ISSN 1997-9657
       

Брейве C. Диалектическое сотворчество ученик–учитель в создании зоны ближайшего развития: на примере математики в детском саду

№3 2021 Брейве C. Диалектическое сотворчество ученик–учитель  в создании зоны ближайшего развития: на примере математики в детском саду
Аннотация

Данная статья представляет собой тематическое исследование, в котором изучается совместное создание зоны ближайшего развития (ЗБР) при обучении математике в норвежском детском саду. Для отражения сложности преподавания и изучения математики в детском саду в исследовании используются качественные методы в рамках парадигмы интерпретации. Полученные данные показывают, как пятилетняя девочка и воспитатель детского сада совместно создают ЗБР, расширяя возможности действий друг друга, и как это совместное создание основывается на взаимном доверии и ответственности. Полученные результаты дают представление, как можно расширить возможности математического обучения в детском саду. Исследование демонстрирует важность внимания к вкладу детей и прежде всего доверия к способностям детей брать на себя ответственность за осуществление математической педагогической деятельности.

Фрагмент статьи

Введение

Зона ближайшего развития (ЗБР) – одно из наиболее известных понятий, введенных Л.С. Выготским (1987). Это понятие часто цитировалось, интерпретировалось и развивалось. Чтобы понять ЗБР, эту концепцию необходимо интерпретировать и понимать в связи с общим взглядом Выготского на психическое развитие (Levykh, 2008; Meira and Lerman, 2009; Valsiner and van der Veer, 1993; Veresov, 2004; 2017; Wells, 1999; Wertsch, 1984). Однако, следуя методологии Выготского о соотнесении знаний с их историко-культурным окружением, ЗБР необходимо соотносить с современными взглядами и эмпирическими данными (Meira and Lerman, 2009). Именно это я и попытаюсь сделать в данной статье, применив концепцию к эмпирическому примеру, основанному на моем общем понимании культурно-историче­ских и диалектических взглядов Выготского.

Совместное создание ЗБР и «объединение»

Концептуальные представления о ЗБР изменились от взгляда на нее как на атрибут отдельного человека к взгляду, что ЗБР – это коллективный процесс (John-Steiner, 2000; Levykh, 2008) или коллективное «пространство» (Hussain, Monaghan, and Threlfall, 2013; Abtahi, Graven, and Lerman, 2017; Mercer, 2000; Roth and Radford, 2011). Хотя некоторые ученые считают ЗБР коллективным пространством, у них разные подходы к тому, что значит «коллективное». Мерсер (Mercer, 2000) рассматривает ЗБР как часть реальной деятельности, где оба участника (учитель и ученик) вносят свой вклад в ее создание. Однако основное внимание по-прежнему уделяется асимметричным отношениям между участниками: учителем (более осведомленным) и учеником (менее осведомленным).

С другой стороны, Гус, Гэлбрейт и Реншоу (Goos, Galbraith, Renshaw, 2002) утверждают, что ЗБР имеет двусторонний характер, поскольку учитель и ученик всегда перенимают идеи друг друга. Вместо того чтобы рассматривать учебно-педагогическую деятельность как взаимодействие эксперта и новичка, они переходят к взаимодействию с равным статусом.

Точно так же Зак и Грейвс (Zack and Graves, 2002) подчеркивают, что и учитель, и дети учатся в ситуациях решения проблем, и приводят доводы в пользу концепции ЗБР как интеллектуального пространства, в котором знания и идентичность детей и учителя формируются и трансформируются в процессе взаимодействия.

Некоторые ученые расширили понятие «более знающий другой», включив в него артефакты. В своем исследовании возникновения ЗБР во взаимодействии между 5-летней девочкой, ее матерью и пультом дистанционного управления Абтахи, Гравен и Лерман (Abtahi, Graven, Lerman, 2017) предполагают, что ЗБР следует рассматривать как разнонаправленный, а не двунаправленный процесс.

Исследование показывает, как роль более осведомленного другого перемежается между ребенком, артефактом и взрослым. Мейра и Лерман (Meira and Lerman, 2009) исследуют возникновение и поддержание ЗБР с участием 2,5-летнего мальчика Педро и воспитателя дет­ского сада (ВД) в яслях. В статье ЗБР рассматривается как постоянно возникающая семиотическая область, участники которой являются учениками и учителями друг друга.

Данное исследование основано на взгляде Рот и Рэдфорд (Roth and Radford, 2011) на ЗБР как на симметричную область. Как и во многих вышеупомянутых исследованиях, в их статье утверждается, что оба участника учатся в процессе преподавания-обучения, и поэтому ЗБР следует рассматривать как симметричное пространство. Рот и Рэдфорд (2011) показывают, как ЗБР возникает из совместной деятельности учителя и ученика четвертого класса, решающего задачу по алгебре. В статье показано, как ЗБР возникает и является частью самой деятельности, где участники посредством собственных конкретных действий совместно работают над расширением возможностей деятельности друг друга.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Abtahi, Y., M. Graven, and S. Lerman. 2017. “Conceptualising the More Knowledgeable Other Within a Multi-Directional ZPD.” Educational Studies in Mathematics 96 (3): 275–287.
2. Goos, M., P. Galbraith, and P. Renshaw. 2002. “Socially Mediated Metacognition: Creating Collaborative Zones of Proximal Development in Small Group Problem Solving.” Educational Studies in Mathematics 49 (2): 193–223.
3. Hussain, M. A., J. Monaghan, and J. Threlfall. 2013. “Teacher-Student Development in Mathematics Classrooms: Interrelated Zones of Free Movement and Promoted Actions.” Educational Studies in Mathematics 82 (2): 285–302.
4. John-Steiner, V. 2000. Creative Collaboration. New York: Oxford University Press.
5. Levykh, M.G. 2008. “The Affective Establishment and Maintenance of Vygotsky’s Zone of Proximal Development.” Educational Theory 58 (1): 83–101.
6. Martinovic, V. Freiman, and Z. Karadag, 141–162. New York: Springer.
7. Meira, L., and S. Lerman. 2009. “Zones of Proximal Development as Fields for Communication and Dialogue.” In Challenges and Strategies for Studying Human Development in Cultural Contexts, edited by C. Lightfoot, and M. Lyra, 199–219. Rome: Firera Publishing.
8. Mercer, N. 2000. Words and Minds: How We Use Language to Think Together. London: Routledge.
9. Radford, L. 2013. “Sensuous cognition.” In Visual mathematics and cyberlearning, edited by D.
10. Radford, L. 2014. “On Teachers and Students: An Ethical Cultural-Historical Perspective.” In Proceedings of the 38th Conference of the International Group for the Psychology of Mathematics Education, edited by P. Liljedahl, C. Nicol, S. Oesterle, and D. Allan, 1–20. Vancouver, Canada: PME.
11. Radford, L., and W. M. Roth. 2011. “Intercorporeality and Ethical Commitment: An Activity Perspective on Classroom Interaction.” Educational Studies in Mathematics 77 (2-3): 227–245.
12. Radford, L., J. Marin-Tamayo, and
A. Simbagoye. 2018. Bienкtre, rйsilience, intelligence йmotionnelle. Rapport de Recherche. Sudbury: Universitй Laurentienne.
13. Roth, W. M., and L. Radford. 2011. A Cultural-Historical Perspective on Mathematics Teaching and Learning. Rotterdam: Sense.
14. Valsiner, J., and J. van der Veer. 1993. “The Encoding of Distance: The Concept of the “Zone of Proximal Development” and Its Interpretations.” In The Development and Meaning of Psychological Distance, edited by R. R. Cocking, and K. A. Renninger, 35–62. Hillsdale, NJ: Lawrence-Erlbaum.
15. Veresov, N. 2004. “Zone of Proximal Development (ZPD): The Hidden Dimension?” In Sprеk som kultur – brytningar i tid och rum [Language as Culture –
Tensions in Time and Space], edited by A. L. Ostern, and R. Heila-Ylikallio, 13–30. Vasa: Еbo Akademi.
16. Veresov, N. N. 2017. “ZBR and ZPD: Is There a Difference?” Cultural-Historical Psychology 13 (1): 23–36.
17. Vygotsky, L. S. 1987. “Thinking and Speech.” In The Collected Works of L.S. Vygotsky, edited by R.W. Rieber, and A. S. Carton, 37–285. New York: Plenum Press.
18. Wells, G. 1999. Dialogic Inquiry: Towards a Socio-Cultural Practice and Theory of Education. Cambridge: Cambridge University Press.
19. Wertsch, J. V. 1984. “The Zone of Proximal Development: Some Conceptual Issues.” New Directions for Child and Adolescent Development 8 (23): 7–18.
20. Zack, V., and B. Graves. 2002. “Making Mathematical Meaning Through Dialogue: “Once You Think of it, the Z Minus Three Seems Pretty Weird”.” Educational Studies in Mathematics 46 (1): 229–271.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

совместная деятельность, детский сад, математика, преподавание и обучение, объединение, зона ближайшего развития