ISSN 1997-9657
       

Белолуцкая А.К. Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе

№1 2021 Белолуцкая А.К.  Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста  в образовательном процессе
Аннотация

В статье сформулировано пять современных подходов, являющихся наиболее распространенными среди исследователей и педагогов-практиков в области развития творческого мышления дошкольников в образовательном процессе, а именно: работа через искусство, образовательную среду, тренинги креативности, разрешение проблемных ситуаций, детские нарративы. Автором использован метод сравнительного анализа отечественных и зарубежных источников (всего 47 источников, 30 из которых опубликованы за последние 10 лет).

В работе сделаны следующие выводы: а) при работе с предметами эстетического цикла для развития творческого мышления ребенка важно уделять внимание не столько красоте сделанного дошкольником продукта, сколько качеству взаимодействия ребенка с педагогом, возможности действовать по собственному замыслу и доступности материалов, что обеспечивает детям независимость в принятии решений, как и чем заниматься большую часть дня; б) при организации образовательной среды в детском саду необходимо делать акцент на диалоговые и дискуссионные практики, открытые задания, личностную значимость для ребенка предлагаемой ему деятельности, мягкое расписание с длительными периодами, когда ребенок может быть погружен в одно занятие, профессиональную свободу педагога; в) интеграция проблемных ситуаций, требующих экспериментальной деятельности и освоения «наукосообразных» способов ответа на противоречивые вопросы является эффективным способом стимулирования любознательности в дошкольном возрасте.

В качестве заключения автор подчеркивает, что в практике дошкольного образования, безусловно, возможно и оправдано успешное совмещение всех указанных подходов к развитию творческого мышления.

Фрагмент статьи

Введение

Успешность взрослого человека на рынке труда и в социальной жизни в целом во многом связана с тем, может ли он продуцировать новое авторское содержание. Сегодня это касается любых профессий, а не только тех сфер, которые традиционно считаются творческими (живопись, литература, музыка и проч.).

Системы образования разных стран отвечают на социальные вызовы такого рода изменением измерительных процедур, направленных на оценку качества образовательных результатов. Так, разработчики международного сопоставительного исследования PISA заявляют о том, что характер заданий для старшеклассников меняется – акцент смещается в сторону диагностики так называемых «4К» (креативность, критичность, коммуникативность, кооперативность). Однако формирование творческого мышления человека, то есть способности придумывать новое в проблемной ситуации на различном материале, начинается намного раньше, еще в дошкольном возрасте.

Организация образовательного процесса в детском саду оказывается критично важной для будущей успешности человека во взрослой жизни. Безусловно, исследования показывают высокую значимость семейных факторов, влияющих на раскрытие творческого потенциала детей, в частности социально-экономического статуса семьи и уровня образования родителей, особенно матери. Однако многие данные, в частности недавняя работа Д. Янковски и М. Карвовски «Семейные факторы и развитие творческого мышления» (Jankowska et al., 2019), свидетельствуют о том, что семья в основном определяет исходный уровень, с которым ребенок попадает в систему образования, а вот динамика детерминируется как раз спецификой образовательной ситуации. В этой связи исследования, посвященные развитию творческого мышления дошкольников, обладают действительно высокой актуальностью.

В настоящей работе с использованием метода сравнительного анализа отечественных и зарубежных источников (всего 47 статей, 30 из которых опубликованы за последние 10 лет) сформулированы 5 подходов, которые на сегодняшний день являются наиболее распространенными в образовательных системах разных стран, а именно: развитие творческого мышления детей через: занятия искусством (Bautista et al., 2018; Bautista et al., 2016; Bond, 2015; Henriksson-Macaulay, 2015; Magsamen, 2011; Gencer, 2015, Menzer, 2015; Sotiropoulou-Zormpala, 2012; Ferrari et al., 2014); работу c образовательной средой (Kashapov, 2016; Hun Ping Cheung, 2013; Sheridan, 2016; Smith et al., 2009; Bijvoet-van den Berg, 2014; Chan et al., 2014; Craft et al., 2012; Garaigordobil, 2011; Николаева, 2010); тренинги креативности (Alfonso-Benlliure et al., 2013; Komarik, 2003; Ma, 2006; Scott et al., 2004; Ferrari et al., 2009); работу с разрешением проблемных ситуаций (Voigt et al., 2019; Fusaro et al., 2018; Keen, 2011; Beck, 2016; Lee et al., 2007; Karpov, 2003; Cluver et al., 2013; Белолуцкая, 2017; Шиян, 2017), работу с зарождающейся грамотностью и дет­скими нарративами (Chen et al., 2010; Шиян, 2018).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы
  1. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур продуктивного мышления детей и взрослых (автореферат). – М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. – 21 с.
  2. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Social Research. No54. pp 11–32 / Пер. с англ. М.В. Соколовой, под ред. А.М. Корбута, 1987.
  3. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2010. – №2. – С. 46–53.
  4. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. – 2013. – №3. – С. 303–312.
  5. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование. – Ч. 1. – Дубна, 1997.
  6. Николаева О.Ф. Социоигровой подход к развитию творческого мышления старшего дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 10. – С. 140-149.
  7.  Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуации у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. – 2013. – №3. –С. 329–332.
  8.  Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 58–59.
  9. Шиян И.Б. Учимся рассказывать истории // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – №2. – С. 25–32.
  10. Alfonso-Benlliure Vicente, Juan Carlos Melendez, Marta Garcia-Ballesteros. Evaluation of a creativity intervention program for preschoolers. Thinking Skills and Creativity 10 (2013) 112–120.
  11. Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Encyclopedia of Creativity / Eds. Runko A.M., Pritzer S.L. Vol. 1. Academic Press. 2011. P. 383–386.
  12. Bautista Alfredo, Moreno-Nunez Ana, Bull Rebecca, Amsah Farina, Swee-Fuan Koh. Arts-related pedagogies in preschool education: An Asian perspective. Early childhood Research Quarterly, 45 (2018) 277-288.
  13. Bautista, A.,Tan,L.S.,Ponnusamy, L.D.,& Yau, X.(2016).Curriculum integration in arts education: Connecting multiple art forms through the idea of space. 288A. Bautistaetal. / Early Childhood Research Quarterly 45 (2018) 277–288 Journal of Curriculum Studies, 48(5), 610–629. http://dx.doi.org/10.1080/00220272.2015.1089940
  14. Beck, S. R., Williams, C., Cutting, N., Apperly, I. A., & Chappell, J. (2016). Individual differences in children’s innovative problem solving are not predicted by divergent thinking or executive functions. Philosophical Transactions of the Royal Society B:Biological Sciences, 371.https://doi.org/10.1098/rstb.2015.0190
  15. Bernice Lai-Ting Yan. Nonabsolut/relativistic thinking: a possible unifying commonality underlying models of postformal reasoning, 1995. P. 227.
  16. Bijvoet-van den Berg, S., & Hoicka, E. (2014). Individual differences and age-related changes in divergent thinking in toddlers and preschoolers. Developmental Psychology, 50(6), 1629.https://doi.org/10.1037/a0036131.
  17. Bond, V.L. (2015). Sounds to share: The state of music education in three Reggio Emilia – inspired North American preschools. Journal Of Research in Music Education, 62(4), 462–484. http://dx.doi.org/10.1177/0022429414555017
  18. Chan, S., & Yuen, M. (2014). Personal and environmental factors affecting teachers creativity-fostering practices in Hong Kong. Thinking Skills and Creativity, 12,69–77. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2014.02.003.
  19. Chen Si, Zhou Jing. Creative writing strategies of young children: Evidence from a study of Chinese emergent writing. Thinking Skills and Creativity 5 (2010) 138–149.
  20. Cluver, A., Heyman, G., & Carver, L. J. (2013). Young children selectively seek help when solving problems. Journal of Experimental Child Psychology, 115, 570–578.
  21. Gencer Arzu Akar, Gonen Mubeccel. Examination of The Effects of Reggio Emilia Based Projects on Preschool Children’s Creative Thinking Skills. Procedia – Social and Behavioral Sciences 186 (2015) 456–460.
  22. Craft, A., McConnon, L., & Matthews, A. (2012).Child-initiated play and professional creativity: Enable four-year-olds possibility thin-king. Thinking Skills and Creativity, 7(1),48–61.
  23. Garaigordobil, M., & Berrueco, L. (2011). Effects of a play program on creative thinking of preschool children. The Spanish Journal of Psychology, 14, 608–618.
  24. GuiIfогd, J. P. Three faces of intellect. The American Psychologist, 1959, № 14. P.132-156.
  25. Henriksson-Macaulay, L., &Welch, G. (2015).The musical key to babies cognitive and social development. The International Journal of Birth and Parent Education, 2(2), 21–25.
  26. Hun Ping Cheung Rebecca. Exploring the use of the pedagogical framework for creative practice in preschool settings: A phenomenological approach. Thinking Skills and Creativity 10 (2013) 133–142.
  27. Ferrari, A., Cachia, R., & Punie, Y. (2009). Innovation and creativity in education and training in the EU member states: Fostering creative learning and supportinginnovative teaching. JRC Technical Note, 52374, 64.https://doi.org/10.1007/978-94-6209-149-8_3
  28. Fusaro Maria, Smith Maureen C. Preschoolers inquisitiveness and science-relevant problem solving. Early Childhood Research Quarterly, 42 (2018). 119-127.
  29. Jankowska Dorota M., Karwowski Maciej. Family factors and development of creative thinking . Personality and individual differences 142 (2019) 202-206.
  30. Keen, R. (2011). The development of problem solving in young children: A critical cognitive skill. Annual Review of Psychology,62, 1–21.
  31. Karpov, Y. V. (2003). Internalization of children’s problem solving and individual differences in learning. Cognitive Development, 18(3), 377–398.http://dx.doi.org/10.1016/S0885-2014(03)00042-X
  32. Kashapov Mergalyas M., Ogorodova Tatiana V., Pavlova Svetlana A. Relationship between aggression and creativity in senior preschool children. Procedia – Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 264 – 268.
  33. Komarik, E., & Brutenicova, E. (2003). Effect of creativity training on preschool children. Studia Psychologica, 45, 37–42.
  34. Lee, Y., Bain, S.K., & McCallum, R.S. (2007). Improving creative problem-solving in a sample of Third Culture Kids. School Psychology International, 28, 449–463.
  35. Ma, H.H. (2006). A synthetic analysis of the effectiveness of single components and packages in creativity training programs. Creativity Research Journal, 18, 435–446.
  36. Magsamen, S.H., & Battro, A.M. (2011). Understanding how the arts can enhance learning. Mind, Brain, and Education, 5(1), 1–2. http://dx.doi.org/10.1111/j.1751-228X.2011.01101
  37. Menzer, M. (2015). The arts in early childhood: Social and emotional benefits of arts participation. Washington, DC: NEA Office of Research & Analysis.
  38. McCabe A., Bliss Lynn S. Pattern of Narrative Discourse. Cambridge, 2002. 224 p.
  39. Sotiropoulou-Zormpala, M.(2012).Aesthetic teaching: Seeking a balance between teaching arts and teaching through the arts. Arts Education Policy Review, 113(4), 123–128. http://dx.doi.org/10.1080/10632913.2012.719419
  40. Sheridan, K. M., Konopasky, A. W., Kirkwood, S., & Defeyter, M. A. (2016). The effects of environment and ownership on children’s innovation of tools and tool material selection. Philosophical Transactions of the Royal Society of London B: Biological Sciences, 371.https://doi.org/10.1098/rstb.2015.0191
  41. Smith, M., & Mathur, R. (2009). Children’s imagination and fantasy: Implications for development, education and classroom activities. Research in the Schools, 16, 52–63.
  42. Sternberg, R. J., & Grigorenko, E. Guilford’s intelligence model: A structure without a basement. In D. B. Bogoyavlenskaya (Ed.), Major modern concepts of creativity and giftedness. Moscow: Molodaya gvardia, 1997.
  43. Sternberg, R. J. The assessment of creativity: An investment-based approach. Creativity Research Journal, 2012, 24(1), 3-12.
  44. Torrance E. P. Creativity: Just wanting to know. Pretoria. RSA. 1994.
  45. Voigt Babett, Pauen Sabina, Bechtel-Kuehne Sabrina. Getting the mouse out of the box: Tool innovation in preschoolers. Journal of Experimental Child Psychology 184 (2019) 65–81.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

творческое мышление, креативность, проблемные ситуации, дошкольники, искусство