ISSN 1997-9657
       

Белая К.Ю. Комплексно-тематическое планирование и организация образовательного процесса в ДОО

№8 2015 Белая К.Ю. Комплексно-тематическое планирование  и организация образовательного процесса в ДОО
Аннотация

В статье рассказывается о построении образовательного процесса на принципах комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей. Автор отмечает, что необходимо спроектировать целостную модель организации образовательного процесса на весь учебный год, создать систему, последовательность в планировании образовательного процесса. Особо отмечается творческий подход педагога к моделированию образовательного процесса. Подчеркивается, что при организации тематического дня содержание образовательных областей естественным образом объединяется, что дает возможность воспитателю интегрировать образовательную деятельность, избегать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Автор приводит примеры организации тематических дней в детском саду и отмечает, что план-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста и интеграцию образовательных областей. Делается вывод, что при комплексно-тематическом планировании необходимо соблюдать требования к условиям реализации программы дошкольного образования, указанные в ФГОС дошкольного образования, в частности, использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям (не допускать как искусственного ускорения, так искусственного замедления развития детей).

Фрагмент статьи

О том, как организовать жизнь детей в детском саду, чтобы им было интересно и комфортно, написано немало статей. Воспитатели присылают конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, материалы проектной деятельности и многое другое. Все это важно, но кроме этого необходимо спроектировать целостную модель организации образовательного процесса на весь учебный год, включая эти отдельные мероприятия. Другими словами, создать систему, последовательность в планировании образовательного процесса.

Педагогические задачи по всем образовательным областям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования реализуются в образовательном процессе дошкольной организации. Каждая организация самостоятельно проектирует модель организации образования и воспитания дошкольников и составляет свою образовательную программу.

Построение образовательного процесса на принципах комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей предполагает включение тематиче­ских недель, тематических дней, тематических прогулок.

Попытаемся разобраться в этих понятиях.

Во всех вариативных примерных образовательных программах для каждой возрастной группы представлены темы на весь учебный год, которыми обычно и пользуются воспитатели.

Разнообразный подбор тем придает системность образовательному процессу, способствует расширению осведомленности ребенка об окружающем его мире.

Творческий подход к моделированию образовательного процесса предполагает, что педагог самостоятельно, по своему усмотрению, частично или полностью может заменить тему, скорректировать содержание работы, включить региональный и культурный компонент, с учетом особенностей своей дошкольной организации.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: Сфера, 2005.
2. Белая К.Ю., Каралашвили Е.А., Павло-ва Л.И., Солянникова О.И., Филиппова Н.Н., Бурба И.В., Запивахина Е.М., Антоненкова О.В., Никомарова Е.Ю. Тематические прогулки в детском саду. – М.: Перспектива, 2013.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. – М., 2001.
4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе дет­ского сада. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) При­ложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» // http://мин­обрнауки.рф/документы/2974

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

комплексно-тематическое планирование, образовательный процесс, ФГОС дошкольного образования, тематические прогулки, тематические дни