ISSN 1997-9657
       

Белолуцкая А.К., Ле-ван Т.Н., Крашенинников-Хайт Е.Е., Смирнова Д.С., Шиян И.Б. Зарубежные модели независимой оценки качества дошкольного образования: опыт США и Сингапура

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор систем внешней независимой оценки качества дошкольного образования США и Сингапура. Особое внимание уделено особенностям работы американской Ассоциации образования детей раннего возраста (NAEYK), а также таких программ, как STARS (Пенсильвания, США) и SPARK (Сингапур). Ключевыми характеристиками внешней оценки качества в указанных странах являются: добровольность, наличие PR-составляющей (так, чтобы родители понимали, как ориентироваться в многообразии детских садов), поддержка лидерских качеств и обучение управленцев внутри организаций, использование стандартизированных шкал экспертизы (например, ECERS-R), признанных международным сообществом и ориентированных на оценку средовых показателей, а не детских результатов. Таким образом, рассмотренные нами зарубежные практики организации оценки качества дошкольного образования вносят вклад в понимание продуктивных направлений становления отечественной системы независимой экспертизы дошкольного образования на этапе внедрения новых нормативно-правовых
основ и актуализации социального заказа на высокое качество образовательных услуг.

Фрагмент статьи

Безусловным достижением последних лет в сфере повышения качества дошкольного образования в Российской Федерации является введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), основанного на принципах поддержки детской инициативы, создания атмосферы сотрудничества в детско-взрослом коллективе, построения образовательной среды на основе индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка. Также необходимо отметить, что в настоящий момент в российском обществе, особенно в крупных городах, наблюдается изменение характера спроса на образовательные услуги для детей дошкольного возраста. Территориальная доступность остается ключевым критерием для выбора детского сада, однако все чаще семьи начинают обращать внимание на качество образовательных услуг. В первую очередь это связано с тем, что в последнее время были предприняты существенные усилия по ликвидации очередей в детских садах, следовательно, услуга стала более доступной, и значительная часть семей получила возможность выбора программы и условий, которые наилучшим образом подходят именно их ребенку. Возросшие требования к качеству со стороны родителей обусловлены также диверсификацией структуры предложения: на рынке появилось большое количество коммерческих центров, занимающихся детским развитием и предлагающих весьма разнообразный выбор занятий; постепенно оформляется сеть частных детских садов; в свободном доступе находится информация о разнообразных зарубежных подходах к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Совокупность указанных факторов обусловливает необходимость качественных изменений в российской системе дошкольного образования, однако их направление и успешность существенно зависят от того, насколько точно и надежно удастся выявить слабые места существующей широкой практики работы детских садов. Именно выявление таких точек приложения усилий всех действующих агентов изменений (ведомства, муниципалитетов, самих образовательных организаций, родителей), влияние на которые приведет к максимально системным сдвигам в отношении качеств образовательных услуг, является основной задачей внешней (независимой) оценки качества дошкольного образования в России на сегодняшний день. Не менее важная задача – работа с представлениями родительского сообщества о том, что такое качество дошкольного образования. Не являясь специалистами в области современных программ дошкольного образования, развивающей среды детского сада, особенностей детско-взрослой коммуникации, нацеленной на сотрудничество, родители, как правило, впадают в крайности: или ориентируются исключительно на опыт своего детства и требуют от образовательной организации соответствия нормам двадцати-тридцатилетней давности, что, естественно, тянет систему назад, а не вперед. Или, наоборот, отрицают все достижения, выросшие на отечественной почве, и требуют соответствия т.н. «западным образцам», что также невозможно по объективным причинам.

В частности потому, что в мире нет единых, раз и навсегда устоявшихся канонов качества и, соответственно, его оценивания.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Оценка качества дошкольного образования: зарубежный опыт // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №3. – С.22-31.
2. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №5 – С. 68-78.
3. Bautista, A., Wong, J., & Gopinathan, S. (2015). Teacher professional development in Singapore: Depicting the landscape. Psychology, Society and Education, 7(3), P. 311-326.
4. Bautista, A., Ortega-Ruнz, R. (2015). Teacher professional development: International perspectives and approaches. Psychology, Society and Education, 7(3), P. 240-251.
5. Betty J. (2003). Preparation of Teachers, International Context. /http://education.stateuniversity.com/pages/1927/Early-Childhood-Education.html
6. Dimmock, C., &Tan, C.Y. (2013). Educational leadership in Singapore. Journal of Educational Administration, 51(3), P.320-340. doi: http://dx.doi.org/10.1108/09578231311311492
7. Gopinathan, S. (2012). Fourth way in action? The evolution of Singapore’s education system. Educational Research for Policy and Practice, 11(1), P.65-70. doi: http://dx.doi.org/10.1007/s10671-011-9117-6
8. Hairon, S. (2006). Action research in Singapore education: constraints and sustainability. Educational Action Research, 14(4), P.513-523. doi: 10.1080/09650790600975684
9. Harcourt D.S. (2008). Constructing ideas and theories about quality: the accounts of young children in two early childhood classrooms in Singapore. http://eprints.qut.edu.au/16658/1/Deborah_Sue_Harcourt_Thesis.pdf
10. Honig, A.S., & Lim, S.E.A. (2013). Bilingualism, language, learning, stories, and reading skills among children in four Asian countries. Early Child Development and Care, 183(10), P.1355–1507.
11. Ellis, N.J., &Armstrong, A.C. (2013). How context shapes practitionerre search and professional learningin schools in Singapore and NSW. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 44(3), 435-454. doi: 10.1080/03057925.2013.767674.
12. Peng Ch.F. (2011). Children learning through play: perspectives and practices of early childhood educators in Singapore preschools serving children aged four to six years// https://lra.le.ac.uk/bitstream/2381/10119/1/2011chenfpedd.pdf
13. Singapore Early Childhood Care and Education (ECCE) programmes (2006). Compiled by: UNESCO International Bureau of Education (IBE) Geneva, (Switzerland). http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001472/147238e.pdf
14. Sharpe, P. (2000). Features of preschool education in Singapore. In C. Tan-Niam& M.L. Quah (Eds.), Investing in our future: The early years. Singapore: McGraw Hill Book Co. P.123-128.
15. Wright R.W. (2010). Multifaceted Assessment for Early Childhood Education. Sage Publications, Inc. P. 331.
16. http://papromiseforchildren.com/choose-a-quality-program/stars-levels/
17. http://www.dhs.pa.gov/cs/groups/webcontent/documents/communication/p_003035.pdf
18. https://www.ecda.gov.sg/
19. https://oldweb.naeyc.org/academy/standards/standard2/
20. http://www.ipcpreschools.com/

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

внешняя система оценки качества, развитие дошкольного образования, международный опыт, США, Сингапур, шкала ECERS