Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Шиян И.Б. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт Швеции и Германии

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор особенностей систем независимой оценки качества дошкольного образования Швеции и Германии. Особое внимание уделяется роли учредителя детского сада в организации экспертизы работы и обучении управленцев и воспитателей, а также использованию стандартизированных шкал оценивания (KES-R и KRIPS-R, являющихся переработанными вариантами шкалы ECERS). Шведская и немецкая системы оценки качества дошкольных образовательных организаций, несмотря на специфические образовательные условия, например, децентрализацию контроля над детскими садами, могут послужить интересным примером для отечественных специалистов. Международный опыт показывает, что внешняя оценка качества со стороны учредителей может сочетаться как с независимой оценкой, проводимой специальным экспертным сообществом, так и с самооцениванием организаций. При наличии выработанных экспертным сообществом содержательных приоритетов и представлений о качестве, в том числе на основании анализа международных стандартизированных шкал оценивания, руководитель детского сада может применить наиболее удобную на данный момент процедуру мониторинга, получая широкий спектр возможностей для улучшения образовательной среды в саду.

Фрагмент статьи

Опыт таких стран, как Финляндия, Швеция, Дания, в сфере улучшения качества образования является наиболее трудно анализируемым и сложно переносимым не только на российскую почву, но и вообще за пределы этих государств. Сила этих систем – в огромной роли инициативы и личной ответственности учредителя образовательной организации, которым может быть и муниципалитет, и церковь, и местное сообщество, даже библиотека или музей. Значительное количество полномочий по поддержке и контролю качества отдано на места, но вместе с тем государство предъявляет очень высокие стартовые требования к профессионализму работающих с детьми взрослых.

Опыт Германии, в свою очередь, интересен тем, насколько скрупулезно и педантично в этой стране выстроена сама процедура оценки с помощью универсальных шкал наблюдения, как прописаны регламенты и готовятся эксперты.

Швеция: контроль качества в ведении учредителя

В Швеции правительство определяет национальные цели и принципы системы образования, а за конкретное их исполнение отвечают муниципалитеты. Даже если детский сад подчиняется руководству муниципалитета, он должен работать согласно национальному образовательному стандарту. Частные детские сады также не должны отклоняться от стандарта, и плата за посещение не должна быть выше, чем в государственных учреждениях. Оба типа детских садов получают государственные субсидии, и оба несут ответственность и контролируются Национальным управлением образования. Муниципалитеты должны иметь план образования, который утверждается органами местного самоуправления, и определять, как будет развиваться местная образовательная система. Каждый детский сад имеет также свой план действий, описывающий, как национальные цели и задачи муниципального плана должны быть достигнуты. В личную ответственность дошкольного учреждения входит содержание и структура работы администрации и воспитателей. Ответственность за развитие и совершенствование системы обучения и воспитания также лежит на детских садах. Муниципалитеты же обязаны предоставлять данные, касающиеся воспитания и ухода за детьми дошкольного возраста, а также принимать участие в оценке деятельности этих учреждений (Шиян О.А., 2013).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Загвоздкин В.К. Зарубежный опыт оценки, улучшения и сертификации педагогического качества детских садов (на примере Германии) // Дошкольное образование. – 2010. – С. 7–10.
2. Шеридан С. Применение шкал ECERS для оценки качества образования и кросс-культурных исследований в Швеции // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №7. – С. 18–20.
3. Шеридан С. Нужно оценивать не детей, а качество дошкольного образования //Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №5. – С. 26–28.
4. Шиян. О.А. О достоинствах стандарта дошкольного образования Швеции // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №6. – С. 74–75.
5. Яценко И.А. Становление систем экспертного измерения и развития качества деятельности дошкольных учреждений в ФРГ // Дошкольное воспитание. – 2012. – №9. – С. 108–114.
6. Яценко И.А. Экспертно-диагностическое измерение качества дошкольного образования в детских садах ФРГ: анализ теоретических и прикладных аспектов // Дошкольное воспитание. – 2013. – №11. – С. 110–115.
7. Diskowski D. (2006). Integrierte Bildungssteuerung in der Kindertagesbetreuung. Ein Ansatz. KINDER 2006, Heft 12, und KiTa aktuell MO 2006, Heft 12. http://www.kindergartenpaedagogik.de/1646.html
8. Engdahl I. Implementing a National Curriculum in Swedish Preschools. International Journal of Early Childhood Education (2004), 10(2), 53–78.
9. Gunnarsson L., Martin Korpi B., Nordenstam U. (1999) Early childhood education and care policy in Sweden. http://www.oecd.org/education/school/2479039.pdf
10. Haris Helm J. Early childhood building blocks. Best practices in assessment in early childhood education. http://rec.ohiorc.org/orc_documents/orc/recv2/briefs/pdf/0012.pdf
11. Kцnig A. (2007) Dialogisch-entwickelnde Interaktionsprozesse als Ausgangspunkt fьr die Bildungsarbeit im Kindergarten. Ausgabe, Jahrgang 4 Ausgabe 1.
http://bildungsforschung.org/index.php/bildungsforschung/article/viewFile/54/57
12. Meisels, Samuel J., & Atkins-Burnett, Sally. (2005). Developmental screening in early childhood: A guide (5th ed.). Washington, D.C.: National Association for the Education of Young Children.
13. Nusche D., Halasz G., Looney J. (2011). OECD Reviews of evaluation and assessment in education. Sweden. https://www.oecd.org/sweden/47169533.pdf
14. Shillady, Amy. (2004). Choosing an appropriate assessment system. Beyond the Journal. Washington, D.C: National Association for the Education of Young Children. http://www.journal.naeyc.org/btj/200401/shillady. pdf.
15. Taguma M., Litjens I., Makowietcki K. (2013) Quality matters in early chuldhood education and Care: Sweden. https://www.oecd.org/edu/school/SWEDEN%20policy%20profile%20-%20published%2005-02-2013.pdf
16. Textor M.R. (2005) Forschungsergebnisse zur Effektivitдt frьhkindlicher Bildung: EPPE, REPEY und SPEEL. http://www.kindergartenpaedagogik.de/1615.html
17. Ozar M. (2012). Curruculum of preschool education: swedish approach. International Journal of Business and Social Science Vol. 3 No. 22 [Special Issue]
18. Wyse D., Hayward L., Pandya J. The Sage handbook of Curriculum, Pedagogy and Assessment. Volume 1. https://books.google.com.cy/books?id=Q3Q0CwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false
19. Educational policy outlook. Germany. April, 2014. http://www.oecd.org/edu/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK%20GERMANY_EN.pdf
20. European Commission/EACEA/Eurydice/Eurostat, 2014. Key Data on Early Childhood Education and Care in Europe. 2014 Edition. Eurydice and Eurostat Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

внешняя система оценки качества, развитие дошкольного образования, международный опыт, Швеция, Германия, шкала ECERS