ISSN 1997-9657
       

Бриджит Хамрэ: «Взаимодействие между педагогами и детьми является основным механизмом, посредством которого дети учатся и развиваются»

№1 2019 Бриджит Хамрэ: «Взаимодействие между педагогами  и детьми является основным механизмом, посредством  которого дети учатся и развиваются»
Полный текст

– Какова история разработки и развития методики CLASS?

– CLASS был разработан и утвержден в ходе двух крупных научных исследований: исследования раннего детства и подросткового возраста (1991–2007 годы), в которых изучался опыт обучения детей в условиях раннего образования в начальных школах по всей территории США; а также исследования Национального центра раннего развития и обучения (NCEDL), которое изучило качество финансируемых государством дошкольных программ в 11 штатах, в том числе 671 класса с более чем 2400 воспитанниками детских садов.

Эффективность методики CLASS как инст­румента изучения качества обучения была подтверждена более чем 200 исследованиями, в которых участвовали тысячи классов и десятки тысяч учащихся разных возрастных категорий, от младенчества до средней школы.

– Чем CLASS отличается от других методик оценки детских групп и компонентов качества образования? Каковы очевидные преимущества CLASS по сравнениюс другими методами?

– В отличие от других инструментов оценки, которые фокусируются на структурных аспектах обучения (например, учебная среда, материалы, учебная программа), CLASS направлен на качество самого процесса – он ориентирован на то, что педагоги делают с предоставленными материалами и учебной программой. CLASS основан на предположении, что эффективные педагоги лучше вовлекают учащихся в процесс обучения и удерживают их вовлеченность, что, в свою очередь, приводит к лучшим учебным результатам. CLASS объективно определяет и оценивает различные аспекты взаимодействия, которые влияют на обучение детей, такие как чуткость педагога и качество обратной связи. Одним из преимуществ CLASS является то, что он напрямую измеряет то, что педагоги делают каждый день. Благодаря этому CLASS дает представление о значительном профессиональном развитии педагогов. Дополнительным преимуществом является исследовательская база, демонстрирующая, что CLASS успешно прогнозирует положительные результаты развития и успеваемости детей.

– Как вы понимаете методологию CLASS и ее современное развитие?

– CLASS основан на теории развития и исследованиях, которые показывают, что взаимодействие между педагогами и детьми является основным механизмом, посредством которого дети учатся и развиваются. Область эмоциональной поддержки основана на теории привязанности и понимании того, что дети, которые мотивированы и взаимодействуют с другими детьми в первые годы обучения в школе, гораздо чаще достигают больших успехов как в социальной, так и в учебной областях.

Организация занятий в группе основана на исследованиях психологов, изучающих, как дети развивают навыки саморегуляции, работах экологических психологов, изучающих, в какой степени эти навыки определяются факторами окружающей среды, и конструктивистских теориях, исследующих, как лучше всего осуществляется обучение детей. Наконец, теоретическая основа концептуализации поддержки обучения в CLASS исходит, прежде всего, из исследований когнитивного и языкового развития детей, а также исследований метапознания.

– Насколько популярна методика CLASS сегодня? Знаете ли вы, как часто она используется в исследованиях и в каких странах? Каковы наиболее яркие результаты?

– CLASS используется во всех 50 штатах США. В частности, Федеральное ведомст­во Head Start, ведущая дошкольная программа по борьбе с бедностью в США, приняло CLASS в качестве инструмента мониторинга. Аналогичным образом, большое количество государственных программ США, направленных на улучшение раннего образования, присмотра и ухода, также включают CLASS в качестве инст­румента измерения качества. На международном уровне CLASS используется в 43 странах, включая государства Южной Америки, Европы и Азии. CLASS был одобрен для использования в таких разных по системе образования странах, как Австралия, Чили, Китай, Финляндия и Израиль и др.

Наиболее впечатляющими результатами примерно 200 исследований является то, что качество взаимодействия между преподавателем и учащимся является основным показателем успеваемости учащихся как с точки зрения социально-эмоционального развития, так и учебного роста.

– Как мы понимаем, CLASS ранее не использовался в России. Что бы вы могли порекомендовать относительно возможностей CLASS по развитию качества образования?

– Хотя CLASS не использовался в России, он применялся в рамках исследования, проведенного в Кыргызстане (2015–2017 гг.). Это исследование, Кыргызский проект раннего образования (KEEP), проводилось совместно Министерством образования Кыргызстана, Всемирным банком и Центральным университетом Вирджинии (США). Его цель состояла в том, чтобы лучше понять опыт детей в младших классах и предоставить предложения относительно принципов и обеспечения улучшения общего обучения и развития детей.

Международные исследователи продемонстрировали, что показатели эффективного обучения, измеряемые CLASS, применимы в разных культурах. Профессиональное развитие на основе CLASS было успешно реализовано в ряде международных организаций. Как отмечалось ранее, CLASS напрямую связан с практикой педагогов. Как таковой он может быть использован в качестве основы для повышения квалификации педагогов; ряд исследований, направленных на разработку курсов на основе CLASS, продемонстрировали положительные результаты для педагогов и студентов.

– Существует ли официальное сообщество исследователей и практиков, использующих CLASS? Проводятся ли конференции, посвященные этой методике?

– Образовательное сообщество CLASS (CLASS Learning Community (CLC) – это онлайн-группа из примерно 13 тысяч человек, которые используют CLASS. Около 475 наших членов находятся за пределами США, в том числе из Шри-Ланки, Пуэрто-Рико, Норвегии, Доминики, Армении, Сербии, Канады, Австралии, Великобритании и Нидерландов. На сайте CLC работает форум для пользователей CLASS, чтобы общаться с другими людьми, использующими CLASS, через дискуссионные площадки, которые включают специальные группы по интересам, такие как руководители, тренеры CLASS и педагоги.

Кроме того, компания Teachstone спонсирует ежегодную конференцию, специально посвященную CLASS. Уже четвертый год конференция (InterAct) собирает участников со всего мира. Многие другие образовательные конференции, такие как NAEYC, AERA или SRCD, проводят секции, на которых обсуждаются результаты исследований CLASS.

– Каковы планы вашей компании по внедрению CLASS в разных странах? Каковы планы совершенствования самого CLASS и для развития системы образования?

– Как отмечалось выше, CLASS используется в 43 странах мира и на всех континентах, кроме Антарктиды! Эти страны варьируются от развитых стран Европы до развивающихся государств Африки... CLASS действительно глобален. В настоящее время мы проводим тренинги на испанском языке и работаем с партнерами над переводом руководства на арабский, китайский, голландский, французский, иврит, португальский и русский языки.

Мы также разработали программу авторизованных тренеров в качестве средства расширения доступа к CLASS, которая позволяет иностранным преподавателям, отвечающим нашим требованиям, проводить курсы CLASS в своих странах.

Беседовали Александр Веракса и Дарья Бухаленкова.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.