ISSN 1997-9657
       

Бадина И.В.  Использование информационных технологий в инспекционно-контрольной деятельности руководителя МБДОУ

№6 2013 Бадина И.В.  Использование информационных технологий  в инспекционно-контрольной деятельности  руководителя МБДОУ
Аннотация

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет – такова реальность сегодняшнего дня. Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Одна из его сторон, активно развивающаяся в последние годы, связана с внедрением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управление педагогическими системами.

Полный текст

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Стало очевидно, что проблемы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершен­ствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут ее обработать и довести до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:

– экономия затрат труда и времени;

– повышение информированности о состоянии управляемой системы;

– оперативность принятия управленческих решений;

– адекватность и продуктивность управленческих решений;

– оптимизация и автоматизация информационных процессов;

– повышение интеллектуального потенциала.

Предлагаемая технология построена на создании в образовательном учреждении информационных систем и предназначена для сбора, системного учета, обработки, анализа, хранения, обновления и накопления информации для планирования и проведения инспекционно-контрольной деятельности.

Единая информационная среда в нашем учреждении поддерживается при выполнении следующих условий:

– наличие материальной базы образовательного учреждения в области компьютеризации: в нашем учреждении имеется 5 компьютеров, создана электронная база данных, доступ к которой имеют административная группа и педагогический коллектив;

– качественный уровень курсовой подготовки руководящих и педагогических кадров по ИКТ-компетентности, 73% педагогов прошли обучение на компьютерных курах;

– потребность в развитии, мобильности информационной среды муниципального дошкольного образовательного учреждения.

В связи с тем, что в ДОУ осуществляется управление образовательным процессом, кадрами, материально-техническим обеспечением, проводится мониторинг качества образовательной работы, здоровья и психологического состояния воспитанников, во всех этих направлениях для хранения и обработки информации мы используем электронные таблицы.

Для формирования электронных таблиц мы:

– разработали единый классификатор для всех папок с указанием вложений (папка, подпапка, файл);

– перенесли нужную информацию в электронный вид;

– систематизировали материалы и разместили их в папках и подпапках в соответствии
с классификатором;

– установили четкий режим обновления информации.

Папка «Управление» включает в себя следующие подпапки:

– общие сведения;

– делопроизводство;

– локальные акты;

– инспектирование.

Эти подпапки, в свою очередь, также имеют свои вложения.

Оформление данных таким образом позволяет автоматически работать с полученными результатами контроля, делать на их основе статистические и аналитические выборки.
Более подробно раскрою содержание и оформление двух подпапок: «Общие сведения» и «Инспектирование». Общие сведения включают в себя модули: кадры и контингент воспитанников.

Данные кадрового состава заносятся в таблицу таким образом, чтобы легко получить любые статистические данные, используя заложенные в программу формулы и цветовые маркеры.

Данная таблица заполняется ежегодно в программе Microsoft Excel на отдельных листах, что обеспечивает быстрый доступ к информации и удобство в проведении сравнительного анализа профессионального роста педагогического коллектива. Например: цветовые маркеры удобно использовать, делая выборку по количеству педагогов, имеющих разный уровень образования, стаж работы
и профессиональный уровень. А для подсчета количества педагогов по категориям, возрасту – используется индивидуальный запрос.

В модуле «Контингент» содержатся электронные таблицы по каждой возрастной группе. Это предоставляет возможность проанализировать динамику развития каждого ребенка и группы в целом. Согласно Закону о неразглашении персональных данных столбец «Ф.И.О. ребенка» скрыт.

Например: по индивидуальному запросу из этой таблицы можно быстро сделать количественную выборку девочек для статистического отчета, сколько в данной группе детей из многодетной семьи, имеющих статус инвалида, сделать раскладку по группам здоровья и др.

Исходя из данных, заложенных в этой таблице, по формуле индивидуального запроса подсчитывается средний балл развития каждого ребенка по всем областям и средний балл, набранный по определенной области группой в целом. Использование цветных маркеров помогает выделить в таблице и обратить внимание на тех детей, которые имеют наименьший балл, или на ту область, которая требует усиления работы по данному направлению.

Папка «Инспектирование» включает в себя модули:

– перспективный план ИКД на учебный год;

– план ИКД на месяц;

– результаты ИКД.

Основной целью инспекционно-контрольной деятельности является установление соблюдения (исполнения) законодательства и других нормативных правовых актов сотрудниками образовательного учреждения. Поэтому перед составлением плана ИКД на учебный год первично все нормативные документы я разделила на 4 блока:

– федеральные документы (закон «Об образовании», «Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях», СанПиН и т.д.);

– региональные документы (распоряжения губернатора, приказы МО Калужской области);

– муниципальные документы (постановления Городского Головы, приказы УО г. Калуги);

– внутренние (локальные) документы (устав, годовой план, образовательная программа и т.д.).

По каждому из четырех блоков определен конкретный объект, кратность и сроки исполнения.

При планировании ИКД на текущий месяц я делаю выборку документов с учетом:

– задач, поставленных перед коллективом на учебный год;

– проблем, которые обозначились в ходе работы;

– выхода нового нормативного документа;

– сроков, обозначенных в плане на учебный год.

Предлагается выписка из плана на декабрь: выбор такого локального документа, как «Должностные инструкции», обусловлен обозначенными сроками в плане на учебный год.

Выбор СанПиН обусловлен выходом нового нормативного документа и выявленными проблемами в ходе работы.

Выбор Письма МО РФ «О подготовке детей к школе», плана работы структурного подразделения на учебный год и основной общеобразовательной программы дошкольного образования обусловлен поставленными перед коллективом годовыми задачами по художественно-эстетическому и познавательно-речевому направлениям развития детей.

Для фиксирования результатов ИКД я использую таблицу. Цветовая оценка позволяет осуществлять контроль за исполнением предложений.

Аналитическая обработка информации, полученной по результатам инспектирования, помогает:

– анализировать тенденции изменения динамики проявления тех или иных видов нарушений в исполнении законодательства в сфере образования;

– планировать работу по профилактике нарушений;

– формировать отчетность по результатам инспекционно-контрольной деятельности.

Такой подход позволяет мне как руководителю:

• планировать инспекционно-контрольную деятельность, анализировать полученную информацию, выявлять тенденции, проблемы и прогнозировать пути их решения;

• обеспечивать повышение оперативности и качества принимаемых решений;

• достигать эффективности и слаженности работы каждого сотрудника и коллектива образовательного учреждения в целом.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.