ISSN 1997-9657
       

Брофман В.В., Мастеров Б.М., Текоева З.С. Место страха в картине детской психотравмы: особенности выражения страха «угрозы» и страха «последствий» в рисунках детей, переживших теракт (лонгитюдное исследование последствий бесланской трагедии)

Аннотация

Введение. Статья содержит материалы десятилетнего лонгитюдного исследования эмоциональной сферы детей, переживших теракт в дошкольном и младшем школьном возрасте (г.Беслан, 2004 г.). Цель работы – выявление особенностей страхов у детей, получивших психотравму в экстремальной социальной ситуации, связанной с угрозой жизни.

Методы. Методология исследования базируется на подходе Л.С. Выготского к значению социальной ситуации развития ребенка. В методы исследования входили: ежегодный скрининг серией рисуночных тестов, в том числе специально разработанных с учетом специфики данной травмы; экспертная оценка материалов; статистическая обработка данных; сравнительный анализ результатов по возрасту, степени вовлеченности в травматическое событие и временной отдаленности от него.

Результаты. Дается описание массовой травмы, ее особенностей, влияния на социальную ситуацию развития детей, а также воздействия этнокультурных особенностей социума на ее длительность. На большом объеме данных рисуночной диагностики выделена специфика возрастной динамики страхов у детей-«заложников» и детей-«свидетелей». Показано различие страхов детей этих двух групп по содержанию и продолжительности, несмотря на сходство начальной симптоматики. Введены понятия «страх угрозы» и «страх последствий».

Выводы. Феномен «массовой травмы» оказался связан не только с травматическим событием, но и с этнокультурными особенностями социума. Массовая травма изменила характер функционирования социума, его отношение к «страху», повысила его реактивность («страховитость»). При этом отдаленные во времени страхи детей были связаны в большей степени с их общекультурными контекстами, нежели с самим травматическим событием. Показаны различия в специфике страхов у детей-«заложников» и детей-«свидетелей» по содержанию, интенсивности и затуханию во времени. Выявлено, что у заложников более выражен «страх последствий», а у свидетелей – «страх угрозы».

Фрагмент статьи

Введение

Страх и террор – слова из одного контекста. Именно такой «контекст» сложился в результате трагических событий 2004 г. в г. Беслан, когда террористами была захвачена школа, где находились свыше тысячи человек, в основном дети. Заложники подвергались угрозе уничтожения, на протяжении трех дней пребывали в состоянии физического и эмоционального истощения, неподвижно, скученно, без еды и воды. Население города в ужасе стояло вокруг школы. Все закончилось штурмом, погибли 334 человека, из них 186 детей, свыше 630 были ранены. Страх и ужас парализовали город, о чем рассказывают в статьях сборника «Бес­лан. 5 лет вместе» (2009) специалисты, работавшие тогда в зоне бесланской трагедии.

Сейчас, когда прошло 14 лет и многие бывшие заложники из младших классов заканчивают бакалавриаты, покупают свадебные платья, а у кого-то из них уже есть семьи и дети, стало значительно легче рассказывать о нашем исследовании, минимизируя тот эмоциональный компонент, который так или иначе проступал еще очень долго после теракта. Хочется надеяться, что основы для подобных исследований больше не будет. А теперь представим некоторые аспекты исследования психотравмы, которые удалось выделить благодаря длительности нашего исследования. Когда мы начинали работать в 2004 году, практически не было опубликовано работ, на которые мы могли бы опереться. Сейчас материалов по этой теме значительно больше, однако в основном они не затрагивают массовую психотравму, а сосредоточены на начальной кризисной интервенции или на индивидуальной детской психотравме.

Наша работа начиналась в ситуации массовой психотравмы, охватившей маленький город, где все люди тесно связаны друг с другом. Изначально она заключалась в оказании помощи пострадавшим детям. Исследовательская часть была начата через год и состояла в выделении группы риска в младших классах школы, где обучалось большинство заложников, для оказания максимально целенаправленной психологической помощи. Впоследствии эти материалы стали отправной точкой нашего лонгитюдного исследования динамики выраженности «страхов» у детей, переживших ситуацию травмы в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Список литературы

1. Багаева Ф.В. Влияние культурального фактора на мотивацию принятия помощи пострадавшим // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 17–21.
2. Брофман В.В. Усилие жить, или Возвращение домой (Опыт работы в Беслане: диалоги, размышления, рекомендации – четыре года спустя) // Беслан: 5 лет вместе: Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: Агава, 2009. – С. 132–140.
3. Брофман В.В., Мастеров Б.М. Философия «страха» // Вестник РГНФ. – 2002. – №2. – С. 60–77.
4. Бурмистрова Е.В. Система психологической помощи в кризисной ситуации // Московский психотерапевтический журнал. – 2006. – №4. – С. 122–130.
5. Буслаева А.С., Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Задачи психологической помощи тяжелобольному ребенку и его родителям // Культурно-историческая психология. – 2016. –
Т.12. – №1. – С. 56–65.
6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: 2005.
7. Гейфман А. Отрывки из книги «Начало современного терроризма: очерк обычаев и нравов». Бостонский университет, изд-во «Либерти», Нью-Йорк, 2006. http://www.gazeta.rjews.net/geifman.shtml
8. Гейфман А. Революционный террор в России, 1894–1917 / Пер. с англ. Е. Дорман. – М.: Крон-Пресс, 1997. – 448 с.
9. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М: Апрель-Пресс, Эксмо-пресс, 2001. – 272 с.
10. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. – 2007. – №4. – С. 40–56.
11. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
12. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009.
13. Климакова Ю.В. Психологические условия изменения отношения младших школьников к «страху ошибки» / Дисс. канд. психол. наук. – М., 2000.
14. Красило А.И. Социально-гуманистический анализ психологической травмы // Культурно-историческая психология. – 2009. – №3. – С. 81–90.
15. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М., 2009.
16. Мастеров Б.М. Хронотоп травмы и пути социально-психологической реабилитации // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М., 2009. – С. 43–52.
17. Морозова Е.И., Венгер А.Л., Морозов В.А. Психологическая реабилитация детей и подростков – жертв террористического акта в Беслане // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: 2009. – С. 115–132.
18. Музыченко Г.Ф. Проективная методика «Несуществующее животное». Руководство и результаты психодиагностического исследования взрослых пациентов с различными расстройствами эмоционально-личностной сферы. – СПб.: Речь, 2013.
19. Решетников М.М. Психическая травма. – СПб., 2006.
20. Тарабрина Н.В, Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч.1. Теория и методы. – М.: Когито-Центр, 2007. – С. 66.
21. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – С. 21.
22. Текаева М.Х. Феномены ПТСР у детей младших школьников в условиях массовой травмы (теракт 1 сентября 2004 года в г. Беслан Северная Осетия): дис. магистра психологии. – М.: МВШСЭН, 2014.
23. Текоева З.С. Динамика развития эмоционального фона у детей с посттравматическим стрессовым расстройством // Начальная школа. Научно-методический журнал. – 2017. –
№6. – С. 21–26.
24. Текоева З.С. Особенности проявления страха у детей, побывавших в заложниках у террористов // Беслан. 5 лет вместе. Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане / Под ред. А.В. Печникова. – М.: КАФ, 2009. – С. 144–146.
25. Текоева З.С. Особенности эмоционально-личностного развития детей с ПТСР (лонгитюдное исследование детей г. Беслан 2005–2015 гг.) // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №7. – С. 38–45.
26. Текоева З.С. Страх и отношение к страху у детей с ПТСР в условиях массовой травмы на материале лонгитюдного исследования бесланского кейса (младший школьный и подростковый возраст) // Обще­ство: социология, психология, педагогика. Науч­ный журнал. – 2017. – №5.
27. Тиллих П. Мужество быть. – М., 2011. – С. 6.
28. Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 3–8.
29. Узикова А.Ю. Ключевое переживание как единица анализа развития личности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». [Электронный ресурс]. – Электронный журнал. – 2009. – №3. – режим доступа: http://psyanima.su/journal/2009/3/2009n3a6/2009n3a6.pdf
30. Философия науки. – Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М., 2002. – С. 14–36.
31. Хирш М. Телесная диссоциация как последствие травмы // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2015. – №3. http://psyjournal.ru/articles/telesnaya-dissociaciya-kak-posledstvie-travmy

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

социальная ситуация развития, «массовая травма», детская психологическая травма, рисуночная диагностика страхов, дети «заложники» и «свидетели», «страх угрозы» и «страх последствий»