ISSN 1997-9657
       

Баянова Л.Ф., Байрамян Р.M. О взаимодействии ребенка и правила в зарубежной психологии развития

Аннотация

В статье представлен обзор зарубежных исследований, касающихся изучения взаимодействия ребенка с правилом в нормативной ситуации. Обращение к проблеме взаимодействия ребенка и правила в анализе статей аргументировано теорией Л.С. Выготского о культурной детерминации психического развития и положениями теории Н.Е. Вераксы о культуре как системе нормативных ситуаций. В отличие от работ отечественных авторов, отражающих психологию взаимодействия ребенка с культурой, зарубежные статьи фокусируются на более частных моментах, поэтому исследования в зарубежной психологии развития связаны больше с феноменологией, нежели с теорией или с концепцией. В числе приведенных в статье источников – работы последних лет, написанные учеными в области детской психологии и посвященные разным аспектам усвоения ребенком правил культурного контекста его развития. Исследования по проблеме взаимодействия ребенка и правила носят эмпирический характер и связаны с решением конкретных ситуаций, в которых содержатся те или иные культурные нормы. В статье анализируются исследования, связанные с безопасностью детей, ролью подражания в усвоении правила, влиянием массовой информации на характер усваиваемых правил, формированием проэкологического поведения через систему специфичных правил и повседневного поведения, которое исследователи называют контекстуально-обычным, взаимосвязь знаний правил ребенком с соответствующими дискурсивными стратегиями в детской борьбе за власть.

Фрагмент статьи

Введение

В психологии развития общепринятым является положение о том, что каждый период развития ребенка протекает в специфичной для возраста социальной ситуации развития (Выготский Л.С., 1984). Социальная ситуация развития определяется уникальностью взаимодействия ребенка со средой, характерной для того или иного возраста. Очевидно и то, что социальная ситуация развития находится в определенном культурном контексте и это привносит особые культурные нормы в социальную среду. Следовательно, сама культура транслирует в социальную ситуацию развития те правила, которые соотносятся с возрастными возможностями ребенка. Возникает вопрос: можно ли рассматривать социальную ситуацию развития вне культурных норм и правил? Вопрос скорее риторический, поскольку любому психологу-практику, педагогу, работающему с детьми, ясно, что становление личности проходит в связи с присвоением культуры.

Следуя логике культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, мы учитываем ее основной постулат о том, что психика ребенка во всех своих проявлениях – в процессах, свойствах, состояниях, формируется культурой – правилами, с которыми ребенок, как субъект, вступает во взаимодействие. Сама ситуация взаимодействия ребенка и правила является нормативной. А.Л. Венгер полагал, что функционирование ребенка начинает детерминироваться соответствующими нормами и правилами, что достигается, благодаря появлению новой психологической инстанции: позиции, отражающей функцию ребенка в совместной деятельности (Венгер А.Л., 2001). Н.Е. Веракса определяет нормативную ситуацию как единицу культуры в ее психологическом содержании и указывает, что такая ситуация есть «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия» (Веракса Н.Е., Булычева А.И., 2003).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Куль­тур­ная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №4. – С. 70–75.
2. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2001. – №3. – С. 17–26.
3. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 2003. – №6. – С. 17–31.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982–1984.Т. 4, ч. 2: Проблема возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина. – 1984. – 433 с.
5. Ильин А.В. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста: Дисс… канд. психол. наук. – М.: РГБ, – 2004. – 166 с.
6. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой: Дис. … канд. психол. наук. – М.: РГБ, – 2004. – 187 с.
7. Пащенко А.К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников // Психологическая наука и образование. 2010. – № 1.– С. 48–54.
8. Ульянова В.П. Специфика рефлексии нормативной ситуации подростками с нормативным и делинквентным поведением // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – № 7 (14). – С. 33–41.
9. Chernyak, N., Kushnir, T. (2014). The Self as a Moral Agent: Preschoolers Behave Morally but Believe in the Freedom to Do Otherwise. Journal of Cognition and Development, 15(3), 453–464. doi: 10.1080/15248372.2013.777843
10. Cobb-Moore, C., Danby, S., & Farrell, А.
(2009). Young children as rule makers. Journal of Pragmatics, 41(8), 1477–1492. doi: 10.1016/j.pragma.2007.04.013
11. Comstock, G., & Scharrer, E. (2007). Chapter VII – Learning rules and norms – further evidence of media effects. In: Media and the American Child. San Diego, CA: Academic Press, 392, 250–291. doi: 10.1016/B978-012372542-4/50008-6
12. Dixon, J. K., Egendoerfer, L. A., Clements, T. (2009). Do they really need to raise their hands? Challenging a traditional social norm in a second grade mathematics classroom. Teaching and Teacher Education, 25(8), 72–81. doi: 10.1016/j.tate.2009.04.011
13. Goh, Wendy W. L , Bay, S., & Chen, Hsueh-Hua V. (2015). Young school children’s use of digital devices and parental rules. Telematics and Informatics, 32(4), 787–795. doi: 10.1016/j.tele.2015.04.002
14. Grocke, P., Rossano, F., & Tomasello, M. (2015) Procedural justice in children: Preschoolers accept unequal resource distributions if the procedure provides equal opportunities. Journal of Experimental Child Psychology, 140, 197-210. doi: 10.1016/j.jecp.2015.07.008
15. Jordan, E., Cowan, A., & Roberts, J. (1995). Knowing the rules: Discursive strategies in young children’s power struggles. Early Childhood Research Quarterly, 10(3), 339–358. doi: 10.1016/0885-2006(95)90011-X
16. Kalish, C. W., Shiverick, S. M. (2004). Children’s reasoning about norms and traits as motives for behavior. Cognitive Development, 19(3), 401–416. doi: 10.1016/j.cogdev.2004.05.004
17. Matthies, Е., Selge, S., & Klockner C. A. (2012). The role of parental behaviour for the development of behaviour specific environmental norms – The example of recycling and re-use behaviour. Journal of Environmental Psychology, 15(3), 277– 284. doi: 10.1016/j.jenvp.2012.04.003
18. Morrongiello, B. A., Widdifield, R., Munroe, K., & Zdzieborski, D. (2014). Parents teaching young children home safety rules: Implications for childhood injury risk. Journal of Applied Developmental Psychology, 35(3), 254–261. doi: 10.1016/j.appdev.2014.02.001
19. Nielsen, M., Kapitany R., & Elkins, R.
(2015). The perpetuation of ritualistic actions as revealed by young children‘s transmission of normative behavior. Evolution and Human Behavior, 36(3), 191–198. doi: 10.1016/j.evolhumbehav.2014.11.002
20. Wang, F., Zhu, L., & Shi K. (2011). How do children coordinate information about mental states with social norms? Cognitive Development, 26(1), 1067– 1076. doi: 10.1016/j.cogdev.2010.09.002.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

нормативная ситуация, правила, зарубежная психология развития, социальная ситуация развития, культура