ISSN 1997-9657
       

Баянова Л.Ф., Веракса А.Н., Попова Р.Р., Никанорова С.А. О регуляторных функциях дошкольников в контексте нормативной ситуации

Аннотация

Методология. Развитие саморегуляции ребенка в дошкольном возрасте обусловлено особенностями культурной ситуации, которая представлена набором инвариантных нормативных правил. Усвоение ребенком инвариантных культурных правил понимается нами как формирование его «культурной конгруэнтности» (Л.Ф. Баянова) и отражает становление ребенка как субъекта своей культуры. Для исследования когнитивного аспекта саморегуляции была использована модель «регуляторных функций» А. Мияке, в рамках которой выделяется три связанных и одновременно независимых фактора: рабочая память, переключаемость и сдерживающий контроль.

Цель исследования – выявить, как усвоение общекультурных правил «нормативной ситуации» (Н.Е.Веракса) влияет на развитие регуляторных функций у детей разного пола в дошкольном возрасте.

Метод и построение исследования. В исследовании приняли участие 113 детей 5–6 лет (58 мальчиков и 55 девочек), посещающих старшие группы детских садов Татарстана, и 113 матерей (от 24 до 44 лет). Оценка культурной конгруэнтности проводилась с помощью опросника для родителей, который включает в себя инвариантные правила для детей 5–6 лет и позволяет оценить степень следования детьми этим правилам. Диагностика регуляторных функций проводилась с помощью комплекса методик, в который вошли субтесты тестовой батареи NEPSY-II (Korkman et al., 2007) и методика DCCS (Zelazo, 2006).

Результаты. Выявлено, что у мальчиков с более высоким уровнем культурной конгруэнтности лучше развивается вербальная память, а мальчики с низкой конгруэнтностью лучше переключаются с одной задачи на другую и лучше удерживают в памяти зрительные образы. У девочек особенности развития регуляторных функций не зависят от уровня их культурной конгруэнтности.

Выводы. Полученные данные указывают на наличие гендерной специфичности влияния культурной конгруэнтности на регуляторные функции у детей в исследуемом возрасте, что существенным образом уточняет результаты, полученные в других исследованиях.

Фрагмент статьи

Введение

Проблема соответствия поведения мальчиков и девочек культурной норме находит отражение в современных исследованиях. Формирование социальной нормы связано с ограничением натурального, индивидного в ребенке (Веракса, 2000). Одна из основных линий взаимодействия взрослого и ребенка в социальной ситуации развития связана с трансляцией взрослым культурных правил. В ситуации регламентации правил культурного соответствия при воспитании детей разного пола это напряжение проступает с особенной силой.

Гендер, в отличие от биологической реальности, является общественным конструктом, созданным при активном участии как самого индивида, так и культуры (Семенова, 2010). Он включает в себя процесс построения различий мужских и женских ролей, поведения, ментальных и эмоциональных характеристик через социализацию, разделение труда, культурные ценности и символы (Отвечалина, 2005).

Культура оказывает «нормативное давление» (Берн, 2004) на поведение ребенка и особенности его саморегуляции, как освобождая от необходимости удовлетворять системе гендерных стереотипов, так и предписывая определенное гендерное поведение.

Носителем норм и правил культуры для ребенка выступает близкий ему взрослый.

Л.С. Выготский подчеркивал, что становление поведения ребенка связано со способностью действовать по образцу. «…Образ поведения [взрослого] выступает как регулятор, и поведение [ребенка] начинает сравниваться с этим образом, где последний выступает как образец» (Эльконин, 1965. С. 285–286). Взрослый является «образом поведения» для ребенка и носителем «нормативной ситуации», то есть «стандартной ситуации социального взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения» (Веракса, 2000. С. 84). Осваивая данную ситуацию, ребенок становится все более конгруэнтен своей культуре (Баянова, 2017). Культурная конгруэнтность, в некотором смысле, выступает как интегральная характеристика и ребенка, и взрослого, поскольку в ней отражается и то, как ребенку удается следовать правилу в нормативной ситуации, и то, насколько успешен взрослый в последовательной трансляции данных правил.

В процессе развития мальчики и девочки оказываются под влиянием как общекультурных, так и гендерно различных культурных правил. Результаты метаанализа, проводившегося на основе исследований 1950–90-х годов, показывают, что общество предписывает мужчинам быть независимыми и не поддаваться влиянию окружающих, проявлять соревновательность, не раскрывать и не проявлять свои чувства, завоевывать статус и уважение других, проявлять твердость и избегать стереотипно женских занятий (Берн, 2004). Сходные результаты были получены в России в ходе исследования гендерных представлений воспитателей детского сада (Отвечалина, 2005). В частности, воспитатели проявляли разное отношение к внешнему виду и стилю одежды детей разного пола; гендерные различия проявлялись в распределении хозяйственно-трудовых поручений и ролей при организации сюжетно-ролевых игр и праздников, в особенностях наказаний; в оценке двигательной активности, познавательных способностей и личностных качеств, свойственных девочкам и мальчикам.

Список литературы

1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 14–22. DOI: 10.11621/
npj.2016.0402
2. Баянова Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации. – Казань: Издательство Казанского университета, 2017. 128 с.
3. Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Мето­дика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации // Филология и культура. – 2015. – №3(41). – С. 325–332.
4. Баянова Л.Ф., Шишова Е.О., Реза­задех З. Индивидуально-психологические осо­бенности младших школьников при раз­ном уровне культурной конгруэнтности // Совре­менные проблемы науки и образования. – 2015. – №2. – С. 701.
5. Берн Ш. Гендерная психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. 320 с.
6. Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – №4 – С. 91–101.
7. Веракса А.Н. Развитие регулятор­ных функций дошкольников в образователь-ном процессе // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2015. – №3. – С. 65–73.
8. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. – 2000. – №1. – С. 81–107.
9. Запорожец А.В. Развитие произволь­ных движений / Избранные психологические труды. Т.2. – М.: Педагогика, 1986. – 296 с.
10. Запорожец А.В. Развитие эмоци­ональной регуляции действий у ребенка / Избранные психологические труды. Т.1. – М.: Педагогика, 1986. – 323 с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Смысл; Академия, 2004. – 352 с.
12. Лисина М.И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные / Доклады АПН РСФСР. – 1957. – №1. –С. 85 – 87.
13. Лурия А.Р. Роль речи в формировании произвольного движения / Материалы совещания по психологии. – М.: АПН РСФСР, – 1957. – С. 327–337.
14. Лурия А.Р. Сознательное действие, его происхождение и мозговая организация // Вопросы психологии. – 1969. – №5. – С. 13–29.
15. Мельникова Н.В. Развитие нравст­венной сферы личности дошкольника: Авто­реф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. – Казань, 2009. – 40 с.
16. Отвечалина О.Б. Особенности ген­дер­ных представлений воспитательниц дошкольных образовательных учреждений: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. – М., 2005. – 196 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПитерКом, 1999. – 679 с.
18. Семенова Л.Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 48 с.
19. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М.: Издательство Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
20. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1965. – С. 254–293.
21. Cantin, R. H., Gnaedinger, E. K., Gallaway, K. C., Hesson-McInnis, M. S., & Hund, A. M. (2016) Executive functioning predicts reading, mathematics, and theory of mind during the elementary years. Journal of Experimental Child Psychology, 146, 66-78.
22. Diamond, A. (2006) The early development of executive functions. In E. Bialystock, & F. I. M. Craik (Eds.), Lifespan cognition: Mechanisms of change (pp. 70–95). Oxford, UK: Oxford University Press.
23. Donenberg, G.R., &Hoffman, L. W. (1988) Gender Differences in Moral Development. Sex Roles 18-18, no. 11-12, 701–17. DOI:10.1007/BF00288055.
24. Garon, N. M., Piccinin, C. &Smith, I. M. (2015) Does the BRIEF-P Predict Specific Executive Function Components in Preschoolers? Applied Neuropsychology: Child, 0, 1–9, DOI: 10.1080/21622965.2014.1002923
25. Korkman, M. (1999) Applying Luria’s diagnostic principles in the neuropsychological assessment of children. Neuropsychology Review, 9(2), 89–105. DOI:10.1023/A:1025659808004
26. Korkman, M., Kirk, U., & Kemp S. L. (2007) NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation.
27. Lehto, J., Juujarvi, P., Kooistra, L., &Pulkkinen, L. (2003) Dimensions of executive functioning: evidence from children. The British Journal of Developmental Psychology. Vol. 21, 59–80. DOI: 10.1348/026151003321164627
28. Matthews, J. S., Ponitz, C., & Morrison, F. J. (2009) Early gender differences in self-regulation and academic achievement. Journal of Educational Psychology, 101(3), 689-704. DOI: 10.1037/a0014240
29. Miyake, A., Friedman, N., Emerson, M., Witzki, A., &Howerter, A. (2000) The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex ‘frontal lobe’ tasks: A latent variable analysis. Cognitive Psychology, 41, 49–100. DOI: 10.1006=cogp.1999.0734
30. Norman, D., &Shallice, T. (1986) Attention to action. In R. J. Davidson, G. E. Schwartz, & D. Shapiro (Eds.), Consciousness and self-regulation: Vol. 4. Advances in research and theory (pp. 1–18). New York, NY: Plenum.
31. Olson, S. L., &Kashiwagi, K. (2000) Teacher ratings of behavioral self-regulation in preschool children: A Japanese/U.S. comparison. Journal of Applied Developmental Psychology, 21(6), 609-617. DOI: 10.1016/S0193-3973(00)00056-3
32. Pennington, B. (1997) Dimensions of executive functions in normal and abnormal development. In N. Krasnegor, G. Lyon, & P. Goldman-Rakic (Eds.), Development of the prefrontal cortex: Evolution, neurobiology, and behavior (pp. 265–281). Toronto, Ontario, Canada: Paul. H. Brooks.
33. Sobkin V. S., Veraksa A. N., Bukhalenkova D. A., Fedotova A. V., Khalutina U. A., Yakupova V. A. (2016) The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development. Psychology in Russia: State of the Art, Volume 9, Issue 4, pp. 106-122.
34. Tyre, P. (2006) The trouble with boys. Newsweek Magazine.
<http://www.thedailybeast.com/newsweek/2006/01/29/the-trouble-with-boys.html>
35. Visu-Petra, L., Cheie, L., Benga, O., &Miclea, M. (2012) The structure of executive functions in preschoolers: An investigation using the NEPSY battery / Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 33, 627–631. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.01.197
36. Von Suchodoletz, A., Gestsdottir, S., Wanless, S. B., McClelland, M. M., Birgisdottir, F., Gunzenhauser, C., & Ragnarsdottir, H. (2013) Behavioral self-regulation and relations to emergent academic skills among children in Germany and Iceland. Early Childhood Research Quarterly, 28(1), 62-73. DOI: 10.1016/j.ecresq.2012.05.003
37. Welsh, M., Pennington, B., & Groisser, D. (1991) A normative developmental study of executive function: A window on prefrontal function in children. Developmental Neuropsychology, 7, 131–149. DOI: 10.1080=87565649109540483
38. Zelazo, P. D. (2006) The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A method of assessing executive function in children. Nature Protocols, 1, 297–301. DOI: 10.1038/nprot.2006.46

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

регуляторные функции, культурная конгруэнтность, культурные правила, гендер, дошкольный возраст