ISSN 1997-9657
       

Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Холодова О.Л. Особенности взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций: результаты пилотного исследования

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодей­ствия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций. С целью выявления типичных проблем при разрешении такого рода конфликтов были проведены анкетирование и наблюдение в шести образовательных организациях Москвы (в анкетировании участвовало 30 респондентов, педагогов и руководителей дошкольных отделений).

Методика проведения анкетирования. Для проведения анкетирования была разработана анкета, в которой использован материал Этического кодекса работников дошкольного образования Сингапура, переведенный и адаптированный авторами. В процессе анкетирования участникам для анализа было предложено 14 проблемно-противоречивых ситуаций, а также предлагалось привести примеры этических дилемм из собственной практики работы в детских садах. В общей сложности было получено описание 25 ситуаций.

Методика проведения наблюдения. Наблюдение проводилось в 8 дошкольных группах разных образовательных организаций с использованием Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R) по параметрам, касающимся взаимодействия.

Ключевые результаты и выводы. Выявлены и описаны в общем виде характерные особенности разрешения противоречивых с этической точки зрения ситуаций, а именно: при анализе предложенных этических дилемм респонденты скорее отстаивают правоту одной из конфликтующих сторон, чем предлагают решение, учитывающее противоположные интересы; предлагая решения проблемных ситуаций, респонденты практически не апеллируют к профессиональным ценностям; у опрошенных педагогов доминирует желание исчерпать конфликт «здесь и сейчас» командно-авторитарным способом, а не обустраивать диалог разных точек зрения; доминирует резко отрицательное отношение к конфликтам. Конфликт воспринимается не как естественный компонент рабочего образовательного процесса, а обязательно как свидетельство ошибки педагога, родителя или ребенка. Следовательно, преобладает установка «избегать конфликтов любым способом» или замалчивать имеющиеся, что скорее приводит к росту конфликтогенности взаимодействия, чем к повышению продуктивности коммуникации.

Фрагмент статьи

Введение

Любой взрослый, работающий в детском саду, будь то педагог или представитель администрации, каждый день неизбежно сталкивается с конфликтными противоречивыми ситуациями, как во взаимодействии с детьми и их родителями, так и внутри коллектива. Однако, если в других профессиональных областях способ разрешения сложных с этической точки зрения ситуаций, по сути, является личным делом каждого человека, то в образовательной организации, тем более при работе с маленькими детьми, любое взаимодействие становится содержанием образования и воспитания. Дети намного прочнее усваивают те способы коммуникации, в том числе разрешения конфликтов и разногласий, которые демонстрируются взрослыми на практике, чем те, которые проговариваются вслух. Фундаментальные работы, посвященные развитию морального суждения у детей, принадлежат Ж. Пиаже (Пиаже, 2006) и Л. Кольбергу (Kohlberg, 1973). Также проблемами морально-нравственного развития дошкольников занимаются многие зарубежные (Fiedler, Van Haren, 2009; French-Lee, Dooley, 2015; Goodman, 2008; Rodd, Clyd, 1990; Хармс, Клиффорд, Крайер, 2016) и отечественные (Алиева, 2016; Бочарова, 2012; Веракса, 2014; Гармаев, 1998; Головина, 2013; Коджаспирова, Коджаспиров, 2003; Корепанова, 2015; Куприна, Масленникова, 2015; Манулина, 2012; Недосека, 2011; Новикова, 2015; Орехова, 2016; Сиденко, 2011; Собкин, 2016; Суворова, Шалина, Подоплелова, 2016; Сухова, Зубенко, 2012; Цвык, 2014; Юдина, 2003) авторы.

Следует отметить также, что неэтичное, унижающее, манипулирующее общение оказывает глубинное воздействие на психическое развитие ребенка, приводя к нарушению самооценки, уровня притязаний, мотивации к общению и обучению, гипертревожности, целому спектру соматических заболеваний.

Этими обстоятельствами обусловлено появление во многих странах мира так называемых этических кодексов специалистов по раннему развитию детей, регулирующих взаимодействие в сложных с этической точки зрения ситуациях. Как правило, в документах такого плана прописаны ключевые профессиональные ценности и принципы, которыми должен руководствоваться педагог. Также многие из них снабжены подробным руководством с разбором конкретных ситуаций о том, что делать, если несколько ценностей вступает в конфликт и приходится иметь дело с так называемой этической дилеммой.

К настоящему моменту, во многом в связи с тем, что за дошкольным образованием закреплен статус «уровня образования» и вступил в силу соответствующий ФГОС, российская система дошкольного образования, с нашей точки зрения, достигла того этапа, когда появление профессионального этического кодекса дошкольного работника является острой необходимостью. Сегодня многие детские сады разрабатывают и принимают свои кодексы, закрепляя их локальными актами (ГБОУ «Школа № 734 “Школа самоопределения”»; Журавлева, 2014; Кодекс этики и служебного поведения работников МБДОУ детского сада «Звездочка» г. Аркадака; Эти­че­ский кодекс педагогов МДОУ детский сад «Орленок»). Однако нам кажется, что появление общего кодекса, где были бы закреплены ценности и принципы, признаваемые важными для всего сообщества специалистов по развитию в раннем и дошкольном возрасте, оказало бы позитивное влияние как на статус профессии, так и на профессиональное самосознание педагогов.

На предварительном этапе разработки варианта такого этического кодекса нами было проведено качественное исследование особенностей взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста в сложных с этической точки зрения ситуациях. В целях выявления типичных проблем этического характера, которые возникают в процессе взаимодействия: детей и педагогов, внутри педагогического коллектива, педагогов и родителей – были проведены анкетирование и наблюдение.

Исследование проводилось в 6 образовательных организациях разных административных округов города Москвы, реализующих программы дошкольного образования (30 респондентов, воспитателей и представителей администрации детских садов г. Москвы).

Список литературы

1. Алиева М.Г. Нравственность против ошибок в системе образования // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации материалы IX Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. – 2016. – С. 264–267.
2. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998.
3. Бочарова Ю.Ю. Профессиональное сознание, профессиональное поведение, профессиональная деятельность: о предмете практического обучения (сравнительный анализ зарубежных руководств по практике) // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – №4. – Т.3. – С. 75–79.
4. Веракса Н.Е. Современное дошкольное образование и проблема соотношения натурального и культурного в детском развитии // Нижегородское образование. – 2014. – №3. – С. 56–60.
5. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного развития ребенка. – Решма, 1998. – 128 с.
6. Головина М.Ф. и др. Детский сад, живущий жизнью детей, или Опыты переходов за границы известного. – СПб.: образовательные проекты, Агентство образовательного сотрудничества, 2013. – 176 с.
7. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 734 “Школа самоопределения”» (официальный сайт) URL: http://cog734.mskobr.ru/ (дата обращения: 14.10.2016)
8. Журавлева Л.В. Общий камертон и некоторые шедевры: Истории про больших и маленьких в детском саду. – СПб: Образовательные проекты, Агентство образовательного сотрудничества, 2014. – 144 с.
9. Кодекс этики и служебного поведения работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Звездочка» г. Аркадака. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/17/kodeks-etiki-i-sluzhebnogo-povedeniya-rabotnikov-mbdou (дата обращения: 14.10.2016)
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
11. Корепанова М.В. Роль моральных суждений в нравственном развитии ребенка-дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т.11. – С. 1–5. URL: http://e-koncept.ru/2015/95117.htm.
12. Куприна Н.Г., Масленникова С.Ф. Современные подходы к содержательной разработке понятий «нравственность» и «мораль» // Современные проблемы науки и образования. –
2015. – №4. – С. 77.
13. Манулина О.И. Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/11/13/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-obshchenie (дата обращения: 14.10.2016)
14. Недосека О.Н. О психологических особенностях профессионального поведения воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное воспитание. – 2011. – №5. – С. 84–87.
15. Новикова С.А. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему морально-нравственного развития дошколь­ников // Педагогическое мастерство и педа­гогические технологии. – 2015. – №1(3). – С. 231–234.
16. Образовательные пространства дет­ского сада / Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. –
М., СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 272 с.
17. Орехова Т.Ф. Речь учителя как фактор здоровьесбережения // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: Материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 10–11 ноября 2016 г. / Под науч. ред. З.И. Тюмасевой. – Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. – С. 113–115.
18. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. – М.: Академический проект, 2006.
19. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №4. – С. 41–44.
20. Собкин В.С. К вопросу о профессиональной позиции воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 46–56.
21. Суворова О.В., Шалина А.А., Подо­плелова Н.М. Субъектные предпосылки духовно-нравственного развития старших дошкольников // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №5. – С. 213.
22. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Педагогическая этика (словарь-справочник): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Экон-информ, 2012. – 309 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки №1155 от 17.10.2013 года) [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения: 11.03.2017)
24. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. – М.: Национальное образование, 2016. – 130 с.
25. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: Учебное пособие. Изд. 3-е. – М.: РУДН, 2014. – 288 с.
26. Этический кодекс педагогов Муниципального дошкольного образовательного учреждения-детский сад «Орленок» / Под ред. Щ.Н. Аникиной // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/01/27/eticheskiy-kodeks-pedagoga-dou (дата обращения: 14.10.2016)
27. Юдина Е.Г. Исследование профессионального сознания педагогов педагогических училищ (дошкольные отделения) // Психологическая наука и образование. – 2003. –
№2. – С. 1–13.
28. A Code for Ethics for people Working with Children and Young People: FICE – bulletin. (1998).
29. Cameron H. (2005) Asking the tough questions: a guide to ethical practices in interviewing young children. Early Child Development and Care. 6, 597–610.
30. Code of Ethics and Standards of Practice (2011). College of Early Childhood Educators. [Electronic resource] URL: https://www.college-ece.ca/en/Documents/Code%20of%20Ethics%20and%20Standards%20of%20Practice%202013.pdf#search=Code%20of%20Ethics%20and%20Standards%20of%20Practice (дата обращения: 14.10.2016)
31. Code of Ethics Handbook for Early Childhood Professionals An essential companion for daily practice: December 2015 [Electronic resource] URL: www.aeces.org (дата обращения: 16.10.2016)
32. EECERA Ethical Code for Early Childhood Researchers – revised version 1.2: May 2015 [Electronic resource] URL: http://www.eecera.org/custom/uploads/2016/07/EECERA-Ethical-Code.pdf (дата обращения: 14.10.2016)
33. Ethics for early childhood educators. The Danish Union of Early Childhood. [Electronic resource] URL: http://bupl.dk/iwfile/BALG-9Z2H8V/$file/Ethics_for_Early_Childhood_Educators_2015.pdf (дата обращения: 14.10.2016)
34. Fiedler C.R., Van Haren B. (2009). A Comparison of Special Education Administrators’ and Teachers’ Knowledge and Application of Ethics and Professional Standards. The Journal of Special Education, 3, 160-173.
35. French-Lee S., Dooley C.M. (2015). An Exploratory Qualitative Study of Ethical Beliefs Among Early Childhood Teachers. Early Childhood Education Journal, 43, 377–384.
36. Goodman J.F. (2008) The interpretation of children’s needs at home and in school, Ethics and Education, 1, 27–40.
37. Kohlberg L. (1973) The Claim to Moral Adequacy of a Highest Stage of Moral Judgment. The Journal of Philosophy, 70 (18), 630–646.
38. NAEYC. Code of Ethical Conduct. Supplement for Early Childhood Program Administrators. [Electronic resource] URL: http://www.naeyc.org/files/naeyc/file/positions/PSETH05_supp.pdf (дата обращения: 14.10.2016)
39. Palaiologou I. (2014) Do we hear what children want to say? Ethical praxis when choosing research tools with children under five. Early Child Development and Care, 5, 689–705. [Electronic resource] URL: http://dx.doi.org/10.1080/03004430.2013.809341 (дата обращения: 14.10.2016)
40. Rodd J., Clyd M. (1990) Ethical dilemmas of the Childhood Professional: a comparative study. Early childhood Research Quarterly, 5, 461-474.
41. The Victorian Teaching Professional Code of Conduct. [Electronic resource] URL: http://www.vit.vic.edu.au/ (дата обращения: 14.10.2016)

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

этическая дилемма, детско-взрослое взаимодействие, разрешение конфликтов, этический кодекс, моральное суждение