ISSN 1997-9657
       

Будущее дошкольного образования

№3 2008 Будущее дошкольного образования
Полный текст

Дошкольное образование города Москвы достигло значительных успехов: строятся детские сады, внедряются инновационные технологии, разрабатываются новые формы и методы работы. Не случайно опытом Москвы заинтересовалось ЮНЕСКО. Москва и ЮНЕСКО подписали соглашение о создании совместной программы в области дошкольного образования «От младенчества до школы». В рамках его реализации предстоит разработать стандарты дошкольного образования, которые затем будут предлагаться и в других странах. Работа предстоит сложная и серьезная. В департаменте образования подошли к решению этой задачи со всей ответственностью. Чтобы разработать модель детского учреждения, отвечающего всем современным требованиям, в котором детям будет уютно и комфортно, где они смогут развивать свой потенциал, в Москве организован конкурс «Детский сад будущего».

Заявка – начало важного разговора

В этом году в конкурсе было учреждено 10 номинаций. В Департамент образования поступило большое количество заявок «детских садов будущего». Компетентное жюри уже на этапе отбора обнаружило в них ряд недостатков.

– Я проанализировала все заявки в номинациях по информационным технологиям, руководителям ДОУ и проектной деятельности, достаточно подробно просмотрела заявки по развитию патриотизма, – делится мнением кандидат психологических наук, доцент Елена Вячеславовна Рачкова. – И сразу хочется отметить, что сложно было выставлять оценки – казалось, большинство заявок написал один и тот же человек, до того они были похожи.

Например, номинация «Проектная деятельность». Почти в каждой заявке – развитие самостоятельности (инициативности) ребенка через взаимодействие со взрослым в опытной (исследовательской) лаборатории. Ясно, что такая идея напрашивается сама собой, и наличие предметной среды – это важный компонент. Но если ограничиться только предметной средой, мы получим вместо проектной деятельно сти продуктивную, когда дети выполняют задания под руководством педагога. Тоже здорово – и нужно, и интересно. Но к проектной деятельности и формированию авторской позиции ребенка отношения не имеет.

Почти во всех заявках в номинации «Информационные технологии» присутствовала формулировка создание «единого информационного пространства». Но что это такое, никто не написал.

– Практически во всех заявках из формулировок основной идеи было сложно понять, чем все-таки планируют заниматься ее авторы, – отмечает член жюри, преподаватель факультета социальной психологии МГППУ Александр Николаевич Веракса. – Часто встречались общие слова, из которых сложно понять, что именно должно происходить в детском саду.

Например: развитие умственных способностей, развитие личности. Как? Почему? Через что? Недочеты в заявках были, но были и интересные идеи, которые заслуживали внимания и более детального рассмотрения. 50 лучших заявок по пять в каждой номинации вышли в следующий тур конкурса.

– Очень важно, что дошкольные учреждения сделали первый шаг – преодолели пассивную позицию, смогли заявить о себе теми средствами, которыми они располагают, – подчеркива ет профессор, доктор психологических наук Николай Евгеньевич Веракса. – Это крайне позитивный момент для становления дошкольного образовательного учреждения как уникального фрагмента системы образования Москвы. Очевидно, что написать заявку было непросто, но сам факт ее написания показывает, что дошкольное учреждение может развиваться и включаться в сложные профессиональные отношения.

Современный руководитель – успешный детский сад

На следующем этапе конкурса эксперты посещали детские сады, на месте оценивали презентации проектов, смотрели, как организована работа детского сада, общались с сотрудниками и детьми.

Детское образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 908 (СВАО) представил проект в номинации «Современный руководитель детского сада».Современные технологии и компьютерные программы дают возможность создавать «информационную вертикаль» управления качеством образования, снабжая руководителей оперативной и актуальной информацией обо всех аспектах деятельности учреждения: организации образовательного процесса, оздоровления детей и т. д., включая подготовку разнообразных отчетов и справок. На современном этапе развития педагоги ДОУ не всегда в достаточном объеме владеют методами и способами анализа информации, полученной в результате диагностики, контроля, мониторинга. Проект предлагает внедрение в практику работы ДОУ информационно-компьютерной среды, не требующей от работников детских садов специальной подготовки и создание единого информационного поля для обеспечения оперативного доступа к необходимой информации.

В центре внимания – здоровье детей

Все большую актуальность приобретает проблема ухудшающегося здоровья дошкольников.

– Проекты, представленные в номинации «Здоровый ребенок» – физкультура и спорт в детском саду, отличаются продуманно стью, – рассказывает Вера Юрьевна Слепцова, главный специалист Департамента образования г. Москвы. – Детские сады понимают всю меру возложенной на них ответственности за здоровье детей. Впечатления позитивные, заявленные темы отражены в проектах. Сделать выбор очень сложно. Один из критериев оценки – командность. Необходимо, чтобы все члены коллектива понимали важность проекта и свое в нем участие. В некоторых садах нам стремятся рассказать и показать то, что у них уже есть, чего успели достичь. Мы и так знаем, какие они замечательные, иначе бы не участвовали в конкурсе и не вышли в финал. Для нас важна именно идея и способы ее реализации, ведь грант победителю выдается на будущее, на развитие.

Детский сад № 2528 (САО) представил проект «Интеграция двигательной активности и познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе формирования у них культуры здоровья».

– Мы выбрали это направление для того, чтобы сделать свою работу более совершенной, поднять наше учреждение на новый уровень, более современный, интересный и инновационный, рассказывает заведующая детским садом № 2528 Жанна Витальевна Садовникова. – Начиная с открытия детского сада, а нашему учреждению всего год, мы уделяли особое внимание здоровью детей. Здоровый ребенок счастлив, у него больше возможностей интеллектуально развиваться. Начиная с открытия, мы создавали необходимый компонент, подбирали коллектив, кадры, создавали условия для их работы.

Детский сад № 2348 (ЮВАО) предложил проект спортивно-оздоровительного центра «Олимпийский росток». Предполагается, что в ходе его реализации для каждого ребенка будет разрабатываться «Спортивный маршрут», который обеспечит позитивную динамику показателей состояния здоровья, двигательного и личностного развития ребенка. Коллектив детского сада № 2348 убежден, что любовь к спорту, здоровому образу жизни необходиимо прививать с раннего возраста.

Развитие интеллектуального потенциала

Детский сад № 1602 (ВАО) в течение 12 лет работает в экспериментальном режиме над разработкой образовательной программы «Диалектика», основанной на идеях структурно-диалектического подхода профессора Н. Е. Вераксы. В деятельность экспериментальной площадки (уже второй по счету) вовлечены все педагоги детского сада. Только в 2007/2008 учебном году было проведено более 15 обучающих семинаров для сотрудников ДОУ под руководством О. А. Шиян и И. Б. Шияна. В ходе семинаров отрабатывается не только методика создания и проведения развивающих занятий по программе «Диалектика», но что более важно – создается ситуация для развития мышления педагогов посредством технологии позиционного обучения взрослых. По мнению И. Г. Сокол, заведующей детского сада, невозможно организовать ситуацию развития для ребенка, если сам взрослый не находится в ситуации развития.

В центре проекта, предложенного на конкурс «Детский сад будущего», – попытка вывести экспериментальную инновационную программу на новый уровень, перейти от лабораторного режима апробации к трансляции накопленного опыта. Этот шаг невозможен без создания системы методических рекомендаций для специалистов, желающих работать по программе. В качестве отдельной задачи была сформулирована задача описания и технологизации метода обучения сотрудников ДОУ инновационным технологиям. Кроме того, в проекте было заявлено создание мультимедийного дидактического материала для детей старшего дошкольного возраста – то есть такого продукта, который удобен для трансляции и тиражирования в условиях любого ДОУ и будет способствовать распространению основных идей программы в сфере дошкольного образования.

ГОУ ЦРР № 1435 (СВАО) уже несколько лет плодотворно сотрудничает с профессором Н. Г. Салминой. Под ее руководством апробированы и опубликованы программы по развитию знаково-символической деятельности как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

Для освоения новых разработок на базе детского сада организовано постоянное обучение педагогов. Особое внимание уделяется работе с детьми в раннем возрасте: папы и мамы вместе с малышами с удовольствием занимаются в центре игровой поддержки.

В ГОУ ЦРР № 1754 (ЮАО) долгое время велась экспериментальная работа под руководством кандидата физико-математических наук Э. Б. Финкельштейна. Весь коллектив учреждения включен в создание развивающих занятий, основанных на языке когнитивной графики. Представленный в проекте подход направлен на освоение детьми в дошкольном возрасте достаточно сложных мыслительных действий.

О победителях и других интересных проектах конкурса «Детский сад будущего – 2008» читайте в следующем номере нашего журнала.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.