ISSN 1997-9657
       

Багадаева О.Ю. Мотивация персонала как организационное условие снижения профессионального стресса педагогов ДОО

Аннотация

Статья основана на данных исследований проведенных в период 2011–2016 гг., посвященных изучению и повышению стрессоустойчивости педагогов системы дошкольного образования в которых «недостаточное моральное и материальное стимулирование труда» выявлено как наиболее значимый стрессогенный фактор в работе педагогов детского сада и дома ребенка. Автор рассматривает стрессоустойчивость в связи с мотивацией педагогов и особенностями развития компетенций
деятельности, гражданственности и ценностно-смысловой ориентации в мире, выявляет взаимосвязь уровня стрессоустойчивости с уровнем сформированности компетенций у педагогов. Для снижения влияния стресс-фактора «недостаточное моральное и материальное стимулирование труда» предложено изучить и рационально использовать те мотивационные механизмы, которые могут быть в распоряжении менеджеров образования и существенно снизить стрессогенность педагогического труда за счет внесения изменений в корпоративную культуру организации, введения оригинальных методов стимулирования. Представлен опыт изучения мотивации педагогов, оценки мотивационного потенциала задач и разработки методов мотивации и в ходе проведения научно-методических семинаров и практикумов с педагогами системы дошкольного образования.

Фрагмент статьи

В настоящее время перед дошкольным образованием ставятся сложные задачи реализации государственного образовательного стандарта, стандарта педагога, реализации равного права на образование детей вне зависимости от возможностей их здоровья, при том, что инвестиции в систему образования еще не соответствуют величине поставленных задач. Осознавая, что в этой ситуации самым ценным активом любой дошкольной образовательной организации являются кадры, руководителям дошкольных образовательных организации отводится особая роль, требующая немалых усилий – мотивировать персонал таким образом, чтобы повышать эффективность и продуктивность образовательной деятельности, социальную значимость дошкольной организации в районе, городе, регионе, внедрять инновации. Тем не менее, исследуя причины профессионального стресса педагогов системы дошкольного образования, мы неизменно приходили к выводу, что самым значимым стрессогенным фактором является недостаточное моральное и материальное стимулирование труда.

В проведенных нами в последние пять лет обследованиях поэтапно приняли участие 50 педагогов дома ребенка, 202 слушателя курсов повышения квалификации по программам дошкольного образования и 630 педагогов из 32 детских садов. Мы использовали опросник, в котором педагогам предлагалось выбрать значимые лично для них стрессогенные факторы из предложенного 31 фактора или добавить свой. Мы получили сходные результаты при ранжировании. На всех трех выборках этот фактор всегда выходит на первое место по значимости для разных категорий педагогов. Его выделяют от 59,7 до 88% педагогов в выборке.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. – СПб., 2004. – 166 с.
2. Аминов Н. Учительская усталость // Первое сентября. – 1999. – №26. – С. 5.
3. Багадаева О.Ю. Стрессоустойчивость педагога: особенности и условия формирования. Монография. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2014. – 171 с.
4. Багадаева О.Ю. Стрессогенные факторы в профессии педагога дома ребенка // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – №2(28). – С. 149–154.
5. Баранов А.А. Психология стрессоустойчивости педагога: Теоретические и прикладные аспекты: дисс. ... доктора психол. наук: 19.00.07. – СПб., 2002. – 405 с.
6. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2005. – 171 c.
7. Витвар О.И. Профессиональная подготовка социального педагога к воспитанию детей // Педагогика. – 2006. – №8. – С. 72–78.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
9. Котельникова И.А. Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т.30. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55323.htm
10. Лазарева Н.В. Диагностика «синдрома эмоционального выгорания» // Педагогическая диагностика. – 2009. – №1. – С. 63–73.
11. Лизунова Е.Ю. Методологические основы формирования стрессоустойчивости будущих учителей в чрезвычайных ситуациях: монография. – Самара: Самар. отд-ние Литфонда, 2008. – 134 с.
12. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 312 с.
13. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. 3-e изд. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004.
15. Психодиагностика стресса: практикум / Сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. – Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
16. Смолова Л.В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. канд. психол. наук.– СПб., 1999. – 326 с.
17. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. – 536 с.
18. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Пермь, 1992. – 219 с.
19. Херцберг Ф.И. Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман / Пер с англ. Д.А. Куликова. – Москва: Вершина, 2007. – 240 с.: ил., табл.
20. Хэкман Дж. Р., Олдхэм Г., Дженсон Р., Пэди К. Новая стратегия обогащения работы // Барри М. Стоу. Антология организационной психологии. – М.: Вершина, 2005.– С. 70–92.
21. Ullrich, A. The relationship of elementary teachers’ years of teaching experience, perceptions of occupational stress, self -acceptance, and challenging student behavior to burnout symptoms in the United States and Germany / A. Ullrich. – Charlotte – The University of North Carolina, 2009.– 242 p.
22. Mulholland R., Teacher Interrupted: Work Stress, Strain, and Teaching Role / R. Mulholland A.McKinlay, J. Sproule.// SAGE Open. July-September (09.2013). P.1–13.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

педагог детского сада, профессиональный стресс, стрессоустойчивость, стресс-фактор, мотивация, мотивационный потенциал, компетенции