ISSN 1997-9657
       

Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве

№3 2021 Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности  в современном детстве
Аннотация

В статье рассматривается проблема редукции игровой деятельности современного дошкольника. Представлен обзор взглядов классиков отечественной детской психологии на значимость игры как фактора развития ребенка в дошкольный период детства. Вводится понятие «игровой дизонтогенез», под которым понимается нарушенное, не соответствующее психологическим закономерностям развитие игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, обусловленное рядом социо­культурных и образовательных факторов. Раскрываются причины возникновения игровой депривации, оказывающие негативное влияние на нормальное развитие ребенка и формирование основных новообразований дошкольного детства. Показано, что симплификация детской игры приводит к психическому и личностному инфантилизму, снижению способности к планированию собственных действий, задержке формирования значимых психических функций и сторон личности, социально-нормативной дезориентации растущего человека. Опираясь на данные отдельных авторов и материалы проведенных нами ранее исследований, высказывается предположение о высоком риске формирования разнообразных психологических зависимостей и девиаций, возникновения игровой аддикции и других социально-поведенческих отклонений как следствия дефицита игры в дошкольном возрасте. Обсуждаются результаты ознакомления с учебными планами профессиональной подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений, которые свидетельствуют о полном отсутствии во многих программах вузов теоретических дисциплин, практических курсов и практикумов по психологии и педагогике детской игры, включая прикладные аспекты обучения будущих воспитателей методике организации и сопровождения игр дошкольников. Обозначены условия по реабилитации игры как уникального социального-психологического, культурного и возрастного феномена, предложенные Е.О. Смирновой в качестве основополагающих мер в современном дошкольном образовании.

Фрагмент статьи

Детская игра, являясь уникальным феноменом культуры, всегда была в эпицентре научных интересов отечественной и зарубежной психологии. Именно игре, ее сущности, природе, генезису становления, функциональному смыслу, структуре, содержанию, развивающему эффекту посвящены фундаментальные работы классиков отечественной детской психологии – Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других ученых.

Проблематика детской игры не теряет своей актуальности и сегодня. Однако острота проблемы связана не только с определением латентного потенциала игры, выявлением новых тенденций ее становления в онтогенезе и поиском соответствующих запросам времени форм, методов, приемов организации детской игровой деятельности, а прежде всего с распространенностью явления игрового дизонтогенеза в дошкольном возрасте, что вызывает серьезную обеспокоенность у детских психологов.

Под игровым дизонтогенезом мы будем понимать нарушенное, не соответствующее психологическим закономерностям развитие игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, обусловленное рядом социокультурных и образовательных факторов. Это понятие пока не получило широкого распространения в психологии, тогда как фактология искаженного становления игровой деятельности именно в дошкольном периоде детства и наличие игровой депривации у значительного количества дошкольников с нормальным уровнем развития фиксируется в больших количествах последние два десятилетия (Смирнова, 2013; Кравцов, Кравцова, 2017; Михеева, Белобрыкина, 2003).

Одним из необратимых следствий игрового дизонтогенеза в дошкольном возрасте стало появление на последующих этапах детства (в младшем школьном, подростковом и юношеских возрастах) категории «недоигравших» детей, характеризующихся дефицитарным развитием личности, проявляющимся в эмоциональном, когнитивном и социальном инфантилизме. Именно этот результат, как ни парадоксально, был спрогнозирован в середине 1980-х годов Д.Б. Элькониным при обсуждении проекта очередной реформы образования, предполагающей сокращение периода дошкольного детства за счет перехода к школьному обучению с 6-летнего возраста (Эльконин, 2006). Его аргументы о невосполнимости ущерба, обу­словленного губительным влиянием на развитие личности ребенка искусственного форсирования эклектической интеллектуализации и формирования утилитарных технических умений, стали пророческими (Белобрыкина, 2007), но понимание последствий нарушения законов возрастного развития так и не осмыслено должным образом современными реформаторами от образования, а значимость дошкольного детства недостаточно адекватно оценивается большинством педагогов до настоящего времени.

Что, не играя, ребенок теряет?

Игру Л.С. Выготский рассматривал как магистральный путь культурного развития ребенка (Записные книжки..., 2017). Игра – это не только способ организации жизни, но и основа образования и развития растущего человека, поэтому ее значимость как уникальной смысловой реальности в жизни дошкольника трудно переоценить. Однако развивающим потенциалом, как было показано выдающимися отечественными психологами, обладает игра, в которой инициатива принадлежит ребенку и реализуется им в самодеятельной форме. Такая игра рассматривается как свободная, творческая деятельность дошкольника, в которой он самостоятельно выбирает сюжет и определяет игровую роль, ставит перед собой игровые задачи и находит доступные игровые способы и средства для их решения, свободно применяет нужную ему игровую атрибутику (Выготский, 2004; Запорожец, 1986; Эльконин, 1999).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Баянова Л.Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 128 с.
2. Белобрыкина О.А., Михеева А.В. Влияние игровой депривации на психическое развитие человека: постановка проблемы // Мир человека: Научно-информационное издание. Выпуск 1. – Красноярск: СибГТУ, 2001. – С. 42–47.
3. Белобрыкина О.А., Михеева А.В. Ролевая игра в юношестве: аддикция или...? // Психология и школа. – 2003. – № 3. – С. 56–61.
4. Белобрыкина О.А. Предшкольное образование: quo vadis (камо грядеши)? // Проблемы современной школы и пути их решения: материалы Всероссийской (с международным участием) конференции / Науч. ред. С.И. Ануфриев, Л.В. Ахметова. – Томск: ТЦНТИ, 2007. – С. 43–55.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: «МОДЭК», 2001. – 352 с.
6. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 407 с.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
8. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Воспитание детей в игре: Спецкурс. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование, 1994. – С. 4–7.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 656 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
11. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 128 с.
12. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Р. ван дер Веера. – М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация, 2017. – 608 с.
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под. ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.
14. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
16. Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Психология игры. Культурно-исторический подход. – М.: Левъ, 2017. – 344 с.
17. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
18. Михеева А.В., Белобрыкина О.А. Проблема «недоигравших» детей // Формирование мотивационной сферы личности: Сборник научных трудов. В 2-х ч. Ч. 2. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – С. 129–133.
19. Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред.
А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1966. – 351 с.
20. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2006. – 366 с.
21. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т.5. – №3. – С. 92–98. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_3_3402.pdf (дата обращения: 14.01.2021).
22. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры: Учебник и практикум. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс. – М.: Юрайт, 2018. – 223 с.
23. Шаманаева М.А., Белобрыкина О.А. Социально-психологические особенности подростков, склонных к игровой зависимости // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2019. – №4. – С. 45–60.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры: монография. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
25. Эльконин Д.Б. Размышления над проектом [Электронный ресурс] //Дошкольное образование. – 2006. – №7. URL: https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200600711 (дата обращения: 18.01.2021).
26. Belobrykina O.A., Vorobyova P.S. Psychological descriptors of emotional competence of modern preschool children // Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Summer-2015, Varna, Bulgaria) / Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2015. Рр. 90–99.
27. Veraksa N.E., Veresov N.N., Veraksa A.N., Sukhikh V.L. Modern Problems of Children’s Play: Cultural-Historical Context // Cultural-Historical Psychology. 2020. Vol. 16. №3. Pp. 60–70. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160307

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

игровой дизонтогенез, игровая депривация, дошкольный возраст, ведущий вид деятельности, амплификация игры, девиантное поведение, игровая аддикция