ISSN 1997-9657
       

Брострём C. Рамочная игра с 6-летними детьми

№2 2021 Брострём C.  Рамочная игра с 6-летними детьми
Аннотация

Ролевая игра чрезвычайно важна в воспитании детей раннего возраста. Благодаря игре в детской психике происходят важные изменения. В возрасте 6 лет ролевые игры ребенка меняются. Дети начинают больше осознавать воображаемую игровую ситуацию, появляется растущее понимание цели игры. Развитие этого нового уровня позволяет ввести новый тип игры: рамочную игру. Дети
и педагоги вместе определяют общую тему и формулируют некоторые аспекты содержания, они планируют контент, обсуждают различные роли, правила внутри ролей и возможные действия, связанные с конкретными ролями. Благодаря этому совместному планированию постепенно проявляются контекст или рамки игры. Возникает вопрос, не ухудшит ли эта более спланированная игра привычные черты ролевой игры, а вместе с ней и переживания ребенком осмысленности и значимости самого процесса игры.

Фрагмент статьи

Введение

Со времен Фребеля игра выполняла решающую роль в воспитании детей раннего возраста. Следующее изложение строится на этом образовательном и развивающем понимании, оно не исключает изучения игры с антропологической точки зрения. Там, где развивающий подход стремится понять, почему дети играют, как игра меняется и как влияет на детей, антропологический подход понимает игру как самостоятельное проявление жизни и без образовательного интереса фокусируется на том, во что играют дети (Huizinga, 1955; Sutton-Smith, 1986).

Суть игры

Поскольку игра – очень сложный вид деятельности, ее нельзя охарактеризовать с помощью нескольких элементов, а скорее через диалектическое понимание (Sutton-Smith, 1978). С этой точки зрения игра является добровольной, спонтанной и независимой (Froebel, 1887; Huizinga, 1955; Rubin, 1980). Если вы попытаетесь заставить детей играть, они перестанут играть. Но игра также может быть импульсивной, агрессивной и нетерпимой (Huizinga, 1955). В фрейдистском понимании (Erikson, 1951), с одной стороны, ребенок играет, чтобы справиться с тревогой и конфликтами, а с другой – игра рассматривается как исполнение желаний и вознаграждение.

Поскольку дети подражают и идентифицируют себя с окружающими людьми, игру можно рассматривать как субъективное отражение реальности (Leont’ev, 1981). Игра может быть механическим и узким воспроизведением реальности (Heinsohn & Knieper, 1975), но часто ребенок воспроизводит наблюдения и переживания по-своему. Таким образом, игра – это творческая деятельность, посредством которой ребенок изменяет свое окружение, что-то упускает из виду и что-то изобретает (Piaget, 1962; Pirjow, 1974; Schwartsman, 1978).

Бэбкок (Babcock, 1978) определяет игру как экспрессивную деятельность, которая создает контрасты и изменения и переворачивает ценности с ног на голову. Также игра может носить нормативный и оберегающий характер. Для нее необходимы вымысел, воображение и фантазия (Singer & Singer, 1990; Vygotsky, 1976). Ребенок отрабатывает воображаемые действия и придает новое значение действиям и предметам.

Игра – это социальная деятельность, в которой человеческие отношения существенны и выражаются вместе со сверстниками (Launer, 1968). В совместной деятельности и посред­ством общения они создают действия и смыслы. Бейтсон (Bateson, 1971; 1972) и Шварцман (Schwartsman, 1978) особо подчеркивают коммуникативный аспект игры. В игре дети создают отношения и взаимодействуют друг с другом, с событиями и идеями.

Детское послание содержит различные способы интерпретации. В то же время сообщение имеет определенное содержание (текст), но оно также дает сигнал о том, как интерпретировать содержание (контекст). Чтобы понять сообщение, получатель должен воспринимать как его текст, так и контекст. Подобное общение происходит на нескольких уровнях. Дети подают игровые сигналы, чтобы сказать друг другу, что это игра (Bateson, 1972), например, девочка говорит подруге: «Давай представим, что мы модели».

Хотя социальный и коммуникативный аспект очевиден, игра – это индивидуальная деятельность ребенка. Качество игры должно оцениваться на основе опыта отдельных людей. С точки зрения Пиаже (Piaget, 1962), игру можно рассматривать как нечто, совершаемое отдельными индивидами или совместно и объектами (Sutton-Smith, 1986; Sutton-Smith & Kelly-Byrne, 1984).

Мотив игры – в самом процессе, в содержании действия, а не в результате (Garvey, 1976; Huizinga, 1955; Leont’ev, 1978; Rubin et al., 1983). Мотив игры бессознателен, но цель осознанна.

«Наличие таких обобщенных аффектов в игре не означает также того, что ребенок сам понимает те мотивы, ради которых игра затевается, что он делает это сознательно» (Vygotsky, 1978, p. 93).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

_______
* Stig Broström (1996) Frame play with 6 year-old children, European Early Childhood Education Research Journal, 4:1, 89-102, DOI: 10.1080/13502939685207861.
Публикуется с любезного разрешения журнала European Early Childhood Education Research Journal.

Список литературы

1. Aidarova, L. (1982). Child Development and Education (Moscow, Progress).
2. Babcock, B. (1978). (Ed.) The Reversible World (Ithaca, New York, Concell University Press).
3. Bateson, G. (1971). The Message “This is Play” in: HERRON, R. E. & B. SUTTON-SMITH, B. (Eds.) Child’s Play (New York, London, Sydney, Toronto, John Wiley & Son, Inc.).
4. Bateson, G. (1972). Steps to an Ecology of Mind (New York, Ballantine Books).
5. Brostrom, S. (1992). Quick Response: An Ethnographic Analysis of a Drama-Game in a Danish Preschool, The Quarterly Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition, Volume 14, p. 17-25.
6. Davydov, V. (1990). Types of Generalization in Instruction: Logical and Psychological Problems in the Structuring of School Curricula (Reston, National Council of Teachers of Mathematics).
7. Engestrom, Y. (1987). Learning by Expanding. An Activity-theoretical Approach to Development Research (Helsinki, Orienta-Konsultit).
8. Elkonin, D. B. (1980). Psychologie des Spiels (Berlin, Volk und Wissen).
9. Erikson, E. H. (1951). Childhood and Society (New York, Norton).
10. Fine, G. A. (1983). Shared Fantasy Role-Playing Games as Social Worlds (Chicago and London, The University of Chicago Press).
11. Froebel, F. W. (1887). The Education of Man (New York, Appleton).
12. Garvey, C. (1976). Some Properties of Social Play, in: BRUNER, J., JOLLY, A. & SYLVA, K. (Eds.) Play – Its Role in Development and Evolution (New York, Basic Books, Inc., Publishers).
13. Heinsohn, G. & Knieper, B. (1975). Theorie des Kindergartens und der Spielpedagogik (Frankfurth am Main, Suhrkamp Verlag).
14. Huizinga, J. (1955). Homo Ludens (Boston, Beacon).
15. Launer, I. (1968). Pers~nlichkeitsentwecklung in Vorschulalter bei Spiel und Arbeit (Berlin, Volk und Wissen).
16. Leont’ev, A. N. (1978). Activity, Consciousness and Personality (New Jersey, Prentice-Hall).
17. Leont’ev, A. N. (1981). Problems of the Development of the Mind (Moscow, Progress).
18. Markova, T.A. & Zaporozhetz, A.V. (1983). The Education of Children through Play, in: Soviet-Education, 25.
19. Piaget, J. (1962). Play, Dreams and Imitation in Childhood (New York, Norton).
20. Pirjow, G. D. (1974). Probleme des Spiels im Kindergartens (Berlin, Volk und Wissen).
21. Rubin, K. H. (1980). Fantasy Play: Its Role in the development of Social Skills and Social Cognition, in: RUBIN, K. H. (Ed.) Children’s Play (San Francisco, Washington, London, Jossey-Bass Inc., Publishers).
22. Rubin, K. H., et al. (1983). Play, in: MUSSEN, P. H. (Eds.) Handbook of Child Psychology, Vol.IV. (New York, John Wiley & Sons, Inc.).
23. Schwartsman, H. B. (1978). Transformations. The Anthropology of Children’s Play (New York, London, Plenum Press).
24. Singer, D. G. & Singer, J. L. (1990). The House of Make-believe (Cambridge, MA., London, Harvard University Press).
25. Sutton-Smith, B. (1978). Dialektik des Spiels (Schorndorf, Verlag Karl Hoffman).
26. Sutton-Smith, B. & Kelly-Byrne, D. (1984). The Phenomenon of Bipolarity in Play Theories, in: YAWKEY, T. D. & PELLEGRINI, A. D. (Eds.) Child’s Play: Developmental and Applied fHillsdale, New Yersy, London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers).
27. Sutton-Smith, B. (1986). Toys and Culture (New York, Gardner Press).
28. Sylva, K. et. al. (1976) (Eds.) The Role of Play in the Problem-solving of Children 3-5 Years Old, in: BRUNER, J.S., JOLLY, A. & SYLVA, K. (Eds.) Play – Its Role in Development and Evolution (New York, Basic Books, Inc. Publishers).
29. Sylva, K., Roy, C. & Painter, M. (1980). Childwatching at Playgroup and Nursery School (London, Grant McIntyre).
30. Venger, L. (1985). Education of the educational preparation to systematic instruction. Russian article in: Doshkolnoe Vospitanii, 7, Moscow.
31. Vygotsky, L. S. (1976). Play and it’s role in the mental development of the child, in: BRUNER, J., JOLLY, A. & SYLVIA, K. (Eds.) Play, its Role in Development and Evolution (New York, Basic Books).
32. Vygotsky, L. S. (1978). Mind in Society (Cambridge, Harward University Press).
33. Wood, D., Mcmahon, L. & Cranstoun, Y. (1980). Working with Under Fives (London, Grant Mclntyre).

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

игра, группа, планирование, развитие, понимание.