характер и направлено на внедрение жизнеспособных дистанционных практик для поддержки и сопровождения родителей в образовании детей дошкольного возраста. Использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; аналоговый и системный анализ; разработка и апробация онлайн-ресурсов по организации дистанционного образования дошкольников в семье.

Результатами исследования стали:

• оценка реального опыта работы воспитателей на образовательных онлайн-платформах и потенциальных возможностей самостоятельной разработки образовательных онлайн-ресурсов;
• выявление наиболее распространенных проблем, возникающих в процессе организации дистанционных форм педагогического взаимодействия;
• разработка онлайн-ресурсов в контексте наиболее востребованных и необходимых направлений,
в частности связанных с помощью родителю в организации развивающего досуга с детьми в ситуации домашнего воспитания;
• пилотная апробация с последующей профессиональной экспертизой разработанных онлайн-ресурсов для дошкольников и их родителей.

Выводы. В статье представлены результаты многофакторного исследования, в рамках которого был изучен актуальный социальный запрос о быстром и качественном переходе на дистанционные формы в сопровождении родителей дошкольников. В результате был организован абсолютно новый формат дистанционной производственной практики студентов, обучающихся на уровне бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Результаты исследования могут быть использованы региональными органами управления образованием в качестве выявления наиболее эффективных практик повышения качества профессиональной деятельности педагога в рамках дистанционного образования детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Разработанные треки дистанционной образовательной технологии проектирования онлайн-ресурса включают методические продукты, готовые к распространению среди педагогического сообщества в контексте дистанционного дошкольного образования.

Фрагмент статьи

Введение

В марте 2020 года в России было принято решение о переводе образовательных учреждений на дистанционный формат работы в связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.

С трудностями организации работы в удаленном режиме столкнулись все участники образовательного процесса. Особая нагрузка в этот период легла на преподавателей вузов и учителей школ, однако и ступень дошкольного образования была вынуждена за короткий период перенести привычные формы взаимодействия с семьями воспитанников в онлайн-среду. Возникли различного рода сложности, не все педагоги оказались готовы выработать новые модели коммуникации с родителями и воспитанниками в контексте использования доступных средств для дистанционной работы.

Организация качественного дистанционного подхода в подготовке специалиста по направлению «Педагогическое образование», профилю «Дошкольное образование» обеспечила разработку, апробацию и внедрение конкурентоспособного формата дистанционной педагогики на уровне домашнего воспитания дошкольника (Антонова, Володина, 2017).

Направления и методы исследования

Направления исследования были связаны с:

• изучением и описанием современной практики организации развивающего досуга дошкольника в семье, в том числе в контексте использования дистанционного формата;
• разработкой треков дистанционной образовательной технологии проектирования онлайн-ресурса для дистанционного образования дошкольников;
• проектированием и апробацией полезных интернет-ресурсов для дошкольника и его родителей;
• генерированием эдвайсов для педагогов в создании онлайн-ресурсов для родителей применительно к российским традициям семейного и дошкольного воспитания.

В качестве исследовательских методов была использована комплексная методика, включающая теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; аналоговый и системный анализ; разработка и апробация онлайн-ресурсов по организации дистанционного образования дошкольников в семье.

В настоящий период каждый, кто связан со сферой образования, «на себе» прочувствовал возможности и риски дистанционного формата обучения. И если практика преподавания в высшей школе перешла на дистанционные формы сразу и практически безболезненно, то уровень школьного образования уже испытывал закономерные трудности: профессиональная готовность педагогов; временные и ресурсные затраты; отсутствие единого образовательного стандарта в дистанционной педагогике; ряд психологических проблем, связанных с актуализацией личностных качеств, таких как ответ­ственность, способность к самообразованию, повышение уровня внутренней мотивации и пр. (Сапрыкина, Волохович, 2020).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

 

1. Антонова Н.Н. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе / Н.Н. Антонова, С.А. Володина // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – №5 (66). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-organizatsii-distantsionnogo-obrazovaniya-v-pedagogicheskom-vuze, свободный. – дата обращения: 05.07.2020.
2. Гергокова Е.В. Содержательный семейный досуг как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – №2. – С. 157–160.
3. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Детские инициативы и деятельность для детей: проблемы и противоречия // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №1. – С. 6–15.
4. Забродина И.В. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с образовательными онлайн-платформами / И.В. Забродина, Н.А. Козлова, С.Н. Фортыгина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-studentov-pedagogicheskogo-vuza-k-rabote-s-obrazovatelnymi-onlayn-platformami. – дата обращения: 04.05.2020.
5. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 86 с.
6. Ильина А. Больше половины россиян не ходят в театр, музеи или консерватории // Интернет-издание «Мел». – 2019. – Режим доступа: https://mel.fm/novosti/1684253-bolshe-poloviny-rossiyan-nikogda-ne-byli-v-teatre-muzeye-ilikonservatorii. – дата обращения: 13.04.20.
7. Иомдин Б. В расходах на детей россияне больше всего тратят на игрушки и подгузники // Интернет-издание «Мел». – 2019. – Режим доступа: https://mel.fm/novosti/1456907-iz-vsekh-raskhodov-na-detey-bolshe-vsego-rossiyane-tratyat-na-igrushki-i-podguzniki. – дата обращения: 13.04.2020.
8. Красильникова Л.В. Модель информационной открытости дошкольной образовательной организации при взаимодействии с семьями воспитанников / Л.В. Красильникова, Е.А. Деломудрова, А.Д. Минькова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №6. –
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-informatsionnoy-otkrytosti-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-pri-vzaimodeystvii-s-semyami-vospitan-
nikov. – дата обращения: 05.07.2020.
9. Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Компоненты развития детской субкультуры как условие поддержки мира детства // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: V Междунар. науч.-практ. конф., сб. ст. Забайкал. гос. ун-т. / Отв. ред. А.И. Улзытуева. – Чита: ЗабГУ, 2018. – С. 143–147.
10. Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Педагогический потенциал использования портальной технологии в организации семейного досуга // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т.15. – №2. – С. 29–39.
11. Ничипоренко Л.К. Социализирующие возможности детской игровой субкультуры современного дошкольника / Л.К. Ничипоренко, Р.И. Яфизова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №60-3. – С. 245–248.
12. Особенности игровой субкультуры современного ребенка / Л.К. Ничипоренко, Р.И. Яфизова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. // Развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста как субъекта деятельности. Коллективная монография, РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства. – СПб., 2019. – С. 86–103.
13. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Лаборатория медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ. – Режим доступа: https:/icef.hse.ru. – дата обращения: 27.06.2020
14. Тарасова Н.В., Пестрикова С.М. Анализ готовности системы дошкольного образования к дистанционному формату в условиях пандемии коронавируса / Федеральный институт развития образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/826-ekspertiza-do-rez-oprosa%D0%9C
15. Ульянова И.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов / И.В. Ульянова, О.В. Свинарева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20857. – дата обращения: 8.11.2019.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. –
Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/193-fgos-detskiy-sad#normativnye-dokumenty-arkhiv. – дата обращения: 29.06.2020.
17. Федина Н.В. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития / Н.В. Федина, И.В. Бурмыкина, Л.М. Звезда, О.С. Пикалова и др. // Проблемы современного образования. – 2017. – №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-nauchnye-podhody-i-perspektivy-razvitiya. – дата обращения: 05.07.2020.
18. Хуторской А.В. Семь ошибок управления дистанционным образованием [Текст] /
А.В. Хуторской // Народное образование. – 2020. – №2. – С. 141–144.
19. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 260 с.
20. Яфизова Р.И. Исследовательские детерминанты в социальном конструировании современного детства / Р.И. Яфизова, Л.К. Ничипоренко, А.Н. Атарова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – №6 (88). – С. 50–61.
21. Яфизова Р.И. К проблеме организации цифровой среды в образовательных организациях // Р.И. Яфизова, А.С. Сон // Актуальные проблемы начального общего образования: теория и практика: материалы III Международной научно-практической конференции, Забайкальский государственный университет; отв. ред. Н.В. Васильева. – Чита: ЗабГУ, 2019. – С. 185–189.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

дистанционное образование, развивающий досуг, домашнее воспитание, интернет-ресурс