ISSN 1997-9657
       

Белолуцкая А.К. Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований

№4 2021 Белолуцкая А.К. Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований
Аннотация

Актуальность тематики статьи. Уровень эмоциональной компетентности в раннем и дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на становление личностных характеристик (самооценка, эмпатия, уровень деструктивной агрессии), успешность социального взаимодействия (способность к сотрудничеству, конфликтность, склонность к обману, зависти и проч.), а также вовлеченность ребенка в образовательный процесс и академические достижения в детском саду и школе.

Цель. На основе обзора исследований описать факторы семейной и образовательной среды, определяющие развитие способности регулировать и распознавать эмоции в дошкольном возрасте.

Описание хода исследования. В статье представлен обзор 57 зарубежных и отечественных источников, касающихся проблемы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особое внимание уделено таким аспектам, как: влияние характеристик семьи и особенностей домашнего окружения, связь с речевым и физическим развитием, влияние факторов образовательной среды и связь с будущей школьной успешностью.

Результаты исследования. Сформулированы следующие выводы: возраст детей в дошкольный период жизни – значимый фактор повышения уровня эмоциональной компетентности. В начальной школе роль возраста снижается и далее оказывает существенное влияние уже в подростковом возрасте; определяющую роль в формировании эмоциональной компетентности играет семья и особенности домашней среды, где проходит раннее и дошкольное детство ребенка; уровень сформированности эмоциональной компетентности дошкольников и младших школьников значимо связан с уровнем речевого развития, как в части способности регулировать, так и распознавать эмоции.

Заключение. Уровень эмоционального регулирования, экспрессивности и способности распознавать эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо откликаются на целенаправленное педагогическое воздействие. Важным фактором эмоционального развития является стратегия ко-регуляции эмоций педагогом, особенно в детском саду; способность распознавать и регулировать эмоции в детском саду является значимым предиктором школьной успешности, с точки зрения уровня конфликтов с педагогами и сверстниками, вовлеченности в образовательный процесс, адаптации к школьной жизни, академической успеваемости.

Фрагмент статьи

Говоря об эмоциональном развитии, в современных психологических исследованиях принято употреблять термин эмоциональная компетентность, в которую, как правило, включены два компонента: способность регулировать эмоции (иногда встречается термин «эмоциональный контроль») и способность распознавать эмоции (как свои, так и другого человека) (Ku et al., 2019; Milojevich, 2018; Haskett et al., 2012; Troshikhina, Manukyan, 2016; Ludwig, Rauch, 2018; Tarasova, 2016; Cadima et al., 2019; Silkenbeumer, Schiller, Kartner, 2018; Jensen, Jensen, Rasmussen, 2017; Blair, McKinnon, Daneri, 2018; Kwon, Kupzyk, Benton, 2018; Denham et al., 2012; Diaz et al., 2017; Voltmer, von Salisch, 2017; Graziano, 2007). Также к числу важных компонентов эмоционального развития относятся положительная и отрицательная экспрессивность. Таким термином принято обозначать то, насколько часто и интенсивно человек испытывает позитивные (радость, восторг и проч.) и негативные эмоции (злость, страх, отвращение) (Ku et al., 2019; Milojevich, 2018; Haskett et al., 2012). Существенной характеристикой на стыке эмоционального и когнитивного развития является способность человека распознавать так называемые «эмоциональные триггеры», то есть причины возникновения тех или иных чувств, как у себя, так и у другого (Troshikhina, Manukyan, 2016).

В настоящий момент получен большой объем данных, свидетельствующих о том, что уровень эмоциональной компетентности в раннем и дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на становление личностных характеристик (самооценка, эмпатия, уровень деструктивной агрессии), успешность социального взаимодействия (способность к сотрудничеству, конфликтность, склонность к обману, зависти и проч.), а также вовлеченность ребенка в образовательный процесс и академиче­ские достижения в детском саду и школе.

На данный момент требуют прояснения следующие вопросы: какие именно факторы семейной и образовательной среды являются определяющими для развития способности регулировать и распознавать эмоции? С какими компонентами когнитивного развития ребенка связан уровень его эмоциональной компетентности? Как отражается уровень эмоционального развития дошкольников на будущей успешности в школе?

В рамках данного обзора мы предпримем попытку ответа на сформулированные выше вопросы на основании анализа исследований последнего времени по соответствующим темам.

Для выполнения задач нашего исследования были выбраны и проанализированы работы, опубликованные в период с 2004 по 2020 г., причем две трети статей вышли в свет в течение последних трех лет.

Поиск полнотекстовых версий работ производился при помощи международных электронных баз данных (Web of Science, Scopus). Мы сформулировали следующие критерии для отбора: а) в исследовании принимали участие дети раннего, дошкольного и школьного возраста (2–12 лет), посещающие детские сады и школы в различных странах; б) диагностика способности распознавать и регулировать эмоции, а также сопутствующих переменных производилась с применением надежных, признанных научным сообществом методик. Также источником информации могли быть национальные системы мониторинга детского развития или опросы родителей и педагогов, проводившиеся с использованием стандартизированных опросников; в) объем выборки исследования превышал 25 детей.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Ahn, S., & Fedewa, A. L. (2011). A meta-analysis of the relationship between children’s physical activity and mental health. Journal of Pediatric Psychology, 82, 1–13. https:// doi.org/10.1093/jpepsy/jsq107.
2. Ahn, H. J., & Stifter, C. (2006). Child care teacher's response to children’s emotional expression. Early Education & Development, 17(2), 253–270. http://dx.doi.org/ 10.1207/s15566935eed1702 3.
3. Agnoli, S., Mancini, G., Pozzoli, T., Baldaro, B., Russo, P. M., & Surcinelli, P. (2012). The interaction between emotional intelligence and cognitive ability in predicting scholastic performance in school-aged children. Personality and Individual Differences, 53, 660–665. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2012.05.020.
4. Bassett, H. H., Denham, S., Mincic, M., & Graling, K. (2012). The structure of preschoolers’ emotion knowledge: Model equivalence and validity using a structural equation modeling approach. Early Education and Development, 23, 259–279. http:// dx.doi.org/10.1080/10409289.2012.630825.
5. Baron-Cohen, S., Golan, O., Wheelwright, S., Granader, Y., & Hill, J. (2010). Emotion word comprehension from 4 to 16 years old: A developmental survey. Frontiers in Evolutionary Neuroscience, 2. https://doi.org/10.3389/fnevo.2010.00109.
6. Becker, D. R., McClelland, M. M., Loprinzi, P., & Trost, S. G. (2014). Physical activity, self-regulation, and early academic achievement in preschool children. Early Education & Development, 25, 56–70. https://doi.org/10.1080/10409289.2013.780505.
7. Bergmann S., Klitzing K., Keitel-Korndörfer A., Wendt V., Grube M., Herpertz S., Schütz A., Klein A.M. Emotional availability, understanding emotions, and recognition of facial emotions in obese mothers with young children Journal of Psychosomatic Research 80 (2016) 44–52.
8. Berube A., C. Blais, A. Fournier, J. Turgeon, H. Forget, S. Coutu, D. Dubeau. Childhood maltreatment moderates the relationship between emotion recognition and maternal sensitive behaviors.
9. Blair C., McKinnon R.l D., Daneri M.P. Effect of the tools of the mind kindergarten program on children’s social and emotional development. Early Childhood Research Quarterly 43 (2018) 52–61.
10. Bohlmann, N. L., Maier, M. F., & Palacios, N. (2015). Bidirectionality in self-regulation and expressive vocabulary: Comparisons between monolingual and dual language learners in preschool. Child Development, 86, 1094–1111. http://dx.doi.org/10.1111/cdev.12375.
11. Brophy-Herb, H.E., Stansbury, K., Bocknek, E.,
& Horodynski, M.A. (2012). Modeling maternal emotion-related socialization behaviors in a low-income sample: Relations with toddlers’ self-regulation. Early Childhood Research Quarterly, 27, 352–364. http://dx.doi.org/10.1016/j.ecresq.2011.11.005.
12. Baurain C., Nader-Grosbois N. (2012) Socio-emotional regulation in children with intellectual disability and typically developing children in interactive contexts. ALTER, European Journal of Disability Research, 6 75–93.
13. Cadima J., Barros S., Ferreira T., Serra-Lemos M., Leal T., Verschueren K. (2019) Bidirectional associations between vocabulary and self-regulation in preschool and their interplay with teacher–child closeness and autonomy support. Early Childhood Research Quarterly 46, 75–86.
14. Calkins & M. A. Bell (Eds.). Child development at the intersection of emotion and cognition (pp. 59–77). Washington, DC: American Psychological Association.
15. Chen, S. H., Zhou, Q., Main, A., & Lee, E. H. (2015). Chinese American immigrant parents’ emotional expression in the family: Relations with parent's cultural orientations and children’s emotion-related regulation. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 21, 619–629. http://dx.doi.org/10.1037/cdp0000013.
16. Cipriano-Essel, E., Skowron, E. A., Stifter, C. S.,
& Teti, D. M. (2014). Heterogeneity in maltreated and non-maltreated preschool children’s inhibitory control: The interplay between parenting quality and child temperament. Infant and Child Development, 22, 501–522. http://dx.doi.org/10.1002/icd.1801.
17. Curby, T.W., Brown, C.A., Bassett, H.H., & Denham, S.A. (2015). Associations between preschoolers’ social-emotional competence and preliteracy skills. Infant and Child Development, 24, 549–570. http://dx.doi.org/10.1002/icd.1899.
18. Denham S. A., Bassett H., Mincic M., Kalb S., Way E., Wyatt T., Segal Y. Social-emotional learning profiles of preschoolers’ early school success: A person-centered approach. Learning and Individual Differences 22 (2012) 178–189.
19. Denham, S. A., Bassett, H. H., Way, E., Mincic, M., Zinsser, K., & Graling, K. (2012). Preschoolers’ emotion knowledge: Self-regulatory foundations, and predictions of early school success. Cognition and Emotion, 26, 667–679. http://dx.doi.org/10.1080/ 02699931.2011.602049.
20. Denham, S. A., Bassett, H. H., Zinsser, K., & Wyatt, T. M. (2014). How preschoolers’ social-emotional learning predicts their early school success: Developing theory-promoting, competency-based assessments. Infant and Child Development, 23, 426–454. http://dx.doi.org/10.1002/icd.1840.
21. Diaz A., Eisenberg N., Valiente C., VanSchyndel S., Spinrad T.L., Berger R., Hernandez M. M., Silva K. M., Southworth J. (2017) Relations of positive and negative expressivity and effortful control to kindergarteners’ student–teacher relationship, academic engagement, and externalizing problems at school Journal of Research in Personality 67 3–14.
22. Dickinson, D. K., & Porche, M. V. (2011). Relation between language experiences in preschool classrooms and children’s kindergarten and fourth-grade language and reading abilities. Child Development, 82, 870–886. http://dx.doi.org/10. 1111/j.1467-8624.2011.01576.x.
23. Esther G.; Antonio H.J.; Aranzazu A.; Camino F.
(2010) Emotional regulation and executive function profiles of functioning related to the social development of children Procedia Social and Behavioral Sciences 5 2077–2081.
24. Flueckiger, L., Lieb, R., Meyer, A. H., Witthauer, C., & Mata, J. (2017). Day-to-day variations in health behaviors and daily functioning: Two intensive longitudinal studies. Journal of Behavioral Medicine, 40, 307–319. https://doi.org/10.1007/s10865-016– 9787-x.
25. Fujiki, M., Spackman, M. P., Brinton, B., & Hal, A. (2004). The relationship of language and emotion regulation skills to reticence in children with specific language impairment. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 47, 637–646.
26. Garbacz, L. L., Zychinski, K. E., Feuer, R. M., Carter, J. S., & Budd, K. S. (2014). Effects of teacher–child interaction training (TCIT) on teacher ratings of behavior change. Psychology in the Schools, 51, 850–865. http://dx.doi.org/10.1002/pits.21788.
27. Grosse, G., Streubel, B., Gunzenhauser, C., & Saalbach, H. (2019). Let’s talk about emotions: Childhood development of emotion lexicon as a semantic field. Manuscript in preparation.
28. Graziano, P. A., Reavis, R. D., Keane, S. P., & Calkins, S. D. (2007). The role of emotion regulation in children’s early academic success. Journal of School Psychology, 45, 3–19.
29. Halberstadt, A. G., & Eaton, K. L. (2002). A meta-analysis of family expressiveness and children’s emotion expressiveness and understanding. Marriage & Family Review, 34, 35–62. http://dx.doi.org/10.1300/J002v34n01_03.
30. Haskett, M. E., Stelter, R., Proffit, K., & Nice, R. (2012). Parent emotional expressiveness and children’s self-regulation: Associations with abused children’s school functioning. Child Abuse & Neglect, 36, 296–307. http://dx.doi.org/10.1016/j.chiabu.2011.11.008.
31. Havighurst, S. S., & Harley, A. (2007). Tuning into kids: Emotional.y intelligent parenting program manual. Melbourne, Australia: University of Melbourne.
32. Hestenes L. L., Kintner-Duffy V., Chen Wang Y., La Paro K., Mims S. U., Crosby D., Scott-Little C., Cassidy D. J. (2015) Comparisons among quality measures in child care settings: Understanding the use of multiple measures in North Carolina’s QRIS and their links to social-emotional development in preschool. Early Childhood Research Quarterly 30, 199–214.
33. Holodynski, M., & Friedlmeier, W. (2006). Development of emotions and emotion regulation. New York, NY: Springer Science + Business Media.
34. Holodynski, M., Hermann, S., & Kromm, H.
(2013). Entwicklungspsychologische Grundlagen der Emotionsregulation [Developmental-psychological.y foundations of emotion regulation]. Psychologische Rundschau, 64(4), 196–207.
35. Jensen B., Jensen P., Rasmussen A. W. (2017) Does professional development of preschool teachers improve children’s socio-emotional outcomes? Labour Economics 45, 26–39.
36. Kühnhausen, J., Leonhardt, A., Dirk, J., & Schmi-edek, F. (2013). Physical activity and affect in elementary school children’s daily lives. Frontiers in Psychology, 4, 1–8. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2013.00456.
37. Kyongboon Kwon, Kevin Kupzyk, Anna Benton (2018) Negative emotionality, emotion regulation, and achievement: Cross-lagged relations and mediation of academic engagement Learning and Individual Differences 67, 33–40.
38. Ku S., Feng X., Hooper E. G., Wu Q., Gerhardt M.
(2019) Interactions between familial risk profiles and preschoolers’ emotionality in predicting executive function Journal of Applied Developmental Psychology 63, 76–86.
39. Liu T., Liu X., Li D., Fangfang Shangguan, Liping Lu, Jiannong Shi (2019) Con ict control of emotional and non-emotional conficts in preadolescent children Biological Psychology 146, 107708.
40. Ludwig K., Rauch W. A. (2018) Associations between physical activity, positive affect, and self-regulation during preschoolers’ everyday lives. Mental Health and Physical Activity 15, 63–70.
41. Liao, Y., Shonkoff, E. T., & Dunton, G. F. (2015). The acute relationships between affect, physical feeling states, and physical activity in daily life: A review of current evidence. Frontiers in Psychology, 6, 1–7. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01975.
42. Larcуn-Rubio, D., Sanchez-Medina, J. A., & Prieto-Garcia, J. R. (2014). Executive function and verbal self-regulation in childhood: Developmental linkages between partially internalized private speech and cognitive flexibility. Early Childhood Research Quarterly, 29(2), 95–105. http://dx.doi.org/10.1016/j.ecresq. 2013.11.002.
43. Milojevich H.M., Haskett M.E. (2018) Longitudinal associations between physically abusive parents’ emotional expressiveness and children’s self-regulation Child Abuse & Neglect 77, 144–154.
44. Nelson N. L., Russell J. A. (2016) A facial expression of pax: Assessing children’s ‘‘recognition’’ of emotion from faces Journal of Experimental Child Psychology 141, 49–64.
45. Richardson E. A., Pearce J., Shortt N. K., Mitchell R. (2017) The role of public and private natural space in children’s social, emotional and behavioural development in Scotland: A longitudinal study. Environmental Research 158, 729–736.
46. Schatz, J. N., Smith, L. E., Borkowski, J. G., Whitman, T. L., & Keogh, D. A. (2008). Maltreatment risk, self-regulation, and maladjustment in at-risk children. Child Abuse & Neglect, 32, 972–982.
47. Schaan L., Schulz A., Nuraydin S., Bergert C., Hilger A., Rach H., Hechler T. (2019) Interoceptive accuracy, emotion recognition, and emotion regulation in preschool children International Journal of Psychophysiology 138, 47–56.
48. Silkenbeumer J. R., Schiller E., Kartner J. (2018) Co- and self-regulation of emotions in the preschool setting. Early Childhood Research Quarterly 44, 72–81.
49. Simonds J., Kieras J. E., Rueda M. R., Rothbart M.K. (2007) Effortful control, executive attention, and emotional regulation in 7–10-year-old children Cognitive Development 22, 474–488.
50. Stoica A. M., Roco M. (2013) The Role of the Emotional Intelligence in Kindergarden Children’s Development. Proedia – Social and Behavioral Sciences 78, 150–154.
51. Streubel B., Gunzenhauser C., Grosse G., Saalbach H. (2020) Emotion-specific vocabulary and its contribution to emotion understanding in 4- to 9-year-old children Journal of Experimental Child Psychology 193, 104790.
52. Tarasova K.S. (2016) Development of socio-Emotional Competence in Primary School Children. Procedia – Social and Behavioral Sciences 233,128–132.
53. Theurel A, A. Witt, J. Malsert, F. Lejeune, C. Fiorentini, K. Barisnikov, E. Gentaz (2016) The integration of visual context information in facial emotion recognition in 5– to 15-year-olds Journal of Experimental Child Psychology 150, 252–271.
54. Troshikhina E. G., Manukyan V. R. (2016) Self-esteem and emotional development of young children in connection with mothers’ parental attitudes. Procedia – Social and Behavioral Sciences 233, 357–361.
55. Unnsteinsdуttir K. The influence of sandplay and imaginative storytelling on children’s learning and emotional-behavioral development.
56. Voltmer K., von Salisch M. (2017) Three meta-analyses of children’s emotion knowledge and their school success Learning and Individual Differences 59, 107–118.
57. Widen, S. C., & Russell, J. A. (2010). Children’s scripts for social emotions: Causes and consequences are more central than are facial expressions. British Journal of Developmental Psychology, 28, 565–581.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

регуляция эмоций, распознавание эмоций, семейная среда, образовательная среда, школьная успешность