ISSN 1997-9657
       

Омельченко Л.В. Автоматизация звуков на ограниченном речевом материале

Фрагмент статьи

Нарушения звукопроизношения возникают у многих детей. Особую группу составляют дети с ОНР, характеризующимся недостаточным уровнем развития всех сторон устной речи: фонетико-фонематической, лексико-грамматиче­ской, связной. Коррекция нарушений звукопроизношения у этих детей особенно сложна, т. к. они характеризуются наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений, чаще других нарушается произношение шипящих, свистящих, сонорных звуков.

Автоматизация звуков направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования. Этап автоматизации звука связан с введением поставленного звука в слог, слово, предложение, в связную речь. При этом отрабатываемый звук должен вводиться в прямые и обратные слоги, в слоги со стечением согласных, постепенно включаться в слова и предложения. На данном этапе логопед должен подбирать речевой материал таким образом, чтобы в предлагаемых словах, предложениях и текстах не встречались другие сложные по артикуляции звуки, т. е. звуки, которые у ребенка еще не поставлены. У детей с ОНР чаще всего наблюдается нарушение свистящих, шипящих, сонорных звуков, что осложняет подбор речевого материала.

Во многих пособиях по автоматизации правильного звукопроизношения речевой материал подобран таким образом, что в слове могут встречаться и дефектно произносимые звуки (например, такие слова: слон, снежинка, спор), поэтому приходится буквально по крупицам искать слова без дефектно произносимых звуков. Таких слов мало. Однократное употребление неправильно произносимых звуков не страшно. Однако при многократном повторении (автоматизация звуков требует как раз многократного повторения) как правильно, так и неправильно произносимые звуки закрепляются. Закрепляя, например, звук [С’], взрослый одновременно будет закреплять неправильное, дефектное произношение нескольких более сложных звуков. Существующие пособия по автоматизации звуков подходят для детей с изолированным нарушением какой-либо одной группы звуков. Если у ребенка нарушены два или более звуков, как у детей с ОНР, логопед должен тщательно отбирать речевой материал.

К тому же, чтобы успешно работать с деть­ми дошкольного возраста, логопеду нужно много иллюстративного материала, а обычно в пособиях очень много текстов, доступных только взрослому. Это еще больше осложняет подбор необходимого речевого и картинного материала.

Автоматизация звуков – важный, но мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов за логопедом. Многократное повторение утомляет ребенка, но от них никуда не денешься – нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка правильно произносить звук. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу в увлекательную игру. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе ребенка на занятии.

В своей работе мы используем тренировочные упражнения на ограниченном речевом материале, которые способствуют закреплению имеющихся у детей произносительных навыков. Приобретенные на ограниченном речевом материале навыки распространятся (на основе переноса навыка) на речевой материал, не подвергавшийся специальной отработке. Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать поставленный звук в спонтанную речь.

Нами был разработан комплект пособий по автоматизации наиболее часто нарушаемых звуков (свистящих, шипящих, сонорных) на ограниченном речевом материале.

Необходимость создания данных пособий продиктована недостатком специального тщательно отобранного речевого и картинного материала для систематических занятий логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.